Том 20, № 4 (2024): КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Год: 2024
- Выпуск опубликован: 15.12.2024
- Статей: 17
- URL: https://journal-vniispk.ru/1999-9836/issue/view/18201
Весь выпуск
Колонка главного редактора
Колонка главного редактора



Cтатья номера
Возможности введения элементов базового дохода в выплату пенсий и социальной помощи в Российской Федерации
Аннотация
Целью исследования явилось выявление предпосылок введения элементов базового дохода в пенсионную систему России в среднесрочной перспективе. Посредством анализа научной дискуссии о целесообразности ведения безусловной базовой поддержки населения как в мире, так и в России установлено, что реализация такой поддержки остаётся неоднозначным решением по настоящее время. Подчёркнута актуальность проблематики сохранения баланса между удовлетворением минимальных потребностей отдельных рисковых категорий граждан базовым доходом и исключением замены таким доходом всех источников к существованию. Посредством анализа изменения текущего материального уровня обеспечения нетрудоспособных граждан в рамках пенсионирования населения отдельного субъекта страны выявлено, что достижение целей стратегии долгосрочного развития пенсионной системы страны и повышение материального уровня жизни пенсионеров до уровня ратифицированного международного стандарта в рамках действующей страховой модели является возможным лишь при прорывном повышении социальной ответственности государства, граждан и страхователей. Используя методы математического моделирования получены результаты актуарного прогноза демографических показателей пенсионной системы до 2050 года, подтверждающие, что поддержание финансовой сбалансированности пенсионной системы будет возможно за счёт увеличения межбюджетных трансфертов. С учётом цифровой трансформации общества, индивидуализации труда, изменения сферы занятости и снижения социальной ответственности в среднесрочной перспективе пенсионная система столкнется с серьёзными проблемами финансовой обеспеченности государственных обязательств пенсионного страхования. Анализ источников финансирования и результатов прогноза параметров пенсионной системы подтвердил гипотезу о возможности трансформации отдельных составляющих частей пенсии и социальных доплат в гарантированную универсальную систему поддержки населения на основе концепции базового дохода.



Экономические исследования
Качество жизни как индикатор эффективности территорий опережающего развития
Аннотация
Территория опережающего развития является эффективным инструментом регулирования экономического развития страны. Однако существующий преференциальный режим ведения предпринимательской деятельности не учитывает возрастающую значимость повышения уровня и качества жизни населения данных территорий. Цель статьи заключается в обосновании необходимости дополнения индикаторов, характеризующих эффективность территорий опережающего развития, показателями качества жизни. Методический инструментарий исследования основан на использовании базовых положений методики Института социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской, в соответствии с которыми определяются семь компонентов уровня и качества жизни. Исследование выполнено на примере территорий опережающего развития, созданных в моногородах. Такие территории созданы в настоящее время в 84 моногородах, где зарегистрировано 1430 резидентов. С момента создания в моногороде первой территории опережающего развития прошло 8,5 лет, но до настоящего времени не разработана методика определения эффективности их деятельности. В статье проверялась гипотеза о том, что качество жизни является существенным индикатором эффективности деятельности на территориях опережающего развития. Анализ основных характеристик социально-экономического развития моногородов, формирующих качество жизни населения, позволил сформировать «портрет территории опережающего развития, наиболее привлекательный для резидентов», установить использование резидентами, на примере территории опережающего развития «Набережные Челны», существующих трудоемких технологий, неэффективных в условиях дефицита трудовых ресурсов и установки на достижение страной технологического суверенитета. Обоснована необходимость корректировки нормативно-правовых актов в сфере ТОР, в части требований к бизнес-планам потенциальных резидентов с включением в них показателей качества жизни, дифференцированных в соответствии с видом экономической деятельности резидентов и социально-экономическими характеристиками моногородов. Предложено использовать эти индикаторы для оценки эффективности территорий опережающего развития, созданных в моногородах.



Подготовка квалифицированных кадров для обеспечения технологического суверенитета российской экономики: первоочередные меры
Аннотация
В нынешних условиях одной из важных задач становится разработка сбалансированной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, отвечающей тактическим и стратегическим задачам российской экономики и, в первую очередь, – обеспечению технологического суверенитета. Для снижения зависимости от иностранных технологий и комплектующих в условиях санкционных ограничений сегодня запускаются собственные производства в различных отраслях, что ставит новые задачи перед системой образования. К числу системных рисков экономики относится именно нехватка высококвалифицированных специалистов. В принятых в последние годы документах стратегического развития особое внимание уделяется состоянию кадрового обеспечения, но решение данной задачи не носит системный характер. Цель исследования заключается в определении приоритетных мер государственной политики в сфере подготовки квалифицированных кадров в целях обеспечения технологического суверенитета российской экономики. Задачами являются: исследование дефицита кадров в российской экономике; анализ государственной политики в сфере подготовки квалифицированных кадров; определение основных направлений решения задачи подготовки квалифицированных кадров для обеспечения технологического суверенитета. Методологическая основа исследования: метод анализа, синтеза, дедукции, индукции, системный подход, нормативный метод, диалектический метод. Информационные источники – научные труды ведущих отечественных учёных, нормативно-правовые акты Российской Федерации, отчёты Правительства РФ, министерств, ведомств, материалы научных конференций, периодических изданий, статистические данные, Интернет-ресурсы. Основные результаты исследования: по результатам проведённого анализа изменений на трудовом рынке, вызванного острой нехваткой кадров, предложены первоочередные меры для преодоления дефицита квалифицированных кадров в целях обеспечения технологического суверенитета российской экономики. Отмечается, что для решения тактических и стратегических задач обеспечения технологического суверенитета необходимо создание системы стратегического планирования, поскольку подготовка квалифицированных кадров может вестись только параллельно с планированием технологического развития страны.



Потребительские расходы и покупательная способность населения России в условиях санкций: уровень, структура, кризисные проявления
Аннотация
Статья посвящена монетарным условиям формирования потребительских расходов населения и его покупательной способности по расходам в период 2014-2023 гг. Информационную основу составили макроэкономические данные государственной статистики, таможенной статистики, мониторинговых исследований в области доходов и уровня жизни населения, проводимых в Институте экономике РАН. В статье выделено 4 направления исследования – потребительские расходы как компонент структуры денежных расходов населения; потребительские расходы в контексте розничного товарооборота и импорта потребительских товаров; среднестатистическая структурная модель потребления; покупательная способность населения по расходам на потребление. По всем направлениям исследования выявлено ухудшение положения в кризисные 2015, 2020. 2022 годы. Показано, что в эти годы у населения формировалась кризисная стратегия экономии на потреблении. Объёмы розничного товарооборота в годы кризисов падали на фоне сокращения потоков товарного импорта, а потери от продаж в условиях их глубокого снижения восполнялись ускоренным ростом потребительских цен, что имело негативные последствия для экономии расходов на потребление. Показано, что в товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) понизилась, а доля текстиля, текстильных изделий и обуви, напротив, повысилась. Установлено, что среднестатистическая структурная модель потребления в рассматриваемом периоде не претерпела радикальных изменений, но в кризисных условиях она ухудшалась в связи с изменением потребительского поведения населения и ростом в этих условиях доли расходов на питание. Определено, что покупательная способность населения по потребительским расходам, идентифицирующая уровень жизни по потреблению и измеряемая с привлечением потребительской корзины прожиточного минимума, дифференцирована по секторам потребительского рынка (продовольственные и непродовольственные товары, услуги). Наиболее низкой она сложилась в продовольственном секторе. В кризисных условиях уровень показателя был подвержен снижению во всех секторах потребительского рынка.



Качество жилищных условий домохозяйств с детьми: двадцатилетняя ретроспектива
Аннотация
Статья посвящена проблеме качества жилищных условий российских домохозяйств с детьми, которая рассматривается применительно к двум их группам с учётом возраста детей, определяющим ракурс исследования проблемы с точки зрения 20летней ретроспективы. Первую группу составляют домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте до полутора лет (родившимися в начале 2020х гг.), вторую группу – домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте 15-17 лет (родившимися в начале 2000х гг.). Качество жилищных условий домохозяйств с ребёнком (детьми) младшей и старшей возрастных групп выявляется на основе оригинальной системы социальных стандартов, идентифицирующих жилищные условия от наиболее плохих до хороших на основе оценивания комплекса параметров жилища (размер площади, просторность, благоустроенность жилища и др.). Анализ базируется на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения Росстата (2022 г.). Выявлено качество жилищных условий домохозяйств с ребёнком (детьми) исследуемых возрастных групп. Показано, что среди домохозяйств с ребёнком (детьми) в возрасте до полутора лет в сравнении с домохозяйствами с ребёнком (детьми) в возрасте 15-17 лет меньше доля имеющих жилищные условия, не удовлетворяющие двум низким стандартам (64,6% против 72,5%), в том числе доля имеющих наиболее плохие жилищные условия, не достигающие минимального стандарта, (25,6% против 41,4%). С учётом выявленных особенностей распределения по качеству жилищных условий рассмотрены характеристики домохозяйств, определяющие различия по параметрам места проживания, числа детей, уровня денежных доходов, собственности на жильё. Для домохозяйств двух изучаемых групп, имеющих наиболее плохие и плохие жилищные условия, также выявлены их субъективные оценки имеющихся жилищных условий – потребность в улучшении жилищных условий и стратегии, предпочитаемые для решения жилищного вопроса.



