Детерминанты успешного проведения краудфандинговых кампаний на примере российской площадки Boomstarter
- Авторы: Макарова С.Г1, Улитина Д.А2
-
Учреждения:
- экономический факультет МГУ
- Kept (formerly – KPMG)
- Выпуск: Том 16, № 3 (2022)
- Страницы: 95-110
- Раздел: Корпоративная финансовая аналитика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2073-0438/article/view/302327
- DOI: https://doi.org/10.17323/j.jcfr.2073-0438.16.3.2022.95-110
- ID: 302327
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Как показывают наблюдения, порядка половины проектов на краудфандинговых платформах, основанных на системе вознаграждений, не достигают заявленного уровня финансирования. Одной из причин данной ситуации выступает недостаток опыта у инициаторов кампаний, а также игнорирование факторов, критически важных для их успеха. Настоящее исследование, основанное на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, направлено на идентификацию ключевых детерминантов, оказывающих влияние на результативность краудфандинговых кампаний.
В ряде зарубежных работ представлены эмпирические оценки факторов, влияющих на успех кампаний на платформах Kickstarter, Indiegogo, Ulule, Eppela и др. Однако исследования, посвящённые российским краудфандинговым платформам, остаются крайне ограниченными. Впервые проведён анализ 300 проектов, завершённых на платформе Boomstarter в период с июля 2020 по май 2022 года. С использованием метода наименьших квадратов установлено, что успешность кампаний положительно коррелирует с реалистичным выбором финансовой цели, числом спонсоров, объёмом обратной связи (количеством комментариев), а также наличием видеоконтента.
Дополнительно, с помощью логит-регрессии было подтверждено значимое влияние указанных факторов, а также получены оценки вероятности достижения проектом заявленной финансовой цели. В перспективе целесообразно расширить массив наблюдений, варьировать перечень изучаемых факторов, а также учитывать категориальные различия проектов. Отдельный интерес представляет исследование детерминант роста числа спонсоров и анализ других отечественных краудфандинговых платформ.
Ключевые слова
Об авторах
С. Г Макарова
экономический факультет МГУ
Автор, ответственный за переписку.
Email: svtlmakarova@gmail.com
Д. А Улитина
Kept (formerly – KPMG)
Email: ulitinadaria@gmail.com
Список литературы
- Chen, MY., Chang, JR., Chen, LS. et al. Identifying the key success factors of movie projects in crowdfunding // Multimedia Tools and Application. – 2022. - 81, C. 27711–27736. DOI: https://doi.org/10.1007/s11042-022-12959-0
- Mollick E. Crowdfunding as a Font of Entrepreneurship: Outcomes of Reward-Based Crowdfunding // The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 133-150. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_7
- Belleflamme, P., Lambert, T., Schwienbacher, A., 2014. Crowdfunding: Tapping the Right Crowd // Journal of Business Venturing, 29, 585–609. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.003
- Efrat K., Gilboa S. Relationship approach to crowdfunding: How creators and supporters interaction enhances projects’ success //Electronic Markets. – 2020. – Т. 30. – №. 4. – С. 899-911. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-019-00391-6
- Parhankangas A., Renko M. Linguistic style and crowdfunding success among social and commercial entrepreneurs //Journal of business venturing. – 2017. – Т. 32. – №. 2. – С. 215-236. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2016.11.001
- Allison T. H. et al. Crowdfunding in a prosocial microlending environment: Examining the role of intrinsic versus extrinsic cues //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2015. – Т. 39. – №. 1. – С. 53-73. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12108
- Hoegen A., Steininger D. M., Veit D. How do investors decide? An interdisciplinary review of decision-making in crowdfunding //Electronic Markets. – 2018. – Т. 28. – №. 3. – С. 339-365. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-017-0269-y
- Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study //Journal of business venturing. – 2014. – Т. 29. – №. 1. – С. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.06.005
- Cordova A., Dolci J., Gianfrate G. The determinants of crowdfunding success: evidence from technology projects //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 181. – С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.872
- Koch J. A., Siering M. Crowdfunding success factors: The characteristics of successfully funded projects on crowdfunding platforms. – 2015.
- Zvilichovsky D., Inbar Y., Barzilay O. Playing both sides of the market: Success and reciprocity on crowdfunding platforms //Available at SSRN 2304101. – 2015.
- Anglin A. H. et al. The power of positivity? The influence of positive psychological capital language on crowdfunding performance //Journal of Business Venturing. – 2018. – Т. 33. – №. 4. – С. 470-492. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2018.03.003
- Luthans F., Youssef C. M. Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage // Organizational Dynamics. – 2004. - Т. 33. - № 2 (2004), С. 143–160. doi: 10.1016/j.orgdyn.2004.01.003 DOI: https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.01.003
- Courtney C., Dutta S., Li Y. Resolving information asymmetry: Signaling, endorsement, and crowdfunding success //Entrepreneurship Theory and Practice. – 2017. – Т. 41. – №. 2. – С. 265-290. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12267
- Barasinska N., Schäfer D. Is crowdfunding different? Evidence on the relation between gender and funding success from a German peer-to-peer lending platform //German Economic Review. – 2014. – Т. 15. – №. 4. – С. 436-452. DOI: https://doi.org/10.1111/geer.12052
- Calic G., Mosakowski E. Kicking off social entrepreneurship: How a sustainability orientation influences crowdfunding success //Journal of Management Studies. – 2016. – Т. 53. – №. 5. – С. 738-767. DOI: https://doi.org/10.1111/joms.12201
- Hörisch J. Crowdfunding for environmental ventures: an empirical analysis of the influence of environmental orientation on the success of crowdfunding initiatives //Journal of cleaner production. – 2015. – Т. 107. – С. 636-645. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2015.05.046
- Xie K. et al. Success factors and complex dynamics of crowdfunding: An empirical research on Taobao platform in China //Electronic Markets. – 2019. – Т. 29. – №. 2. – С. 187-199. DOI: https://doi.org/10.1007/s12525-018-0305-6
- Замбалаева Т. Б. Факторы успешного краудфандингового финансирования (на примере российской платформы Boomstarter) //Journal of Applied Economic Research. – 2020. – Т. 19. – №. 3. – С. 398-412. DOI: https://doi.org/10.15826/vestnik.2020.19.3.019
- Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 151-182. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_8
- Vismara S. Signaling to Overcome Inefficiencies in Crowdfunding Markets //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – C. 29-56. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_3
- Лиленко-Карелина И. Краудфандинг. Как найти деньги для вашей идеи. – Москва: Лайвбук, 2018. - 176 с.
- Hainz C. Fraudulent Behavior by Entrepreneurs and Borrowers //The economics of crowdfunding. – Palgrave Macmillan, Cham, 2018. – С. 79-99. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-66119-3_5
- Ahlers, G.K., Cumming, D., Günther, C., Schweizer, D., 2015. Signaling in equity crowdfunding. Enterp. Theory Pract. 39, 955–980. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12157
- Рич Дж. Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств - М.: СмартБук : И-трейд, 2015. – 360 с.
Дополнительные файлы
