Iran and Turkey after the Second Nagorno-Karabakh War

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The Second Nagorno-Karabakh War led to a change in the regional balance of power in the South Caucasus. Turkey significantly strengthened its footprint in the region through diplomatic and military-political support of Azerbaijan in the conflict. Iran, on the other hand, tried to take a cautious stance in the face of tensions, prioritizing regional stability. After the end of the 44-day war, Iran's relations with Azerbaijan, as Turkey's closest ally, were marked by discord, with periods of escalation and de-escalation. In general, the South Caucasus as a region of strategic importance for both Iran and Turkey will continue to be a field of rivalry and clash of interests between the two powers.

Толық мәтін

Турция и Иран – одни из ключевых акторов на Южном Кавказе, для которых этот регион представляет особую важность с геополитической точки зрения. Анкара заинтересована в развитии транспортно-логистических и энергетических цепочек, в непосредственном участии в таких проектах и выводе этих маршрутов на собственную территорию. Немаловажную роль играют отношения с Азербайджаном, которые помогают Турции увеличивать свое влияние на регион и продвигать тюркский вектор внешней политики. Тегеран, в свою очередь, рассматривает регион Южного Кавказа как важный рынок сбыта для своей продукции, как сферу приложения потенциала своей «мягкой силы», ключевое пространство, где формируются логистические коридоры, в которые может встроиться Иран.

Территориальный конфликт между Азербайджаном и Арменией продолжительное время определял развитие Южного Кавказа и сохранял в регионе высокий конфликтный потенциал, что затрагивало интересы и внерегиональных акторов. Несмотря на многочисленные попытки разрешить спор дипломатическими методами, непримиримость сторон, их нежелание идти на контакт, превращение карабахского вопроса в элемент самоопределения для Баку и Еревана предопределили невозможность мирного урегулирования вопроса [1, с. 136].

События 2020 г., закончившиеся восстановлением территориальной целостности Азербайджана, изменили баланс сил на Южном Кавказе. Для Турции и Ирана это, с одной стороны, создало основу для развития взаимного сотрудничества, с другой – стало фактором обострения противоречий между ними.

Вторая карабахская война: реакция Турции

44-дневная война длилась с 27 сентября по 10 ноября 2020 г. и благодаря усилиям России завершилась подписанием «Трехстороннего заявления», согласно которому армянская сторона согласилась вывести вооруженные формирования с территории Нагорного Карабаха и семи приграничных районов Азербайджана, которые вернулись под юрисдикцию Баку.

Турция как государство, которое стремилось развивать с Азербайджаном отношения в рамках формулы «один народ – два государства» [2, с. 91], всецело поддержала действия своего союзника. Анкара продолжительное время стремилась нарастить свое политическое и экономическое влияние на Закавказье, однако соперничество с другими государствами, в частности с Россией, не давало ей таких возможностей. Более того, амбиции Турции в регионе вызывали беспокойство и у других внерегиональных держав, которые были заинтересованы в сохранении на Южном Кавказе баланса сил.

Важно отметить, что данная эскалация характеризовалась особой ролью турецкой стороны, в первую очередь – расширением поставок продукции военно-промышленного комплекса. С января по сентябрь 2020 г. Баку закупил у Турции вооружения на 123 млн долл. (для сравнения – за аналогичный период 2019 г. данный показатель составил 20,7 млн долл. [3]), в том числе реактивную артиллерию, бронетранспортеры, ракеты, а также БПЛА Bayraktar-2 и боеприпасы к ним [4, c. 60].

Более того, как отмечают эксперты Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), только за 2019 г. было проведено 13 совместных турецко-азербайджанских военных учений, а после летних учений 2020 г. на территории Азербайджана остался турецкий военный контингент, который предположительно принимал участие в планировании операций, в управлении БПЛА и т. д. [5, с. 102–103]. В этом контексте необходимо отметить, что в 2017 г. стороны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере оборонной промышленности, которое стало основой для начала подготовки командного состава вооруженных сил Азербайджана турецкими специалистами.

Турецкий след в развитии конфликта прослеживается также в вербовке боевиков в Сирии и их направлении в зону боевых действий – согласно заявлению Директора Службы внешней разведки РФ С.Нарышкина, к участию в боевых действиях привлекались наемники из террористических организаций «Джабхат ан-Нусра»1, «Фиркат Хамза» и т. д.