Государственная политика по улучшению жилищных условий семей с детьми в современной России (2002 — 2024 гг.)
Аннотация
Исследование посвящено проблеме жилищной обеспеченности российских семей с детьми. В данной статье освещаются методы государственного регулирования в области жилищной политики, направленные на улучшение жилищных условий семей с детьми. Рассмотрены нормативные законодательные акты, регулирующие жилищные отношения в современной России. Объектом исследования выступают семьи с детьми, предметом исследования – государственное регулирование в области социальной жилищной политики. Целью исследования явилось обобщение основных мер государственной поддержки, которыми могут воспользоваться семьи с детьми для улучшения своих жилищных условий, выявление динамики принятых мер государственной поддержки (изменений действующих мер – уточнение категорий получателей, условий). Информационную основу для реализации цели исследования составили федеральные законные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации: федеральные законы; указы и другие акты президента РФ; постановления, распоряжения правительства РФ, регулирующие жилищные отношения в России. Выявлены основные государственные механизмы обеспечения жильём нуждающихся семей с детьми, даётся комплексное представление о состоянии жилищных программ в России в 20-летней ретроспективе. Сделаны выводы, что результате совершенствования законодательства государства в области жилищной политики значительно расширился инструментарий, механизмы и финансирование жилищной обеспеченности семей с детьми. Однако, несмотря на комплексные усилия государства по решению проблемы улучшения жилья, проблема жилищной обеспеченности семей с детьми всё ещё остро стоит в современной России, что свидетельствует о необходимости оптимизации мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий. Результаты исследования могут быть востребованы при реализации мер финансовой государственной поддержки по улучшении жилищной обеспеченности населения, в том числе при реализации национальных проектов и государственных программ.



Неудовлетворенность пациентов в государственных и частных медицинских организациях: влияние индивидуальных характеристик
Аннотация
Удовлетворённость/неудовлетворённость потребителей становится ключевым индикатором качества медицинских услуг и эффективности работы систем здравоохранения. Цель данного исследования заключалась в том, чтобы изучить уровень неудовлетворённости полученной медицинской помощью и связанные с ним индивидуальные факторы среди пациентов в государственных и частных медицинских учреждениях.
Информационная основа исследования – Выборочное наблюдение состояния здоровья населения, проведённое Росстатом в 2023 г. и охватившее в общей сложности чуть больше 120 тыс. респондентов, из которых для дальнейшего анализа были отобраны участники старше 18 лет, которые пользовались услугами здравоохранения в течение последних 12 месяцев (около 90 тыс.). Неудовлетворённость пациентов рассматривалась как зависимая переменная в многомерных логистических регрессиях. Социально-демографические и экономические характеристики участников опроса, характеристики их здоровья и места жительства использовались в качестве независимых переменных.
Установлено, что значительная часть пациентов удовлетворены медицинским обслуживанием, которое они получили, при этом уровень неудовлетворённости был выше в государственных медицинских организациях (21,8%), чем в частных (7,6%). Женщины, респонденты более старшего возраста, состоящие в браке и/или имеющие детей до 18 лет, получившие среднее или высшее образование, занятые в частном секторе экономики или имеющие свой бизнес, имеющие плохое здоровье и жалобы на плохое материальное положение, проживающие в городе и в таких Федеральных округах, как Сибирский, Дальневосточный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, с большей вероятностью высказывали неудовлетворённость медицинской помощью, полученной в государственных медицинских организациях. В то время как неудовлетворённость услугами в частных учреждениях связана только с пятью факторами: возрастом, состоянием здоровья, материальным положением, типом поселения и округом проживания. Сопоставлены причины неудовлетворённости медицинскими услугами в государственных и частных медицинских организациях. Выявлены группы населения, неудовлетворённые медицинской помощью по конкретным причинам.



Региональные инструменты программно-целевого управления в социальной сфере в контексте сокращения бедности
Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-методологические и методические аспекты оценки программно-целевых инструментов государственного управления в субъектах Российской Федерации. Проанализированы различные подходы к определению эффективности государственного управления и его механизмов в историческом контексте. Целью исследования является анализ опыта программно-целевого управления в социальной сфере в части реализации региональных программ по сокращению уровня бедности в субъектах Российской Федерации. Предметом исследования являются региональные программы по сокращению уровня бедности и их исполнение. В ходе мониторинга 42 утверждённых региональных программ по сокращению уровня бедности, на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и иных источников информации была проведена оценка структурных элементов региональных программ, выявлены наиболее распространенные проблемы, связанные с их планированием. Выявлены меры, оказавшие наибольший эффект на сокращение показателей абсолютной бедности в субъектах РФ. Предложены направления совершенствования региональных программ, в том числе реализация дополнительных мер, направленных повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, не охваченных «майскими» указами Президента Российской Федерации, внедрение принципа клиентоцентричности при оказании государственных услуг центрами занятости населения, содействие в повышении профессиональных компетенций работающих граждан, являющихся малоимущими, в целях стимулирования роста уровня заработной платы таких работников. В целях совершенствования действующей системы социальной поддержки рекомендован пересмотр условий предоставления регионального материнского капитала, расширение спектра мер финансовой поддержки семей с детьми в зоне риска бедности.



Демографические исследования
Евразийский путь демографического развития в России как вызов глобально-либеральной модели демографического перехода
Аннотация
В статье рассматривается один из важнейших вопросов демографического будущего России. Перед Россией остро стоит вопрос выбора пути демографического развития. А учитывая, что более тридцати лет Россия идёт по западному пути демографического развития, базовой моделью которого является глобально-либеральная модель демографического перехода, возникает вопрос: насколько этот путь учитывает национальные интересы России? По нашему мнению, этот путь демографического развития ведёт в тупик, к исчезновению российского населения. Эта модель описывается в концепции второго демографического перехода. Как альтернативу этой западной модели мы предложили «евразийский путь демографического развития». В статье достаточно подробно раскрываются идеи евразийства, современного неоевразийства, при этом, по мнению отдельных российских учёных, идея нового евразийства может рассматриваться как национальная идея, которая способствовала бы сплочению и подъёму суверенной России в «условиях жёсткой культурно-цивилизационной экспансии Запада». В работе доказывается, что только идя по евразийскому пути демографического развития, Россия ещё может с успехом выйти из сложной демографической ситуации, которая характеризуется нами понятием «демографический кризис», характерной и значимой чертой которого являются негативные качественные демографические изменения в населении нашей страны и особенно среди молодёжи. В статье кратко раскрывается роль международной миграции, которая также может способствовать выходу из сложной демографической ситуации, при условии проведения грамотной миграционной политики. Эта политика должна учитывать интересы российского населения и региональные интересы России. Среди мигрантов, прибывающих в Россию, наиболее значимой группой, как в демографическом, так и экономическом плане, могут стать старообрядцы, проживающие в основном в дальнем зарубежье. И в заключении статьи сделаны предложения по улучшению современной демографической ситуации в России. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования демографической и миграционной политик, проводимых в России.



Демографические тенденции сельских территорий Российской Федерации
Аннотация
Стратегической целью государственной политики развития сельских территорий Российской Федерации является сохранение абсолютной численности сельского населения. Следует отметить, что последние 30 лет сельское население характеризуется отрицательным естественным приростом, который частично восполнялся в разные периоды за счёт миграционного прироста населения и административно-территориальных преобразований. С 2019 г. наблюдается ускорение сокращения численности сельского населения в результате миграционных и естественных процессов. Длительный отток, высокая смертность сельского населения привели к деформации его возрастной структуры, которая в отдельных регионах имеет более выраженный характер. Целью данной работы является выявление сложившихся демографических тенденций сельских территорий, в том числе с учётом пространственной неоднородности возрастной структуры населения и демографических процессов. Методологическую основу исследования составили методы демографического анализа и прогнозирования, картографический метод, статистическая группировка, сценарный подход. Информационную основу исследования составили сведения, публикуемые Росстатом в рамках официального статистического учёта численности и движения населения по полу, возрасту и субъектам РФ. Субъекты РФ различаются по возрастной структуре и типу воспроизводства сельского населения, отдельные регионы из-за особенностей демографической пирамиды могут находиться на стадии «формирования» или «угасания» всплеска рождаемости. Субъекты РФ неоднородны по уровню и структуре смертности сельского населения по причинам. Высокая смертность сельского населения в целом по России и отдельных регионах обусловлена демографическим старением, социально-экономическим благополучием территории, доступностью медицинской помощи. Не менее значимым фактором снижения численности сельского населения в текущий момент и в перспективе является миграционный отток, в том числе женского населения репродуктивного возраста. Совокупность демографических процессов привела к существенной деформации возрастной структуры сельского населения субъектов РФ, количественной мерой степени деформации служит отклонение медианного возраста от среднего возраста.



