Визуальная поддержка принятия решений при разработке учебных планов с помощью метода UGVA
- Авторы: Углев В.А.1
-
Учреждения:
- Сибирский федеральный университет
- Выпуск: № 2 (2022)
- Страницы: 51-61
- Раздел: Анализ решений
- URL: https://journal-vniispk.ru/2071-8594/article/view/270295
- DOI: https://doi.org/10.14357/20718594220205
- ID: 270295
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье поднимается вопрос о необходимости иметь методологический подход к сравнению, оценке и принятию решений для актуализации учебных планов при подготовке специалистов. Предложена модель параметризации учебного плана относительно ключевых умений. В качестве подхода по концентрации данных и визуализации выбран метод Unified Graphic Visualization of Activity (UGVA). В качестве объекта для иллюстрации взята специальность «Системный анализ и управление», преподаваемая в университетах Российской Федерации. Проанализированы 36 учебных планов. На их графических образах выявлены особенности подготовки студентов и лучшие практики. Опираясь на сравнение выбранного учебного плана с другими, представленными в виде образов в нотации UGVA, предложен ряд рекомендаций, относящийся к изменению структуры вклада дисциплин, развивающих ключевые профессиональные умения. Даны общие рекомендации по применению метода при принятии решений.
Ключевые слова
Об авторах
Виктор Александрович Углев
Сибирский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: uglev-v@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Россия, ЖелезногорскСписок литературы
- Ajanovski V. Evolutionary Curriculum Reconstruction: Process Model and Information System Development. In Proceedings of the 18th Annual Conference on Information Technology Education. Association for Computing Machinery. New York. USA. 2017. Р. 89–94.
- Tosic P., Beeston J. Designing Undergraduate Data Science Curricula: A Computer Science Perspective. In 2018 ASEE Annual Conference &Exposition. ASEE Conferences. Salt Lake City.Utah, 2018. Р. 1–11.
- Лавлинская О.Ю., Курченкова Т.В. Модели принятия решений в задаче синтеза учебного плана // Вестник Воронежского института МВД России. 2009. № 1.C. 136-143.
- Zykina A., Kaneva O., Munko V. The development of approaches for obtaining automated solution on the formation of the curriculum. Modern Information Technologies and IT-Education. Vol. 14. №4. 2018. Р. 931-937.
- Takada S., Cuadros-Vargas E., Impagliazzo J., Gordon S., Marshall L., Topi H., Veer G., Waguespack l. Toward the visual understanding of computing curricula. Education and Information Technologies Vol. 25, 2020. Р. 4231–4270.
- Waguespack L., Topi H., Frezza S., Babb J., Marshall L., Takada S., van der Veer G., Pears A. Adopting Competency Mindful of Professionalism in Baccalaureate Computing Curricula. In Proceedings of the EDSIG Conference. Vol. 2473. 2019. Р. 3857.
- Crawley E., Malmqvist J., Östlund S., Brodeur D., Edström K. Rethinking engineering education. The CDIO approach. Springer. 2014. 311 p.
- Qi W. Learning Cell: Intelligent Technologies and Resources in Curriculum Development. Emerging Technologies and Pedagogies in the Curriculum, Springer. 2020. Р. 199–214.
- CC2020 Task Force. 2020. Computing Curricula 2020: Paradigms for Global Computing Education. Association for Computing Machinery. New York. NY. USA.
- Sozykin A., Koshelev A., Bersenev A., Shadrin D., Aksenov A. Kuklin E. Developing Educational Programs Using Russian IT Job Market Analysis. In2021 Ural Symposium on Biomedical Engineering, Radioelectronics and Information Technology (USBEREIT). IEEE. 2021. Р. 0391–0394.
- Han J., Kamber M., Pei J. Data mining concepts and techniques third edition. The Morgan Kaufmann Series in Data Management Systems. 2011. 560 p.
- Gorban A., Zinovyev A. Fast and user-friendly non-linear principal manifold learning by method of elastic maps. In IEEE International Conference on Data Science and Advanced Analytics (DSAA). IEEE. 2015. Р. 1-9.
- Chernoff H. The use of faces to represent points in kdimensional space graphically. Journal of the American Statistical Association. Vol. 68. 1973. Р. 361–368.
- Flury B., Riedwyl H. Graphical Representation of Multivariate Data by Means of Asymmetrical Faces.J. Amer. Statist. Assoc. Vol. 76. 376. 1981. Р. 757–765.
- Jones D. The inventions of Daedalus: a compendium of plausible schemes. WH Freeman, 1982.
- Colasanti R., Borgo R., Jones M. Emoji and Chernoff a Fine Balancing Act or are we Biased? In IEEE Pacific Visualization Symposium. IEEE. 2019. Р. 102–111.
- Cene E., Parim C., Özkan B. Comparing the performance of basketball players with decision trees and TOPSIS. Data Science and Applications. Vol. 1. 2018. Р. 21–28.
- Соболева А.Г. Когнитивная визуализация знаний с помощью лиц Чернова // Комп'ютерний моніторинг та інформаційні технології 2006. Донецк: ДНТУ. 2006. С. 135–136. http://masters.donntu.org/2006/fvti/soboleva/ library/text7.htm.
- Филимонов В.А. Способ когнитивной визуализации многопараметрических компонентов системы // Робототехника и искусственный интеллект: Материалы XIII Всероссийской конференции с международным участием. Красноярск: Литера-принт. 2021. С. 136–140. https://aesu.ru/local/conference/_docs/2021/RAI-21_print.pdf.
- Weyl H. Symmetry. Princeton University Pres. 1952. 168 p.
- Kukharev G., Kaziyeva N. Digital Facial Anthropometry: Application and Implementation. Pattern Recognition and Image Analysis. Vol. 30. 3. 2020. Р. 496–511.
- Углев В.А. Метод унифицированного графического воплощения активности // Робототехника и искусственный интеллект: Материалы XI Всероссийской конференции с международным участием. Красноярск: Литера-принт. 2019. С. 161–172.
- Углев В.А. Оценка баланса учебных планов при подготовке специалистов в области информационных технологий с применением метода UGVA // Современные информационные технологии и ИТобразование. 2021. Том 17. №3. http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/ view/777.
- Углев В.А. Метод унифицированного графического воплощения активности как инструмент визуализации в подходе Lifelong Learning // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: Материалы V Международной научной конференции. Красноярск: СФУ. 2021. С. 340-344.
- Углев В.А., Проценко Д.А. Оценка баланса нагрузки по учебной программе магистратуры направления «системный анализ и управление» методом UGVA // Робототехника и искусственный интеллект: Материалы XII Всероссийской конференции с международным участием. Красноярск: Литера-принт. 2020. С. 227–235. https://aesu.ru/local/conference/_docs/2020/RAI-20_print.pdf.
- Kossiakoff A., Sweet W., Seymour S., Biemer S. Systems Engineering principles and practice. Wiley-Interscience, 2011. 560 p.
- Углев В.А., Покидько В.Ф. Системный подход к проектированию учебных планов и его графического сопровождения // Робототехника и искусственный интеллект: Материалы ХIII Всероссийской научнотехнической конференции с международным участием. Красноярск: ЛИТЕРА-принт. 2021. С. 263-271. https://aesu.ru/local/conference/_docs/2021/RAI-21_print.pdf.
Дополнительные файлы