По итогам турецко-азербайджанского взаимодействия стороны подписали Шушинскую декларацию о союзнических отношениях [6], которая была ратифицирована парламентами двух государств. В декларации указывается, что стороны будут развивать политический диалог на всех уровнях, прилагать усилия по модернизации вооруженных сил, укреплять обороноспособность сторон, развивать транспортно-логистические цепочки, предпринимать усилия по укреплению единства и благосостояния тюркского мира, пропагандировать тюркское культурное наследие.

Шушинская декларация ознаменовала новый этап развития отношений между двумя странами. Содержание декларации свидетельствует об интеграционном характере этого взаимодействия, причем особенно интенсивно сотрудничество развивается в военной сфере. Так, азербайджанская армия перешла на турецкие стандарты, а все офицеры азербайджанской армии прошли обучение под руководством турецких специалистов [7].

Более того, турецкий генерал-майор Э.Бахтияр был назначен на должность советника министра обороны Азербайджана. Вероятнее всего, он будет следить за реформами азербайджанской армии и стремиться максимально унифицировать вооруженные силы двух стран, что в дальнейшем может сделать военную сферу ведущим направлением в процессе интеграции стран. Помимо этого, страны создали воздушную систему управления и контроля HAKIM. Тем самым Турция получила зону воздушного контроля на пространстве от Эгейского моря до Каспийского бассейна.

Иран и Вторая карабахская война

Поскольку Иран рассматривает Южный Кавказ как часть приоритетного с точки зрения своей стратегии мегарегиона Юго-Западной Азии, Вторая карабахская война затрагивала стратегические интересы Тегерана. При этом важно учитывать, что Иран оказался в эпицентре масштабного кризиса, возникшего после одностороннего выхода США из «ядерной сделки» в 2018 г. и новой волны антииранского санкционного давления [8]. С одной стороны, кризис на северных рубежах еще более обострил ситуацию для Тегерана, но, с другой стороны, в определенной мере ограничил возможности Ирана повлиять на ситуацию.

В сентябре 2020 г. в ходе телефонного разговора с президентом Армении Н.Пашиняном президент Ирана Х.Роухани указывал, что война не является решением нагорнокарабахского конфликта, призывая Азербайджан и Армению проявить сдержанность в сложившейся ситуации. В октябре 2020 г. Х.Роухани в разговоре с президентом России В.Путиным отмечал, что Иран выступает за разрешение конфликта путем переговоров на основе международно-правовых норм и уважения территориальной целостности Армении и Азербайджана [9].

Роухани заявил, что в результате вмешательства внерегиональных сил существует опасность расширения конфликта. Кроме того, отмечалась озабоченность Тегерана безопасностью иранских граждан вблизи зоны конфликта, а также участием в нагорнокарабахском конфликте террористических групп [9]. Обеспокоенность Ирана в связи с угрозами его пограничным районам была вполне обоснованной – в ходе Второй карабахской войны на территорию Ирана попадали ракеты и снаряды [10].

В своей речи 3 ноября 2020 г. духовный лидер Ирана А.Хаменеи заявил, что «эта военная конфронтация должна закончиться как можно скорее. Разумеется, все земли, принадлежащие Азербайджанской Республике и оккупированные Арменией, должны быть освобождены и возвращены Азербайджану» [11]. Духовный лидер отметил, что при этом должна быть обеспечена безопасность армян, проживающих в этих района, что террористы, находящиеся в регионе, не должны быть допущены к иранским границам [11].

В результате Второй карабахской войны протяженность границы Ирана с Азербайджаном достигла 750 км. Контроль Азербайджана над новыми территориями привел к изменению сложившегося порядка транзита иранской продукции в Армению: Баку потребовал плату в 130 долл. за транзит каждого иранского грузовика по участку трассы Горис–Капан, который оказался под контролем Азербайджана. В итоге Иран перешел к разработке альтернативных маршрутов, выразив готовность содействовать завершению строительства трассы Татев–Агвани в Армении и увеличить морские перевозки по Каспию [10].

После прихода к власти в Иране президента Э.Раиси в августе 2021 г. страна официально провозгласила курс на приоритетное развитие отношений с государствами региона. Исключением не стали и страны Южного Кавказа, а потому перед Тегераном встала непростая задача балансирования между стремлением к раскрытию потенциала сотрудничества с государствами региона и необходимостью учета укрепления влияния на Южном Кавказе своих соперников и противников.