Социологические исследования
Социальное благополучие жителей регионов России как фактор миграционного потенциала местного населения
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние совокупности индикаторов социального благополучия населения на миграционный потенциал жителей пяти российских регионов – Республики Башкортостан, Свердловской, Курской, Вологодской и Тюменской областей. Использованы данные российского исследования (конец 2023 – начало 2024 гг.) в вышеназванных субъектах Российской Федерации, выполненного в рамках проекта «Социокультурные портреты регионов России». Башкортостанскую часть полевого исследования проводили авторы данной статьи. По результатам анализа полученных данных подтверждено, что на миграционные установки населения влияют не только общие, но и локальные/местные особенности проявления объективных и субъективных факторов и предпосылок. Первые из них, а именно инфраструктурные и институциональные особенности развития социального пространства региона, выражаются в наличии или отсутствии качественных рабочих мест, степени развития социальных услуг, общественного транспорта, образовательных и медицинских учреждений, благоустройства территории, состояния экологии и т.д. Субъективные факторы проявляются в оценках респондентов и их отношении не только к региону своего проживания, но и месту настоящей работы, условиям и возможностям реализации своих притязаний на «новую» занятость, профессиональную самореализацию и достойный уровень оплаты труда. Получил подтверждение тезис о том, что сравнительно высоким миграционным потенциалом обладают респонденты, желающие «хорошо» и «много» зарабатывать. Обнаружилось, что к смене региона проживания склонны также представители не самой мобильной, но низкодоходной группы населения, в особенности те семьи, в которых за последний год материальное положение ухудшилось. Выявлено и то, что для населения, независимо от их места проживания и работы, одинаково важен социальный капитал, т.е. уровень доверия к людям, а также государственным и общественным институтам.



(Не)использование интернета людьми с инвалидностью: масштабы и барьеры доступа
Аннотация
Исследуется вовлечённость населения в использование интернета и барьеры доступа к нему с акцентом на людей с инвалидностью, социально уязвимую группу населения. Обеспечение базового доступа к интернету для социально уязвимых групп населения является актуальной задачей в контексте снижения цифрового неравенства. Объектом исследования является цифровое неравенство, предметом – факторы цифрового неравенства. Цель исследования состоит в изучении вклада инвалидности, других характеристик индивида, включая место его проживания, в цифровое неравенство. Анализ проведен на основе данных двух обследований Росстата за 2022 год, выборка содержит 153 тыс. наблюдений. Описана доля пользователей интернета среди всего населения и среди людей с инвалидностью, дана её специфика в разных возрастных когортах. На основе численной оценки барьеров использования интернета с учётом возраста, уровня образования, статуса занятости респондента, численности его семьи, типа поселения и уровня жизни населения в регионе рассчитаны возможности расширения масштабов цифровизации населения. Анализ доступа к информационно-коммуникационным технологиям с помощью моделей логистической регрессии показал, что основным фактором (не)использования интернета является возраст: чем старше индивид, тем ниже вероятность, что он будет включен в онлайн-пространство. Образование и занятость ключевым образом влияют на факт использования интернета, повышают мотивацию человека к его использованию и обеспечивают соответствующими навыками. По уровню цифровой интеграции люди с инвалидностью значительно отстают от своих ровесников, инвалидности не имеющих. При прочих равных условиях инвалидность снижает шансы использования интернета в 1,7 раз. Показано, что проживание в регионах с высоким уровнем жизни повышает включенность населения в использование интернета – это означает, что усиленную поддержку процессов цифровизации нужно оказывать населению регионов со средним и низким уровнем жизни. Дефицит мотивации и отсутствие навыков – два основных преодолимых барьера цифровизации; для людей с инвалидностью данные барьеры выше.



Персоналии
Слово о юбиляре. Социология жизни Ж.Т. Тощенко в смыслах, делах и публикациях



Научная жизнь
Новая экономика труда – концепция, методика, практика



Новая экономика труда: теоретические и прикладные аспекты. О Пятых Костинских чтениях



Обеспечение прав и улучшение качества жизни семей, имеющих в своем составе людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью


