Мусульманская умма в религиозной политике Советского государства в 1920-х – начале 1930-х гг.: выбор стратегии
- Авторы: Сухова О.А.1, Ягов О.В.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 49-61
- Раздел: ИСТОРИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2072-3024/article/view/350884
- DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3024-2025-3-5
- ID: 350884
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. Актуальность предложенной к обсуждению темы обусловлена необходимостью научного осмысления цикличности постсекулярного общества и возрождения религиозного сознания в современном мире. Цель исследования заключается в изучении исторического опыта разработки стратегии государственно-конфессионального взаимодействия для обеспечения устойчивого развития и мобилизации ресурсов духовной сферы (на материалах Советской России / СССР в 1920-х – начале 1930-х гг.). Материалы и методы. Основу доказательной базы ис-следования составили документы, раскрывающие специфику государственной политики в отношении ислама и мусульманской уммы в 1920-х гг. и представленные в фондах Российского государственного архива новейшей истории и Государственного архива Российской Федерации. Выбор методологического инструментария связан с теорией социального конструкционизма П. Бергмана и Т. Лукмана, рассматривающей процесс формирования и институционализации социальных феноменов посредством социальных же интеракций, а также новой культурной истории, акцентирующей проблемы формирования идентичности и социальных представлений. Результаты. Проанализированы результаты разработки истории мусульманской уммы в советский период в отечественной историографии, выявлены основные циклы эволюции государственно-конфессиональной политики в Советской России / СССР. Важнейшим аспектом проблемы стала реконструкция движения религиозной самоорганизации мусульманских общин в условиях крушения империи и становления сепарационной парадигмы религиозной политики. Выводы. На рубеже XIX–ХХ вв. мусульманская умма России, будучи вовлеченной в процессы либерализации и формирования гражданского общества, вступает в период активных поисков новых форм самоорганизации и самоопределения. Факторами модернизации выступили становление парламентаризма и крушение империи, а ресурсами – развитие просвещения, печати и формирование политических объединений. Захват власти большевиками радикально изменил характер сепарационной модели. Коммунистическое богоборчество («воинствующий атеизм») рассматривалось инструментом мобилизационной парадигмы, что обеспечило утверждение авторитарно-репрессивного характера отношений власти и церкви в СССР. Вместе с тем активное и пассивное массовое со-противление мусульман (сохранение и деятельность незарегистрированных общин, религиозных школ, петиционное движение в защиту вероучения, проведение съездов мусульманского духовенства, соблюдение обрядов, сохранение традиций организации религиозной жизни) вынуждало власти идти на временные уступки и исподволь ограничивало административный нажим. Выбор стратегии государственно-конфессиональной политики, кризисно-циклический каркас которой сложился в 1920–1930-е гг., доказал свою историческую несостоятельность к ХХ в.
Об авторах
Ольга Александровна Сухова
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: savtemp@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, декан историко- филологического факультета
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Олег Васильевич Ягов
Пензенский государственный университет
Email: yagovdom@mail.ru
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России и методики преподавания истории
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Список литературы
- Мавлютов Р. Р. Ислам. М. : Политиздат, 1969. 159 с.
- Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М. : Наука, 1984. 302 с.
- Малашенко А. В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ : дис. ... д-ра ист. наук : 09.00.06. М., 1995. 446 с.
- Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М. : Московский центр Карнеги, 1998. 222 с.
- Набиев Р. А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2002. 244 с. (Серия «Культура, религия и общество»; Специальный выпуск).
- Ахмадуллин В. А., Мельков С. А. Государственно-исламские отношения в Рос-сии: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. М. : ГНЦ РФ «НИОПИК», 2000. 96 с.
- Ахмадуллин В. А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917–1945 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. М., 2002. 241 с.
- Королева Л. А., Королев А. А. Власть и мусульмане в СССР в Великой Отечественной войне (по материалам Пензенской области) // Вестник Пермского университета. История. 2010. Вып. 1 (13). С. 30–34.
- Королева Л. А. Мусульмане Среднего Поволжья. 1940–1960 гг. Пенза : ПГУАС, 2013. 284 с.
- Королева Л. А., Королев А. А. «Модернизация» ислама в СССР. 1950–1980 гг. (по материалам проповедей мусульманского духовенства Среднего Поволжья) // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4–4 (60). С. 113–116.
- Мартыненко А. В. Вклад концепции Исмаила Гаспринского в формирование российской идентичности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 3 (43). С. 30–35. doi: 10.21685/2072-3024-2017-3-3
- Мартыненко А. В., Кечина М. А. Образ ислама в советских и постсоветских масс-медиа: историко-культурный анализ // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14, № 1 (53). С. 114–118. doi: 10.51609/2079-3499_2023_14_01_114
- Рагозина С. Защищая «традиционный» ислам от «радикального»: дискурс исламофобии в российских СМИ // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2 (36). С. 272–299.
- Пономаренко М. В. Ислам в религиозной политике советской власти в первой трети ХХ в. (по материалам Западной Сибири) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 330–344.
- Маслова И. И., Никонов А. Б. Мусульманские общины // Пензенская энциклопедия : в 2 т. Т. 1: А–М / под ред. А. Ю. Казакова. 2-е изд., уточн. и доп. Пенза : Областной издательский центр, 2019. 835 с.
- Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII – XIX вв. Уфа : Гилем, 1999. 194 с.
- Якупов М. Т. Исламское возрождение в Волго-Уральском регионе России: история и современность // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 37. С. 96–99.
- Миннуллин З. С. Организации мусульманского духовенства Поволжья и Приуралья в 1917 г. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 149–152.
- Региональные аспекты формирования российской нации в XVII – начале XXI в. (по материалам Поволжья). Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. 520 с.
- Мухаметдинов Р. Ф. Большевизм, национал-коммунизм и феномен М. Султан-Галиева // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Филология и культура. 2010. № 3 (21). С. 137–139.
- Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 3. Оп. 32. Д. 4.
- РГАНИ. Ф. 3. Оп. 32. Д. 5.
- РГАНИ. Ф. 3. Оп. 32. Д. 18.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-1235. Оп. 119. Д. 83.
- РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13.
- Гусева Ю. Н., Сенюткина О. Н. Мусульманское духовенство Нижегородского и Самарского Поволжья в 1930-е гг.: проблемы выживания // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 582–585.
- Мозохин О. Б. Право на репрессии. Внесудебные полномочия органов государственной безопасности. Статистические сведения о деятельности органов ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ. М. : Кучково поле, 2011. 752 c.
- ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1402.
Дополнительные файлы
