Помимо Турции, оказавшей Азербайджану значительную поддержку во время 44-дневной войны и, таким образом, укрепившей свои позиции в регионе, на Южном Кавказе заметно возрастала роль Израиля [12]. В октябре 2021 г., на фоне обострения ситуации с транзитом по трассе Горис–Капан Иран провел военные учения на северо-западе страны с целью «послать сигнал» Израилю и террористическим группам [13]. Командующий сухопутными войсками Ирана К.Хейдари заявил, что «террористы ИГИЛ2 прибыли к границам Ирана по приглашению одного из государств региона во время столкновений между Азербайджаном и Арменией» [14]. При этом командующий подтвердил признание легитимности перехода новых территорий под контроль Азербайджана, отметив, что «мы [Иран] никогда не защищали оккупацию» [14].

В целом же Иран стремился развивать сотрудничество с Азербайджаном, несмотря на недовольство расширением связей Баку с Тель-Авивом и стремительное расширение влияния Турции на своих северных границах. В ноябре 2021 г. министр нефти Ирана и заместитель премьер-министра Азербайджана подписали ряд документов по сотрудничеству в нефтегазовой сфере, затронувших в том числе вопросы своповых поставок газа из Туркменистана и газового снабжения Нахичевани.

Также на переговорах обсуждались проблемы разработки нефтегазовых месторождений Каспийского моря. В ходе визита министра обороны Азербайджана в Иран в январе 2022 г. начальник Генштаба Вооруженных сил Ирана М.Багери выразил надежду на расширение сотрудничества двух государств в сфере обороны и в военно-технической области, а также заявил о готовности Ирана содействовать реконструкции воссоединенных с Азербайджаном районов [15].

Отношения Ирана и Азербайджана после Второй карабахской войны

На фоне новых столкновений между Азербайджаном и Арменией в октябре 2022 г. Иран провел крупные военные учения под названием «Могучий Иран» вдоль границ двух северных соседей. Ранее, в августе того же года президент Ирана Э.Раиси отмечал, что Иран выступает против любых геополитических изменений на Южном Кавказе, что страны должны уважать трехстороннее соглашение о прекращении огня, подписанное в 2020 г. лидерами России, Армении и Азербайджана, и решать все вопросы путем диалога.

Военные учения проводились Тегераном на фоне целого комплекса региональных процессов на Южном Кавказе, которые угрожали интересам Ирана – это попытка Азербайджана создать сухопутный коридор в Нахичевань («Зангезурский коридор»), размещение наблюдательной миссии ЕС в Армении, призывы к сепаратизму среди иранских азербайджанцев [16]. Тем самым Иран давал понять (как Азербайджану, так и Армении), что он решительно выступает против попыток перестройки или регулирования региональной подсистемы Южного Кавказа с помощью любых внешних сил, будь то Израиль или страны Европы.

В целом Иран в отношении проблемы Нагорного Карабаха продолжал придерживаться четырех фундаментальных принципов, озвученных А.Хаменеи во время 44-дневной войны:

  1. Война является трагическим инцидентом, угрожающим безопасности региона и не приносящим блага Ирану, и она должна быть закончена как можно скорее.
  2. Все территории Азербайджанской Республики, захваченные Арменией, должны быть освобождены и возвращены Азербайджану.
  3. Безопасность армян, проживающих на этих территориях, должна быть защищена.
  4. Международные границы должны соблюдаться, то есть обе стороны не должны нарушать границы других стран в регионе» [17].

Период ноября 2022 г. – марта 2023 г. характеризовался значительной деградацией отношений между Ираном и ближайшим союзником Турции – Азербайджаном. При этом на первый план в ирано-азербайджанском треке все более отчетливо выходил фактор дальнейшего развития отношений между Израилем и Азербайджаном. Вскоре после восстановления дипломатических отношений Турции и Израиля начался процесс дипломатического сближения Азербайджана с Израилем, причем если ранее Азербайджан предпочитал не открывать свое посольство в Израиле, поскольку это неминуемо вызвало бы недовольство Ирана [18, с. 156], то теперь Баку предпринял такой дипломатический шаг.

Эскалация в двухсторонних отношениях, которая последовала за октябрьскими военными учениями Ирана, включала следующие события:

  • 14 ноября 2022 г. в Азербайджане сообщили о разоблачении шпионской сети, созданной на территории страны иранскими спецслужбами.
  • 18 ноября 2022 г. парламент Азербайджана принял решение об открытии посольства Азербайджана в Израиле.
  • В январе 2023 г. состоялось нападение на посольство Азербайджана в Тегеране (которое впоследствии было закрыто), а через несколько дней после этого сотрудники Министерства внутренних дел Азербайджана провели операцию с задержанием подозреваемых в причастности к иранской агентурной сети в стране.
  • В марте 2023 г. в Тель-Авиве было открыто посольство Азербайджана.
  • В Азербайджане заявили о причастности Ирана к совершенному в конце марта покушению на депутата азербайджанского парламента Ф.Мустафу.
  • В апреле 2023 г. МИД Азербайджана сообщил, что четыре сотрудника посольства Ирана в Баку были объявлены персонами нон грата, на что в мае последовал зеркальный ответ Тегерана.

К осени 2023 г. Иран и Азербайджан стали предпринимать шаги к нормализации отношений. Иран в условиях азербайджанской операции в Нагорном Карабахе 19–20 сентября занял позицию на основе четырех принципов Хаменеи. Иранское руководство вновь подтвердило признание Нагорного Карабаха частью Азербайджана, подчеркнув, что его проблемы должны решаться в формате диалога, причем Тегеран предложил странам региона провести у себя переговоры в режиме «три плюс три» [19].

Такая позиция, отвечавшая интересам Азербайджана, служила основой для конструктивного диалога между Тегераном и Баку. Уже в начале октября 2023 г. официальный представитель МИД Ирана Н.Канани заявлял, что ведется обсуждение вопроса о возобновлении работы посольства Азербайджана в Тегеране [20]. При этом Иран продолжал выражать беспокойство относительно возможной попытки создания Азербайджаном «Зангезурского коридора» через территорию Армении. Было заключено соглашение об альтернативном проекте, не сопряженном с геополитическими факторами и экономически выгодном Тегерану, – о строительстве новой железнодорожной линии, связывающей основную территорию Азербайджана с Нахичеванью через Иран [21].

23 октября 2023 г. в Тегеране прошла первая встреча глав МИД стран – участниц формата «3+3». Иран на этой встрече вернулся к традиционным для себя тезисам о недопустимости вмешательства иностранных (внерегиональных) сил в дела Закавказья. Акцент был сделан на потенциале экономического сотрудничества и реализации различных международных проектов на Южном Кавказе, таких как завершение строительства ГЭС «Худаферин», «Гыз-Галасы» и «Ордубад–Маразад», организация автомобильного пограничного моста и пешеходного перехода через реку Араз, завершение строительства Астаринского грузового терминала [22].

По итогам упразднения непризнанной Нагорно-Карабахской Республики перед Ираном сохраняются три комплексных вызова, исходящих из региона Южного Кавказа, каждый из которых прямо или косвенно связан с внешней политикой Турции и Азербайджана как ближайшего турецкого союзника. Каждый из этих вызовов существовал и прежде, однако их форма изменилась после азербайджанской операции 2023 г.

Первый вызов – потенциальная попытка построения Азербайджаном «Зангезурского коридора» через территорию Армении. Достигнутое соглашение о строительстве новой альтернативной инфраструктуры на территории Ирана является наиболее оптимальным для Тегерана решением данной проблемы.

Второй вызов – растущее влияние на Южном Кавказе противников и соперников Ирана. К идеологическим противникам Ирана можно отнести США и Израиль (политика последнего для Тегерана неразрывно связана с политикой США). К соперникам Ирана в данном регионе можно отнести Турцию.

Наконец третий вызов – потенциал развития идей сепаратизма среди иранских азербайджанцев. Этот вызов руководству Ирана будет сохраняться, пока турецко-азербайджанский тандем в состоянии использовать в своей внешнеполитической деятельности идеи пантюркизма.

Турецко-иранское взаимодействие на современном этапе

Турецко-иранские отношения отличаются особой напряженностью. Анкара и Тегеран имеют разные позиции по ряду вопросов регионального развития. В первую очередь это связано с сирийским конфликтом, где государства поддерживали враждующие стороны [23]. При этом и Турция, и Иран демонстрировали, что они готовы взаимодействовать на равных и разрешать противоречия на основе диалога, как это было в рамках Астанинского процесса. Усилия России способствовали тому, что страны преодолели взаимные противоречия и приняли на себя общую ответственность за региональную безопасность [24, с. 74].

