Talent: from paradoxes to the development of subjectivity



如何引用文章

全文:

详细

The article indicates the conceptual, diagnostic and theoretical and methodological paradoxes that raise the question of a common nature of endowments. The author proposes an ecopsychological approach to endowments allowing to imagine the development of endowments as a transition from a potential form to evident talent of an individual. The seven stages of formation of subjectivity of the individual as the subject of a certain kind of endowments are identified.

作者简介

V. Panov

Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI), RAE Psychological Institute

Email: ecovip@mail.ru
Dr. Sc., Prof.

参考

  1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Методическое пособие / Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростовский университет, 1983.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.
  4. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Спб.: Питер, 1999.
  7. Ивлева М.Л. Научный этап развития психологической концепции одаренности: тенденции, направления и подходы. М., 2012.
  8. Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Щвецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. - Иркутск: Иркутский гос.пед.университет, 2001.
  9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1997.
  10. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6.
  11. Матюшкин А.М., Белова Е.С., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Задорина Е.Н., Юркевич В.С., Яковлева Е.Л. Одаренность и творчество: концепция, итоги и перспективы исследований // Доклады Юбилейной научной сессии, посвященной 85-летию Психологического института РАО. - М., 1999. С. 11-25.
  12. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  13. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
  14. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.
  15. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. Составители: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997.
  16. Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика, 2001, № 4. С. 30-44.
  17. Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход. М.: Изд-во РУДН, 2005.
  18. Панов В.И., Позднякова Г.П., Хисамбеев Ш.Р., Лидская Э.В. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста // Системная организация и детерминация психики / Под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Изд-во ИП РАН, 2009. - С. 396-419.
  19. Панов В.И. От активности к становлению деятельности, от субъекта к становлению субъектности (теоретический анализ) // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. научн. конференции. (Саратов, 26-27 окт. 2010 г.) - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. - Ч. 1. - С. 13-27.
  20. Панов В.И., Плаксина И.В. Модель становления субъекта педагогической деятельности // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 304-307.
  21. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития, 2014. Выпуск № 3(11). - С. 2014-2024.
  22. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976.
  23. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Изд. центр "Академия", 1996.
  24. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000.
  25. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Магистр. 1998.
  26. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. - М., 1991.
  27. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.
  28. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001;
  29. Селезнева М.В. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развития субъектности курсантов. Дисс … канд. психол.н. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. - 219 с.
  30. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. - М.: Педагогика, 1985.
  31. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
  32. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - М.-Томск, 1996.
  33. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. - М., 1991. С. 7-21.
  34. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004.
  35. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова - М.; Обнинск, ИГ - СОЦИН, 2008. - 212 с.
  36. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004.
  37. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. - М.: Просвещение, 1996.
  38. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997.
  39. Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking // Explorations in Creativity, N.Y., 1967.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Panov V.I., 2014

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».