Вестник Московского государственного университета культуры и искусств
«Вестник МГУКИ» нацелен на развитие научных исследований в области философии, теории и истории культуры, педагогики, искусствознания и управления в сфере культуры. Журнал является одним из ведущих профильных научных изданий вузов культуры и искусств России, в полной мере отражает стратегию фундаментальных и прикладных научных исследований в отрасли культуры. При этом исследуются различные формы презентации социально-гуманитарного знания, аспекты трансформация постнеклассической парадигмы культуры, стратегия мультикультурализма и формирование культурной идентичности в современной России. Общественно-политические аспекты культурного развития отражены в журнале с позиций духовно-нравственного осмысления современных проблем культурной политики и педагогики культуры. Особое направление, активно развиваемое журналом, - это информатизация в сфере культуре, которое показывает современный контекст педагогики библиотечно-информационной деятельности, новые подходы в работе с читателями и усилению социальных функций библиотек. Рассматривается информационное общество эпохи постмодерна, медиа-образование как фактор информационной безопасности общества, электронная культура в контексте социальных инноваций этические аспекты библиотечно-информационной деятельности.
Текущий выпуск
№ 1 (2024)
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Социокультурные функции высшей школы в пространстве диалога культур
Аннотация
Объектом рассмотрения в статье является пространство диалога культур, образующееся в рамках парадигмы многополярного развития, в котором акцентировано внимание на совокупности системных функций высшей школы, обеспечивающих за счет усиления интеллектуального потенциала адаптивность общества к современным вызовам. В качестве эмпирического материала рассмотрены широко известные исторические факты, которые зачастую игнорируются в рамках евроатлантического теоретического дискурса как малосущественные, но имеют определяющее значение для формирования многополярной парадигмы культурного развития. В качестве методологического основания выступает синтез структурно-функционального и социокультурного подходов российской культурологии. Специальным инструментальным методом выбран прием деконструкции, подразумевающий понимание нового содержания посредством включения известных фактов и значений в новый контекст. Помещение исторически сформировавшихся социокультурных функций высшей школы в актуальный контекст диалога культур в рамках многополярной парадигмы развития подчеркивает взаимосвязь её ключевых системообразующих элементов и принципы усиления её субъектности в современном обществе.



Многообразие трактовок понятия «Русский мир»
Аннотация
Рассматриваются различные дискурсы Русского мира, которые отражают многогранность данного феномена. Прослеживаются истоки формирования концепции Русского мира, которые уходят в XIX век. Выделяются две принципиально значимые фигуры – Ф. М. Достоевский и Н. Я. Данилевский, сформировавшие основные подходы к Русскому миру, получившие развитие и в современности. В итоге определяется инвариантное ядро Русского мира, основанное на духовной сверхэтничности русскости, а также – на историософской сущности русской идеи.



Цивилизационный подход и исследование глобализации и деглобализации в отечественной науке конца XX – начала XXI века
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению цивилизационных теорий и исследованию глобализации и деглобализации в работах отечественных ученых на рубеже XX–XXI веков. В первой части статьи раскрывается трактовка цивилизационного подхода такими видными деятелями отечественной науки рубежа XX–XXI веков, как Е. Б. Черняк, Б. С. Ерасов, Н. Н. Моисеев, Ю. В. Яковец, каждый из которых внес существенный вклад в становление и развитие цивилизационной науки в нашей стране. Во второй части статьи охарактеризована критика глобализации и вестернизации в современном мире в работах А. С. Панарина, А. А. Фурсова, Ю. В. Яковца и А. Н. Чумакова. Автором сделан вывод об оптимизации сценариев будущего в том случае, когда будущее понимается как воплощение единства человечества при сохранении многообразия неповторимых равноправных культур. Отдельно рассмотрен вопрос о межкультурном диалоге как начале выхода из цивилизационного кризиса, созданного процессом глобализации.



ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Феномен чуда: экзистенциальный дискурс
Аннотация
Статья посвящена экзистенциальному дискурсу о чуде, который занимает свое важное место среди других способов понимания чуда в культуре – религиозного, сказочного, технократического и др. Чудо, взятое в экзистенциальном ключе, понимается как краткое сильное переживание, полное удивления, радости и восторга, влияющее на последующую жизнь человека. Экзистенциальное чудо вырывает человека из обычного течения жизни, в большинстве случаев – это быстрое или внезапное исполнение страстного желания или надежды, или же встреча с тем, что желалось подспудно. Яркими примерами «экзистенциального чуда» являются переживания вспышки влюбленности и любви, творческого инсайта, духовного озарения. В статье показаны особенности переживания каждого из этих видов «чуда». После освещения сюжета в настоящем времени дается краткое рассмотрение ситуации «до чуда» и «после чуда». Отмечается, что само переживание чуда должно быть эмоционально и культурно подготовлено: в любви это «воспитание чувств», в творчестве – предшествующий труд, позволяющий совершить качественный скачок открытия, изобретения или создания художественного произведения. Наименее понятной остается предшествующая фаза духовного экстаза или просветления. В отношении «жизни после чуда» автор усматривает два варианта. Первый, мрачный, означает разочарование в исполнении желания и рассмотрение самого переживания чуда как иллюзии. Второй – позитивный – предполагает, что в большей или меньшей степени пережитое экзистенциальное чудо становится «праздником, который всегда с тобой».



Образ России и феномен исторической памяти в воспоминаниях Ф.А. Степуна и Е.В. Спекторского
Аннотация
В статье рассмотрены воспоминания Ф. А. Степуна и Е. В. Спекторского с позиций их личного исторического и культурного мировоззрения. Автор статьи анализирует образ России в этих воспоминаниях, выводы и обобщения Ф. А. Степуна и Е. В. Спекторского. Ф.А. Степун обращает внимание на процессы, которые привели к революции 1917 года. Революция – это стихийное явление, которая не имело рациональной логики, но Степун попытался раскрыть в воспоминаниях основные направления в ее развитии. По мнению Степуна, сущностью русской революции были хаос и разрушение, но революционеры, разрушив старую Россию, начали создавать государственный порядок, построенный на новых социальных принципах. Е. В. Спекторский, в отличие от Степуна, меньше интересовался общественно-политическими проблемами, основное внимание в его воспоминаниях направлено на научную и университетскую жизнь. Спекторский детально описывает свой путь в науке, деятельность в Варшавском и Киевском университетах. Воспоминания Спекторского не завершаются 1920 годом, годом его отъезда из России, а описывают жизнь русской эмиграции в Югославии. По мнению автора статьи, Ф. А. Степун и Е. В. Спекторский представили не только мемуары, а показали два направления в исследовании исторической памяти.



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Творчество А. В. Щусева в контексте эколого-культурного подхода
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению творчества А. В. Щусева через призму эколого-культурного подхода, разработанного Д. С. Лихачевым. Автор останавливается на характеристиках данного подхода и правомерности его использования для анализа тенденций в отечественном искусстве второй половины XIX – начала XX века. Подчеркивается, что задача по формированию национального стиля актуализируется к концу XIX века и связана с переосмыслением национальной истории и культуры. Далее автор рассматривает ряд факторов, способствовавших формированию нового взгляда на традиции древнерусской культуры, приобретение памятниками древнерусской культуры статуса культурного наследия. Автор статьи подчеркивает, что Щусев, занимавшийся восстановлением памятников древнерусской архитектуры, проявлял талант не только зодчего, но исследователя и археолога, благодаря чему он становится не только признанным мастером неорусского стиля, но и автором новаторского метода реконструкции. Для отечественных мастеров начала XX века неорусский стиль выступал как художественный ориентир, эстетический идеал, дающий возможность на его основе формировать новый художественный язык.



Архитектор Ле Корбюзье и его образ в новейшей русской литературе
Аннотация
В статье рассмотрена духовная программа Ле Корбюзье и рецепция этой программы в русской литературе. Ле Корбюзье исходил вовсе не из массового производства, а, наоборот, из конгениальности архитектора и жителя дома. Его программы строительства церквей и монастырей подразумевали воспроизведение христианских духовных практик уже как формы социальной рефлексии в XX веке. В статье рассмотрено несколько удачных попыток раскрыть духовный потенциал деятельности Ле Корбюзье, усиливающих рефлексивное направление в современной литературе. В частности анализируется средиземноморский поэтический цикл Елены Фанайловой, где Ле Корбюзье представлен как создатель интерсубъективного режима существования средиземноморской архитектуры, а также рассматривается неосимволическая новелла Оксаны Штейн об архитекторе, где в качестве пластов культуры выступают инструменты мастера, создающие режимы усиленного влюбленного созерцания. Делается вывод о том, что наследие Ле Корбюзье может быть вписано в религиозно-философские и феноменологические контексты, что обогащает понимание высших достижений архитектуры XX века.



Мифологема «танцующего бога»: репрезентация человеческого тела в музыкальном искусстве
Аннотация
Цель предлагаемой статьи заключается в философском анализе способов репрезентации телесности человека в музыкальном искусстве. Результатом проведенного исследования становится раскрытие эстетического и мифического содержания классического балета как сферы, в которой человеческая телесность получает максимальное музыкальное выражение. Автор обосновывает тезис о том, что основным содержанием балета является музыка, движения танца подчинены развитию музыкальной темы. Тело танцора выступает одновременно в качестве музыкального инструмента и музыкального образа. Мифическое содержание балета заключается в утверждении символического единства физического и духовного, телесного и божественного начала. В статье применяются методологические принципы и установки диалектики Г. В. Ф. Гегеля и А. Ф. Лосева, используется семиотический подход. Основным результатом проведенного исследования выступает разработка философского подхода к осмыслению феномена академического танца.



Русская тема в хореографическом наследии В. Д. Тихомирова: семиотический анализ
Аннотация
Статья посвящена творческой деятельности одного из создателей русской школы классического танца, известного артиста, балетмейстера и педагога Василия Дмитриевича Тихомирова (1876-1956). События жизни хореографа рассматриваются в контексте революционных трансформаций российского общества и формирования отечественной школы классического танца. В статье анализируются знаки, характерные для семиотики русского балета на примере анализ биографического текста и творческой деятельности Тихомирова. Его сценическая деятельность началась в то время, когда главные партии нередко исполняли итальянские гастролирующие балерины, на балетной сцене существовал сложный язык жестов, затрудняющий понимание смысла балета. Однако именно в эти годы появляется интерес к национальной проблематике у московской публики и постепенно формируется русская школа классического балетного искусства. В дальнейшем Тихомиров отказывается от балетной пантомимы в пользу языка живой пластической выразительности. В первые годы Советской власти существование классического балета как имперского искусства ставится под сомнение, Тихомиров обращается к А.В. Луначарскому, убеждая его сохранить балет как вершину национального русского искусства. Он был вынужден создавать постановки с выраженным социальным акцентом, поскольку требовалось показать советский характер с учётом идеологических установок. Тем не менее, школа Тихомирова как танцовщика и педагога в полной мере носила национальный характер, поскольку в ней учитывались особенности русского народного танца и пластики. Хореографическая формула, составляющая русский национальный балет: простота — ясность — выразительность. В балетном искусстве национальный код культуры действует в активном режиме и тесно связан с универсальной культурной формой, что и позволило создать и утвердить национальную школу русского классического танца.



Вокальный дуэт в контексте отечественной духовной музыкальной культуры
Аннотация
Автор статьи предпринимает попытку дать характеристику отечественной ансамблевой практике пения в культурном пространстве духовной музыки конца XX – начала XXI века. Подчеркивая важную роль двухголосного пения в древнерусском духовном песнотворчестве, автор рассматривает осуществившийся на рубеже XX–XXI вв. уникальный в своем роде поворот музыкального искусства к восстановлению этой традиции, практически полностью утраченной в конце XVII века. Особенностью процесса возрождения двухголосной практики пения стало также то, что интерес к вокальному дуэту возобновился в сфере академической духовной музыки в творчестве выдающихся композиторов современности – В. Довганя, А. Пярта, А. Тертеряна, А. Микиты. Специфика интерпретации современной музыки для вокального ансамбля остается еще мало изученной и представляет собой интереснейшее поле для исследовательской деятельности. Примеры духовной музыки широкого спектра содержания – от богослужебных образцов до различных жанров камерно-вокальной и симфонической музыки – демонстрируют значимость этого явления для отечественной культуры.