Несмотря на политические разногласия между странами, их торговые отношения находятся на относительно стабильном уровне. Согласно данным Института статистики Турции, в 2023 г. двусторонний торговый оборот достиг 5,49 млрд., в 2022 г. – 6,42 млрд. долл. [25]. Рекордный уровень торговли в 2012 г. составил 22 млрд долл., то есть на данный момент страны не используют весь потенциал двусторонних торговых отношений. Главными препятствиями на пути расширения сотрудничества стал ряд проблем: малое количество действующих пограничных переходов, сохраняющиеся препятствия для деятельности турецких фирм в Иране, ограничение частоты полетов авиакомпаний, проблемы с ценами на топливо и т. д.

Данные проблемы были озвучены президентом Турции Р.Эрдоганом на заседании турецко-иранского делового совета совместно с президентом Ирана Раиси. Также турецкая сторона подчеркнула, что она будет предпринимать меры для активизации экономических отношений [26]. Кроме того, Турция импортирует из Ирана природный газ, однако стороны не могут достичь стабильности в поставках из-за периодически возникающих проблем в иранской газотранспортной системе.

В контексте развития событий на Южном Кавказе опасения Ирана вызывают и отношения Азербайджана с Израилем. Новые государства постсоветского пространства являются частью периферийной политики Тель-Авива, в рамках которой Израиль хотел наладить отношения с умеренными мусульманскими странами, расположенными вокруг Ирана [27, с. 104]. Более того, развитие отношений с Азербайджаном с его преимущественно шиитским населением усиливало позиции Израиля в противодействии Ирану [28].

Так, согласно утечкам, опубликованным на портале Wikileaks, советник посольства США характеризовал азербайджано-израильские отношения следующим образом: «отношения Азербайджана и Израиля основаны на прагматизме и уважении приоритетов друг друга. Главная цель Израиля – сохранить Азербайджан в качестве союзника против Ирана, платформы для разведки за последним и рынка вооружений» [29].

В контексте действий Азербайджана в 44-дневной войне Израилю отводилась роль одного из основных поставщиков вооружений. В период с 2016 по 2020 г. доля Израиля в азербайджанском импорте оружия оценивалась в 69% [30]. Иранская сторона обращала внимание на то, что Израиль использует Азербайджан для противодействия Ирану. В 2021 г. Тегеран провел масштабные военные учения на границе с Азербайджаном на фоне слухов о размещении вооруженных сил Израиля на территории Азербайджана. Однако подтверждений этим домыслам не нашлось [31, сc. 632–633].

Другим, не менее значимым опасением для Ирана является тюркский фактор. Большое количество азербайджанцев, проживающих на северо-западе страны, делают для Тегерана чувствительным усиление турецко-азербайджанского тандема, способного использовать в своих целях пантюркистскую идеологию. Ситуация осложняется тем, что шиитские богословы в этом регионе также симпатизируют Азербайджану и ведут проазербайджанскую деятельность [32, с. 17].

После Второй карабахской войны данная проблема снова была поднята в публичном дискурсе иранских политических деятелей. Причиной этому стало выступление Р.Эрдогана на параде победы в Баку 10 декабря 2020 г., где он процитировал стихотворение Б.Вагабзаде о разделении земель южнее и севернее Аракса, то есть, современной территории Ирана, где проживает большое количество азербайджанцев. Для Тегерана произведение Вагабзаде является символом пантюркизма и ставит под угрозу территориальную целостность Ирана.

Одной из главных проблем для отношений Турции и Ирана стал вопрос разблокировки транспортных путей, а именно создание транспортных маршрутов между Нахичеванью и остальной частью Азербайджана, которая должна была проходить через Армению. Данный вопрос усугубил региональное соперничество – Турция встала на сторону Азербайджана, а Иран поддерживал Армению. Пункт о гарантиях безопасности транспорта между двумя частями Азербайджана содержался в трехстороннем заявлении лидеров Азербайджана, Армении и России.

Баку, пользуясь своим положением, приступил к развитию транспортной инфраструктуры на своей территории, подводя ее к границам Армении для прокладки будущего коридора, а И.Алиев делает заявления о неизбежности создания этого коридора [33]. В Армении данный вопрос начал политизироваться из-за наличия угроз суверенитету и территориальной целостности страны. Более того, коридор может отрезать Армению от Ирана, с чем не согласен и Тегеран.

