Этническая и конфессиональная культура мордовских студентов (по материалам интернет-опроса)
- Авторы: Идиатуллов А.К.1
-
Учреждения:
- Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
- Выпуск: Том 15, № 1 (2023)
- Страницы: 73-84
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 05.12.2025
- Статья одобрена: 05.12.2025
- Статья опубликована: 18.04.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2076-2577/article/view/356371
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.01.73-84
- ID: 356371
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье обобщаются результаты исследования этнической и конфессиональной культуры мордовских студентов. Задачами исследования были выявление степени сохранности отдельных компонентов этнической культуры у данных студентов; анализ уровня их религиозности и «воцерковленности»; изучение влияния на их мировоззрение инокультурных систем.
Материалы и методы. Методологической базой исследования стал интернет-опрос. Всего в опросе приняли участие 100 студентов мордовской национальности: 63 чел. из Республики Мордовия (Мордовский государственный педагогический университет) и 37 чел. из Ульяновской области (Ульяновский государственный педагогический университет).
Результаты исследования и их обсуждение. В статье анализируются такие элементы этнической и конфессиональной культуры мордовских студентов, как представления о святых местах и национальных героях, степень владения национальным языком, восприятие национального языка в качестве родного, бытование празднично-обрядовой культуры, религиозность и конфессиональная принадлежность, религиозное поведение и религиозные убеждения и т. д. Выявляется и интерпретируется влияние фактора поликультурного региона на значительный удельный вес лиц, признающих в качестве родного языка не мордовский, на синкретизацию в массовом сознании респондентов праздников разного генезиса: международных, русских национальных, христианских, государственных, мордовских национальных.
Заключение. Анализ материалов интернет-опроса позволяет заключить, что в целом для мордовских студентов характерна положительная установка по отношению к мордовской культуре. Особенно отчетливо интерес респондентов к традиции проявляется при ответах на вопросы, затрагивающие ту часть этнического самосознания, которая имеет в большей степени символическое, нежели практическое или повседневное, значение. Не менее разнообразна религиозная культура мордовских студентов, значительная часть которых хотя и относит себя к православным христианам, в разной степени интегрирована в культуру православия. При этом некоторые опрошенные не лишены оккультного влияния.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Азат Корбангалиевич Идиатуллов
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Автор, ответственный за переписку.
Email: AzKoIdiat@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2804-6302
доктор исторических наук, профессор кафедры географии и экологии
Россия, УльяновскСписок литературы
- Абрамов В. К. Мордовский народ во второй половине XX – начале XXI века (1953–2010):моногр. Пенза: Социосфера, 2021. 308 с.
- Антонова М. В. Нравственные установки и ориентиры студенчества Мордовского государственного педагогического университета // Гуманитарные науки и образование.2021. Т. 12, № 1. С. 7–12. doi: 10.51609/2079-3499_2021_12_01_07.
- Бегинина И. А., Ивченков С. Г., Шахматова Н. В. Межэтнические взаимодействия населения в Саратовском приграничье // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2021. № 3.С. 48–57. doi: 10.52452/18115942_2021_3_48.
- Богатова О. А. Религиозность студенческой молодежи: социологическое исследование в регионе (Республика Мордовия) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 186–201.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30382621(дата обращения: 22.01.2023).
- Бортникова Н. В., Рубцова Е. В., Фадеева В. В.Этнокостюм в дискурсе художественной практики (из опыта работы Удмуртского государственного университета) // Костюмология.2021. № 4, Т. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48043284 (дата обращения: 22.01.2023).
- Емелькина И. В. Развитие этнического самосознания мордвы в условиях глобализации // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020.Т. 20, № 3. С. 325–333. doi: 10.15507/2078-9823.51.020.202003.325-333.
- Идиатуллов А. К. Религиозность студентов Уфы (на примере башкир и татар) //Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 63–66. doi: 10.17223/15617793/399/11.
- Идиатуллов А. К. Этнокультурная и религиозная ситуация в Цильнинском районе Ульяновской области // Вестник Чувашского университета. 2018. № 2. С. 85–92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35122991 (дата обращения:22.01.2023).
- Клашкина Л. Е. Этнические традиции праздничной и семейной обрядности в контексте исторической памяти (на примере самарской мордвы) // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Самара,2019. Ч. 1. С. 343–351.
- Кондрашкина Е. А. Развитие билингвизма и полилингвизма в Республике Башкортостан //Научный диалог. 2019. № 4. С. 29–42. doi: 10.24224/2227-1295-2019-4-29-42.
- Корнишина Г. А. Мордва в структуре населения Челябинской области по данным переписей XX – начала XXI веков // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2022. Т. 12, № 2. С. 37–43. doi: 10.15350/26191490.2022.2.24.
- Корнишина Г. А. Социально-обрядовая роль и формы организации половозрастных контактов мордовского населения Самарского края в первой половине XX в. // Финно-угорский мир. 2017. № 1. С. 78–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50088215 (дата обращения:22.01.2023).
- Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Ведущие тенденции в сфере этноконфессиональных процессов у финно-угорских народов Поволжья и Приуралья (на примере мордвы) // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: материалы V Всерос. науч.-практ.конф., посвящ. памяти Л. М. Дробижевой. Казань, 2022. С. 132–135.
- Нехаева Н. Е. Развитие этнического туризма в Республике Мордовия как основа сохранения культуры мордвы // Современные проблемы территориального развития: электрон.журн. 2018. № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35147459 (дата обращения: 22.01.2023).
- Никонова Л. И. Организация жизнедеятельности и формирование мордовского населения на Крайнем Севере (по результатам этнографической экспедиции) // Вестник антропологии.2020. № 2. С. 272–285. doi: 10.33876/2311-0546/2020-50-2/272-285.
- Писаревская М. А. Проблема формирования толерантности у студенческой молодежи // Науковедение: интернет-журн. 2015. Т. 7, № 4.С. 1–10. doi: 10.15862/96PVN415.
- Попова Т. В. Похоронно-поминальные обряды мордвы: этнопсихологический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4.Ч. 2. С. 153–156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16855766 (дата обращения: 12.03.2023).
- Рузавина Н. В. Обряды мордвы села Алтышево Алатырского района Чувашской Республики:традиции и новации // Мордва в Чувашии:история и современность: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2022.С. 314–318.
- Сафин Ф. Г., Мухтасарова Э. А., Халиулина А. И. Этнодемографическое и этноязыковое развитие финно-угорских народов в Урало-Поволжье // Финно-угорский мир.2019. № 2. С. 152–167. doi: 10.15507/2076-2577.011.2019.02.152-167.
- Сидоркина И. С. Способы сохранения и популяризации этнической культуры мордвы //XLVI Огарёвские чтения: материалы науч.конф.: в 3 ч. Ч. 3. