Совершенствование юридического образования в эпоху цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования. В представленной статье рассматривается проблема интеграции цифровизации в юридическую деятельность, которая актуализировала вопросы об этическом и нравственном аспектах подготовки специалистов в области права на основе новых ценностно-смысловых аспектах юридического образования, что резко повысило требования, предъявляемые к юристам новой формации. Констатируется, что успех современного юриста обусловлен не только наличием в его арсенале отдельных элементов информационной культуры, но и практическим овладением цифровыми компетенциями на достаточно высоком уровне, что порождает необходимость в реформировании системы юридического образования в целом. Методы исследования. Автор использовал методы системного анализа, синтеза и моделирования. Результаты исследования. Автор приходит к выводу, что цифровизацию юридического образования можно рассматривать как позитивное явление, требующее поиска новых подходов к его совершенствованию, а процесс цифровой трансформации парадигмы юридического образования – неизбежен и целесообразен. Данный вывод подтверждают результаты исследований, которые показали, что с использование новых средств у человека изменяются алгоритмы движения психических процессов (их интенсивность, длительность, последовательность). Замещение одних функций другими приводит к перестройке всей структуры поведения.

Об авторах

Анна Валерьевна Серебренникова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: serebranna@hotmal.com

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Бычко, М.А. Применение технологии дистанционного обучения при подготовке и переподготовке юридических кадров: постановка проблемы / М.А. Бычко, И.А. Комаревцева // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 1. С. 192-197.
  2. Громова, Н.С. Цифровизация юридического образования: социально-правовые проблемы и перспективы / Н.С. Громова, Е.О. Пащук // Бюллетень инновационных технологий, 2022. – № 4 (24). – С. 74-78.
  3. Дорофеева, М.А. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: учебное пособие / М.А. Дорофеева, Т.М. Самусенко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
  4. Ершова, И.В. Цифровое преобразование подготовки юристов: от программной модели к практике реализации / И.В. Ершов, О.А. Тарасенко // Юридическое образование и наука. 2019. – № 3. – С. 16-21.
  5. Жильцов, Н.А. К концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики / Н.А. Жильцов, О.И. Чердаков. – М. : Международный юридический институт, 2018. – 25 с.
  6. Жильцов, Н.А. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях / Н.А. Жильцов, О.И. Чердаков // Образовательная политика, 2020. – № 7. – С. 25-29.
  7. Корнев, А.В. Цифровые технологии, социальные процессы, модернизация права и возможное будущее российского юридического образования / А.В. Корнев // Lex Russica. 2019. № 4 (149). С. 23-30.
  8. Кречетова, Г.А. Проблема цифровой трансформации высшего образования / Г.А. Кречетова // The Scientific Heritage, 2021. – №73. – С.14-17.
  9. Магдилова, Л.В. Правовые основы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних / Л.В. Магдилова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета, 2017. – № 3. – С. 104-108.
  10. Мороз, О. Технологии конструирования смыслов в цифровых экосистемах: субъекты, платформы и этика / О. Мороз // Сканирование горизонтов: роль информационных технологий в будущем гражданского общества, 2020. – № 1 – С. 50-75.
  11. Петров, А.В. Теория государства и права [Текст] : учебное пособие / А. В. Петров, А.А. Баукен. – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2018. – 236 с.
  12. Прончев Г.Б. Становление электронно-цифровой цивилизации: ключевые понятия. Часть 2/ Г.Б. Прончев // Теория и практика общественного развития, 2022. – № 7. – С. 47-56.
  13. Троицкий, Н.А. Проблемы и перспективы цифровых технологий в юридическом образовании: опыт зарубежных университетов / Н.А. Троицкий, Е.В. Трофимова // Юридическое образование и наука, 2019. – № 6. – С. 3-7.
  14. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования, 2011. – №1 (26). – С. 45-54.
  15. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – Издание 4-е, переработанное и дополненное. – М. : Гардарика, 2007. – 519 с.
  16. Хомякова, С. С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне / С.С. Хомякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2019. – № 41 (279). – С. 9-12.
  17. Цареградская, Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? / Ю.К. Цареградская // Юридическое образование и наука, 2019. – № 1. – С. 3-5.
  18. Чернов, И.В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса / И.В. Чернов // Гуманитарий Юга России, 2021. – № 1. – С. 121-132.
  19. Шебанов, А.Ф. Юридические высшие учебные заведения [Текст] / Под ред. А.Н. Горшенева. – М. : Высш. школа, 1963. – 223 с.
  20. Шилова, О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О.Н. Шилова // Человек и образование, 2020. – № 2 (63). – С.36-41.
  21. Levy, J. B. Teaching The Digital Caveman: Rethinking The Use Of Classroom Technology In Law School / J.B. Levy // Chapman Law Review, 2016. – Vol. 19. – PР. 242-305.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».