Данный коридор может значительно изменить баланс сил в регионе, предоставив Турции кратчайший путь к ближайшему союзнику – Азербайджану и открыв путь к Каспийскому морю. Иран, в свою очередь, может быть ограничен в доступе к черноморским портам через Армению и Грузию [34, сс. 95-96]. Помимо этого, возможно ограничение сухопутного сообщения с Россией, снижение роли Ирана в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь» и т. д. [35, pp. 165-166].

Для смягчения ситуации во взаимоотношениях с Ираном турецкий лидер заявил о возможности строительства железнодорожного коридора из Азербайджана в Нахичевань через территорию Ирана, а не Армении [36]. Ранее, в марте 2022 г. Азербайджан и Иран подписали «Меморандум о взаимопонимании о создании новых коммуникационных связей — транспортного коридора между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахичеванской АР через территорию Ирана». Уже в октябре 2023 г. была проведена церемония закладки автомобильного моста и пограничной таможенной зоны между странами. При этом Баку не отказывается от открытия коридора через Армению и напрямую связывает этот вопрос с открытием границ. Азербайджан стремится заполучить кратчайший путь к Нахичевани, потому что путь через Иран будет более протяженным и, более того, даст Тегерану определенное преимущество в контроле этих транспортных цепочек.

Турция и Иран также предприняли новую попытку нормализации отношений. В январе 2024 г. президент Турции Р.Эрдоган и президент Ирана Э.Раиси подписали 10 соглашений в различных областях, направленных на укрепление отношений между странами [37]. При этом встреча должна была состояться ранее, однако была перенесена из-за позиции Тегерана по вопросу сотрудничества Турции и Израиля на фоне военных действий в Палестине. Турецкий лидер выразил надежду, что соглашения между странами станут основой для развития новых проектов и возвращения прежнего уровня торговых отношений [38].

На фоне активного давления США и западных партнеров на Турцию и Иран, а также действий Израиля в Палестине создаются предпосылки для укрепления турецко-иранских отношений. Общие вызовы для Анкары и Тегерана способны сформировать новые условия, в которых страны, несмотря на все противоречия, могут перейти к углублению отношений для оказания помощи друг другу, для сохранения региональной стабильности и совместного поиска мер для решения насущных вопросов.

* * *

Турция и Иран – две региональные державы, стремящиеся повысить свое влияние на Южном Кавказе. Вторая карабахская война внесла коррективы в баланс сил в регионе, позволив Азербайджану и Турции повысить свою роль на Кавказе и предложить собственное ви́дение его развития. На этом фоне Иран в значительной мере остался на периферии региональных перемен и оказался неспособным сколько-нибудь значимо повлиять на них.

Достаточно отстраненная позиция Тегерана с началом Второй карабахской войны обусловила его негативную реакцию на развитие событий, что привело к охлаждению отношений как с Азербайджаном, так и с Турцией. Иран стремится демонстрировать необходимость принять во внимание его мнения относительно перспектив развития региона. Несмотря на попытки Турции и Ирана перезагрузить отношения и вернуть им прежний характер, уровень регионального соперничества не позволяет им в полной мере осуществить задуманное. Анкара и Тегеран демонстрируют различные ви́дения перспектив развития региона и воспринимают проекты друг друга как потенциальную угрозу собственным интересам.

Ситуация для Ирана осложняется усилением позиции Турции, которая теперь в состоянии определять собственные правила игры в регионе. Вместе с тем внешнее давление на страны и общие вызовы сохраняют определенное пространство для взаимного сотрудничества и могут сформировать условия, когда позитивные аспекты взаимодействия Анкары и Тегерана перекроют весь негатив.

Можно предположить, что стороны сохранят определенный уровень недоверия друг другу, однако будут стремиться нормализовать двусторонние отношения, концентрируясь на позитивных аспектах взаимодействия и пытаясь сформировать новые возможности для поддержания региональной стабильности.

 

1 Террористическая организация, запрещенная в РФ.

2 Террористическая организация, запрещенная в РФ.

×

Авторлар туралы

Razil Guzaerov

INION RAS

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ringe@imemo.ru

Junior Research Fellow of Department of the Middle and Post-Soviet East Studies

Ресей, Moscow

Ilya Baskakov

INION RAS

Email: ringe@imemo.ru

Junior Research Fellow of Department of the Middle and Post-Soviet East Studies

Ресей, Moscow

Әдебиет тізімі

  1. Маркедонов С.М. 2018. Тридцать лет Нагорно-Карабахского конфликта: основные этапы и перспективы урегулирования // Постсоветские исследования. № 2. С. 129–138.
  2. Аватков В.А. 2022. Турция и Азербайджан: одна нация – одно государство? // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66. № 2. С. 90–100. doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-90-100
  3. Toksabay E. Turkish arms sales to Azerbaijan surged before Nagorno-Karabakh fighting // Reuters. 14.10.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-armenia-azerbaijan-turkey-armsidCAKBN26Z237 (дата обращения 23.04.2024).
  4. Гузаеров Р.И. 2023. Военно-техническое сотрудничество Турции и Азербайджана: дорога к интеграции? // Россия и новые государства Евразии. № 3. С. 55–67. doi: 10.20542/2073-4786-2023-3-55-67
  5. Буря на Кавказе (под ред. Р.Н. Пухова). 2021. Москва: Центр анализа стратегий и технологий. 128 с.
  6. Azərbaycan Respublikası ilə Türkiyə Respublikası arasında müttəfiqlik münasibətləri haqqında Şuşa Bəyannaməsi // Azərbaycan Respublikasının Prezidenti İlham Əliyev. 2021. URL: https://president.az/az/articles/view/52122) (дата обращения: 12.04.2024).
  7. Генерал: Азербайджанская армия полностью перешла на турецкий формат // Caliber.Az. 2022. URL: https://caliber.az/post/111360/ (дата обращения: 12.04.2024).
  8. Azerbaycan askerleri: Karabağ zaferi Türkiye'de aldığımız eğitim sayesinde geldi // Türkiye. 12.12.2020. URL: https://www.turkiyegazetesi.com.tr/gundem/izmirde-bir-otelde-yangin-cikti-5-yarali974698 (дата обращения 12.04.2024).
  9. Дунаева Е.В., Мамедова Н.М., Сажин В.И. 2019. Год после выхода США из ядерной сделки (новые риски для Ирана) // Восточная аналитика. № 1. С. 76–90.
  10. President in a phone call with his Russian counterpart: War not a solution to Nagorno-Karabakh conflict; resolution only possible through dialogue under international law // Ministry of Foreign Affairs of the Islamic Republic of Iran. 10.10.2020. URL: https://en.mfa.gov.ir/portal/newsview/613416/War-not-a-solution-to-Nagorno-Karabakh-conflict-resolution-only-possible-through-dialogue-under-intl-law (дата обращения 12.04.2024).
  11. Каледжи В. Тревоги Ирана по поводу напряженности между Арменией и Азербайджаном // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 18.01.2022. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/trevogi-irana-po-povodu-napryazhyennosti/ (дата обращения 12.04.2024).
  12. Сажин В. Кавказский излом: израильский фактор // Международная жизнь. 27.05.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30249 (дата обращения 12.04.2024).
  13. Iran puts Azerbaijan on notice as tension spirals into military drills // Amwaj media. 04.10.2021. URL: https://amwaj.media/media-monitor/iran-puts-azerbaijan-on-notice-as-tension-spirals-into-military-drill (дата обращения 12.04.2024).
  14. Iran launches military drills on border with Azerbaijan, Armenia // Anadolu Agency. 01.10.2021. URL: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/iran-launches-military-drills-on-border-with-azerbaijan-armenia/2380566 (дата обращения 12.04.2024).
  15. Iran willing to aid in reconstruction of Nagorno-Karabakh // The Cradle. 25.01.2022. URL: https://thecradle.co/articles-id/4917 (дата обращения 12.04.2024).
  16. Iran’s military starts “massive” drills on Azerbaijani border // Eurasianet. 20.10.2022. URL: https://eurasianet.org/irans-military-starts-massive-drills-on-azerbaijani-border (дата обращения 12.04.2024).
  17. Ayatollah Khamenei’s positions key to solving Nagorno-Karabakh conflict // IRNA. 01.01.2023. URL: https://en.irna.ir/news/84985464/Ayatollah-Khamenei-s-positions-key-to-solving-Nagorno-Karabakh (дата обращения 12.04.2024).
  18. Сажин В.И. 2023. Теория, политика и практика иранского антисионизма // Восточная аналитика. Т. 14. № 3. С. 147–158. doi: 10.31696/2227-5568-2023-03-147-158.
  19. Иран считает Карабах частью Азербайджана // ТАСС. 19.09.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18789087 (дата обращения 12.04.2024).
  20. Иран надеется на возобновление работы посольства в Баку // EADaily. 03.10.2023. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/10/03/iran-nadeetsya-na-vozobnovlenie-raboty-posolstva-v-baku (дата обращения 12.04.2024).
  21. Баку и Тегеран построят железную дорогу в Нахичевань через территорию Ирана // ТАСС. 06.10.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18934631 (дата обращения 12.04.2024).
  22. Как им обустроить Южный Кавказ // Коммерсантъ. 23.10.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6296366 (дата обращения 12.04.2024).
  23. Иванова И.И. 2020. Динамика развития отношений между Турцией и Ираном в XXI в. // Восточная аналитика. № 4. С. 182–206.
  24. Мозлоев А.Т. 2021. Россия, Турция и Иран на пути к потенциальному лидерству в региональном раскладе сил // Восточный альманах. Т. V. С. 73–78.
  25. Türkiye-Iran Economic and Commercial Relations // Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Türkiye. URL: https://www.mfa.gov.tr/economic-and-commercial-relations-with-iran.en.mfa (дата обращения 08.05.2024).
  26. Erdogan, eyeing more trade with Iran, says Turkey weighing opening new border crossings // Reuters. 25.01.2024. URL: https://www.reuters.com/world/middle-east/erdogan-eyeing-more-trade-with-iran-says-turkey-weighing-opening-new-border-2024-01-25/ (дата обращения 08.04.2024).
  27. Костенко Ю.И. 2017. «Новая периферийная стратегия» Израиля // Вестник МГИМО. № 1 (52). С. 101–118.
  28. Çiçekçi С. İkinci Dağlık Karabağ Savaşı Işığında İsrail-Azerbaycan İlişkileri: Yapısal ve AnalitikBir Çerçeve // Güvenlik Çalışmaları Dergisi. 2021. № 2 (23). P. 267–285.
  29. Keinon H. How can Israel navigate the divide between Azerbaijan and Armenia? // The Jerusalem Post. 30.07.2020. URL: https://www.jpost.com/international/how-can-israel-navigate-the-divide-between-azerbaijan-and-armenia-636953 (дата обращения: 08.04.2024).
  30. Arms transfers to conflict zones: The case of Nagorno-Karabakh // SIRPI. 30.04.2021. URL: https://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2021/arms-transfers-conflict-zones-case-nagorno-karabakh (дата обращения 08.04.2024).
  31. Гузаеров Р.И. 2022. Военно-техническое сотрудничество Азербайджана и Израиля // Постсоветские исследования. Т. 5. № 6. С. 627–634.
  32. Маркедонов С., Каледжи В., Хас К. 2020. Слом статус-кво и международное измерение кризиса в Нагорном Карабахе: доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай», декабрь 2020. М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». 32 с.
  33. Алиев заявил, что проект Зангезурского коридора будет реализован в любом случае // ТАСС. 10.01.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16769317 (дата обращения 13.05.2024).
  34. Малышева Д.Б. 2023. Россия и транзитные коридоры Евразии // Россия и новые государства Евразии. № 2 (59). С. 91–102. doi: 10.20542/2073-4786-2023-2-91-102
  35. Golmohammadi V., Markedonov S.M. 2024. How Iran Perceives Turkey’s Rise in the South Caucasus. Russia in Global Affairs. № 22 (1). Р. 152–175. doi: 10.31278/1810-6374-2024-22-1-152-175
  36. Эрдоган не исключил, что Зангезурский коридор пройдет мимо Армении // РБК. 26.09.2023. URL: https://www.rbc.ru/politics/26/09/2023/6512d1879a79472f24551929 (дата обращения 13.05.2024).
  37. Иран и Турция подписали 10 соглашений о сотрудничестве // Irna.ir. 24.01.2024. URL: https://ru.irna.ir/news/85365010/ Иран-и-Турция-подписали-10-соглашений-о-сотрудничестве (дата обращения 13.05.2024).
  38. Türkiye-İran İş Forumu’nda Yaptıkları Konuşma // Türkiye Cumhuriyeti Cumhurbaşkanlığı. 24.01.2024. URL: https://tccb.gov.tr/konusmalar/353/150876/turkiye-iran-is-forumu-nda-yaptiklari-konusma (дата обращения 13.05.2024).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Гузаеров Р.I., Баскаков И.D., 2024

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қол жетімді Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».