Организационно-экономический механизм развития бизнес-процессов предприятий сферы бытовых услуг (на примере автосервиса): экосистемный подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях высококонкурентного рынка сферы бытовых услуг эффективное развитие бизнес-процессов является основой для повышения качества обслуживания, снижения издержек и формирования устойчивого спроса. Экосистемный подход к управлению процессами позволяет не только оптимизировать текущие ресурсы, но и создавать условия для партнерства и интеграции с другими участниками рынка. В статье рассматривается организационно-экономический механизм развития бизнес-процессов в сфере бытовых услуг на примере автосервисов. Организационно-экономический механизм направлен, как на регулирование взаимоотношений в экосистеме на основе формирования сети ценностей и институтов, так и на развитие бизнес-процессов предприятий сферы бытовых услуг (автосервисов), что способствует повышению качества обслуживания и уровню удовлетворенности клиентов. В качестве основы развития бизнес-процессов предприятий сферы услуг рассматривать баланс ценностей заинтересованных сторон (стейкхолдеров). В соответствии с представленной концепцией экосистемной модели развития бизнес-процессов предприятий автосервиса рассмотрена структура организационно-экономического механизма, включающего институциональные, аксиологические, экономические, организационные и коммуникационные (сетевые) инструменты.

Цель – исследование и совершенствование организационно-экономического механизма развития бизнес-процессов автосервисных предприятий, направленного на улучшение качества обслуживания и повышению эффективности взаимодействия между заинтересованными сторонами.

Метод и методология проведения работы. В основе работы лежат труды неоинституциональной, аксиологической теорий и концепция «Бережливого производства». Результаты работы получены на основе применения метода сравнительного междисциплинарного анализа исследований, касающихся структуры и механизмов развития процессов и экосистем. В целом исследование построено на комплексном подходе включающим системный, процессный и экосистемный компонент.

Результаты. Выявлено, что экосистемную модель можно рассматривать как основу организационно-экономического механизма развития бизнес-процессов предприятий сферы бытового обслуживания, в котором основными элементами выступают институциональные, аксиологические, экономические, коммуникативные инструменты. Предложенный механизм способствует повышению качество услуг и эффективности деятельности предприятий.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять в автосервисной сфере для оптимизации процессов, повышения качества обслуживания и улучшения конкурентоспособности.

Об авторах

Артем Дмитриевич Груздо

Омский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: sivanoff88@gmail.com

аспирант кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция»

 

Россия, пр-т К. Маркса, 35, г. Омск, Российская Федерация

Список литературы

  1. Итоги деятельности за 2024 год. (2024). Официальный сайт компании Fit Service. Получено с https://omsk.fitauto.ru
  2. Куимов, В. В., Суслова, Ю. Ю., Щербенко, Е. В., & др. (2019). Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов. Москва: ИНФРА-М. 225 с. ISBN: 978-5-16-015042-0 EDN: https://elibrary.ru/MYDCZS
  3. Легчилина, Е. Ю., & Груздо, А. Д. (2023). Теоретические подходы к управлению развитием экосистем малого бизнеса. Инновационная деятельность, (1(64)), 103–114.
  4. Парк ТС в РФ на 01.01.2025 г. (2025). Аналитическое агентство "Автостат". Получено с https://www.autostat.ru
  5. Платные услуги населению. Бытовые услуги населению. Получено с https://rosstat.gov.ru/uslugi
  6. Попов, Е. В., Симонова, В. Л., & Челак, И. П. (2022). Дифференциация уровней взаимодействия со стейкхолдерами инновационной экосистемы. Менеджмент в России и за рубежом, (1), 11–20. EDN: https://elibrary.ru/OQUOJO
  7. Шишкин, Д. Г. (2013). Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур. Российское предпринимательство, 14(2), 27–33. EDN: https://elibrary.ru/PVRJBL
  8. Agarwal, R., & Selen, W. (2009). Dynamic capability building in service value networks for achieving service innovation. Decision Sciences, 40(3), 431–475. https://doi.org/10.1111/j.1540-5915.2009.00236.x
  9. Burke, W. W. (2023). Organization Development: A Process of Learning and Changing (2nd ed.). Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company.
  10. Chen, J.-S., Hung Tai Tsou, & Huang, A. Y.-H. (2009). Service delivery innovation: antecedents and impact on firm performance. Journal of Service Research, 12(1), 36–55. https://doi.org/10.1177/1094670509338619
  11. Eisingerich, A. B., Rubera, G., & Seifert, M. (2009). Managing service innovation and interorganizational relationships for firm performance: to commit or diversity? Journal of Service Research, 11(4), 344–356. https://doi.org/10.1177/1094670508329223
  12. Kohtamäki, M., Rabetino, R., Einola, S., Parida, V., & Patel, P. (2023). Servitization and digital servitization as socio-technical transitions. Journal of Business Research, 159, 113668.
  13. Kotter, J. P. (2022). Leading Change: Why Transformation Efforts Fail. Harvard Business Review, 73(2).
  14. Lee, R. P., Ginn, G. O., & Naylor, G. (2009). The impact of network and environmental factors on service innovativeness. Journal of Service Marketing, 23(6), 397–406. https://doi.org/10.1108/08876040910988183
  15. Valdez-de-Leon, O. (2019). How to develop a digital ecosystem: A practical framework. Technology Innovation Management Review, 9(8), 43–54. https://doi.org/10.22215/timreview/1260

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».