Современный художественный образ города: монументальная скульптура в контексте постистории
Аннотация
Антропологический (или человекоориентированный) подход к формированию современного образа города является на сегодня наиболее актуальным, если учитывать сложнейшую социокультурную проблематику современности. Художественный образ города как один из его субобразов создает особое пространство чувственно-эмоционального, в котором происходит событие встречи Я человека с Я города. На примере контр-монумента, одной из тенденций современной монументалистики, в статье рассматривается способность монументальной скульптуры взаимодействовать с болевыми точками современного общества – с коллективной памятью, национальной и культурной идентичностью, индивидуальной и коллективной ответственностью, обращенными не только в прошлое, но и в будущее. Становясь частью сложно организованного художественного образа города, современная монументальная скульптура способна не только витализировать его энергию, но делать его аутентичным, созвучным тем изменениям, которые происходят в общественном и индивидуальном сознании, в мировосприятии и мирочувствовании современного человека.



Сущностные аспекты и формы репрезентации перформативных практик
Аннотация
В статье анализируются сущностные аспекты и формы репрезентации перформативных практик. Перформативные практики – культурный феномен, отражающий социокультурное состояние в XX–XXI веках. Образовавшись на локальном уровне, этот феномен приобрел глобальное значение. Мы находимся в ситуации нарастания интереса к этим формам искусства. Некоторые исследователи выделяют перформативный поворот как равноправный наряду с другими в научном дискурсе XX века. В современном поле искусства оформился ряд форм перформативных практик, работающих с социальными и экзистенциальными вопросами современной культуры и общества. Перформативные практики тесно связаны с социокультурным контекстом. Диалогичность и активность по отношению к реципиенту позволяют перформативным практикам быть инструментом для репрезентации различных социальных явлений и проблематичных для различных групп процессов. Это обуславливает внимание к сущностным аспектам перформативных практик и формам их репрезентации.



ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Педагогика культуры в понятийно-терминологической системе общей педагогики
Аннотация
В статье обоснована возможность использования понятия «педагогика культуры» в отечественной науке об образовании. Научный статус педагогики культуры определяется вектором междисциплинарной рефлексии культурных аспектов педагогической деятельности и педагогических процессов в сфере культуры. Философская идея «педагогики культуры» апеллирует к культуре как универсалии, определяющей все стороны образования, процессы освоения культуры личностью и сотворения, продолжения ею культуры. При этом все смысловые коннотации этого понятия смещены в сторону педагогики, тогда как, например, понятие «педагогическая культурология» основывается на культурологии и, соответственно, в большей степени ассоциировано с культурологией, философской теорией культуры. Предложена авторская концепция морфологии социокультурных практик, обеспечивающих функционирование педагогических систем в сфере культуры, имеющая следующий состав: Общая педагогика (родовое понятие). Педагогика культуры (видовое понятие). Подвиды педагогики культуры: Педагогика искусства и художественного образования, Педагогика библиотечно-информационной деятельности, Педагогика социально-культурной деятельности, Педагогика народного художественного творчества, Музейная педагогика, Медиапедагогика. Предлагаемое автором введение понятия «педагогика культуры» отражает поворот педагогической науки к исследованию закономерностей образования и воспитания в институциях сферы культуры.



Реформа высшего образования: возможности и угрозы
Аннотация
Статья посвящена проблеме реформирования современного высшего образования. Рассмотрены основные тенденции выстраиваемой сегодня модели высшего образования: частичный отказ от Болонской системы с сохранением ее отдельных элементов, использование всего положительного, что было наработано отечественной высшей школой, новации, заключающиеся в массовой индивидуализации обучения, оптимальном соотношении фундаментального и практико-ориентированного образования, междисциплинарность, гибкость образования. Дается всесторонняя оценка производимым изменениям и прогноз развития новой модели высшего образования.



Перспективы аналитического функционирования антропопрактики в музыкально-исполнительском образовании
Аннотация
В статье представлен опыт анализа и типологизации антропопрактики музыкального образования и воспитания. Раскрываются инновационные возможности включения в процесс подготовки музыканта элементов личностного моделирования ценностно-смысловой основы музыкального искусства, исходящие из гуманитарно-антропологической методологии музыкальной психологии, педагогики, музыкознания и исполнительского искусства. Предложены перспективы воспитания аналитического мышления в процессе работы над музыкальным произведением на основе анализа реальных событий профессиональной музыкальной деятельности, выявления, сопоставления антропологических оснований музыкально-исполнительского искусства и опыта построения учебного процесса. Определены перспективы корреляции текущих вариантов анализа и интерпретации музыкального материала, отражающего разные эпохи, стили, формы с современными изысканиями исследователей, исполнителей, преподавателей, а также – с востребуемыми практикой традициями и доказавшими свою жизнеспособность культурно-ценностными ориентирами, возникающими в процессе работы с идеальными представлениями, описанными в антропопрактике образно-интонационного, пластического, художественно-творческого потенциала исполнительского искусства.



Использование медиатехнологий в профессиональной подготовке студентов музыкальных специальностей
Аннотация
В статье обосновывается необходимость и востребованность медиаобразования в процессе подготовки студентов музыкальных специальностей как способа адаптации музыкального образования к реалиям цифрового мира. Рассматриваются примеры использования новых медиа, созданных студентами медиамастерской как инструмента самообразования и повышения музыкальной грамотности. Разбираются этические коллизии и нормы, которые предлагается использовать блогерам-музыкантам в своей деятельности. По мнению автора, они находятся на стыке музыкальной и журналистской этики. Делается вывод о том, что использование новых медиа становится важным инструментом развития музыкально-слухового восприятия песен, способствующим лучшему пониманию замысла и его реализации исполнителем. Ресурс блогосферы может быть успешно использован будущими музыкантами для улучшения подготовки и как источник дополнительной информации по теме.



Освоение франкоязычного репертуара в классе академического вокала
Аннотация
В статье выделены основные задачи педагога по классу вокала и концертмейстера при работе с франкоязычным материалом. Рассмотрены педагогические условия, способствующие эффективной организации учебного процесса. В ходе исследования автором выявлены этапы освоения франкоязычного репертуара в классе академического вокала. Определены условия, необходимые для повышения учебной мотивации, а также для формирования у студента-вокалиста основ саморегуляции и самоконтроля произношения на французском языке в пении. Автором отмечена необходимость реализации обучения с опорой на методические разработки лингвистической науки по проблеме фонетики и фонологии, на музыкально-педагогические исследования в области вокально-речевой подготовки. Выявлена актуальность создания в современном образовании профильных дисциплин, направленных на приобретение навыков работы с франкоязычным репертуаром.



Учебная дисциплина «информационная культура личности» как инструмент адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе: опыт МГИК
Аннотация
В статье представлен опыт преподавания студентам, первокурсникам Московского государственного института культуры, учебной дисциплины «Информационная культура личности». Данный курс читается на большинстве факультетов МГИК студентам первого года обучения с сентября 2023 года. В работе обосновывается важность включения указанной дисциплины в программу обучения студентов именно первых курсов – в качестве действенного инструмента, помогающего учащимся высшей школы адаптироваться к непривычной для них образовательной среде. Также подчеркнут практико-ориентированный характер курса, призванный закрепить полученные студентами теоретические знания. Раскрывается смысловое содержание практических заданий, направленных на овладение студентами навыками информационного поиска в различных электронных научных библиотеках и базах данных, аналитико-синтетической переработки информации, а также – создания собственного информационного продукта.



Развитие коммуникативных способностей подростков с расстройством аутистического спектра в инклюзивном театре
Аннотация
В статье раскрываются трудности коммуникации подростков с расстройством аутистического спектра (РАС), проявляющиеся в социально неприемлемых коммуникативных сигналах, которые обусловливают их социальную дезадаптацию, приводят к нарушению социального взаимодействия, прежде всего, со сверстниками. В статье обосновывается необходимость развития коммуникативных способностей подростков с расстройством аутистического спектра (РАС) через вовлечение их в орбиту дополнительного инклюзивного образования, а именно – в сферу инклюзивного театра. В статье представлена модель и фрагмент программы психолого-педагогической деятельности по развитию коммуникативных способностей подростков с РАС в инклюзивном театре. Кроме того, авторы приводят примеры средств инклюзивной театральной педагогики, которые подбираются исходя из нозологических особенностей этой категории детей, проявляющихся, в том числе, в речевой дисфункции, снижении способности к установлению эмоциональногои социального взаимодействия. В статье приведены данные сравнительного анализа опытно-экспериментальной работы.



БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ
Функциональность ЭБС в сфере поиска информации: результаты сравнительного анализа
Аннотация
Приводятся результаты исследования «Потенциал электронных библиотечных систем для вуза культуры». Объектами исследования являются ЭБС «Юрайт», «Лань», «Руконт», «Университетская библиотека онлайн», «IPR Smart». Анализ осуществлялся в ходе фронтального обучения студентов-первокурсников МГИК алгоритмам поиска информации в ЭБС по типичным информационным запросам. Выявлен основной недостаток ЭБС в сфере поиска информации – наличие значительной доли нерелевантных документов в поисковой выдаче. Установлено низкое качество используемых в ЭБС локальных лингвистических средств (рубрикаторов и классификаторов), обнаружено нарушение логических требований, предъявляемых к классификации объектов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию инструментов поиска в ЭБС на основе развития средств лингвистического обеспечения и устранения таких недостатков, как наличие большого количества нерелевантных изданий в результатах поиска, неработоспособность полей расширенного поиска, отсутствие необходимых фильтров для отсечения поискового шума.



Мониторинг образовательных программ библиотечно-информационной направленности в условиях изменений нормативно-правового регулирования
Аннотация
В статье приведены результаты многоаспектного мониторинга программ библиотечно-информационной направленности в контексте актуальных изменений нормативно-правового регулирования, связанных с утверждением профессионального стандарта и разработкой ФГОС 4 и со структурными трансформациями, происходящими как на уровне социальных институтов, так и на микроуровне человеческих взаимодействий – межличностных и внутригрупповых. Проведен анализ общественных и профессиональных требований, предъявляемых к современным библиотечно-информационным специалистам. По результатам исследования выявлены тенденции, которые будут оказывать влияние на библиотечно-информационную отрасль в среднесрочной перспективе: сетевизация коммуникаций при сохранении институциональной организации труда, усиление аналитической и исследовательской функций библиотечно-информационных специалистов, единовременный рост роли технологических, общегуманитарных и надпрофессиональных компетенций. Сформулированы актуальные вызовы и задачи, стоящие перед вузовским сообществом в настоящее время.



МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Архивное волонтерство: опыт Великобритании
Аннотация
За несколько десятилетий архивное волонтерство вышло на новый качественный уровень, стало востребованным профильным направлением в добровольческом движении Великобритании. В статье автором дан всесторонний анализ плодотворного сотрудничества работников архивных учреждений Великобритании с помощниками-добровольцами на примере реализации многочисленных общественно значимых проектов. В исследовании рассматривается состояние сферы архивного волонтерства, функционал добровольческого актива и анализируются виды выполняемых работ. Особое внимание автор уделяет волонтерскому менеджменту – организации работы с волонтерами коммуникационной компанией, от отбора до обучения и мотивации. Знакомство с успешными зарубежными практиками по работе архивов с волонтерским сообществом имеет большое значение, так как подобные практики могут быть использованы в качестве примеров организации добровольческого труда на площадках отечественных архивных учреждений.



Военно-мемориальное наследие в условиях использования цифровых технологий (на примере Кемеровской области – Кузбасса)
Аннотация
В статье приведен краткий обзор эффективных методов повышения аттрактивности военно-мемориального наследия, которые применяются в Кемеровской области – Кузбассе, перечисляются их достоинства и недостатки. Анализируется возможность применения технологии дополненной реальности на экспозициях музеев, где представлены выставочные экспозиции по военно-мемориальной тематике, и делается вывод, что данная технология может быть успешно использована для усиления визуальной привлекательности и информативности, перевода этого пласта наследия в разряд актуального. В то же время автор делает акцент на то, что виртуальный образ может подменить собой реальный объект. Соответственно, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление проблемы и поиск приемов, позволяющих применять технологии дополненной реальности для актуализации военно-мемориального наследия без угрозы его девальвации.


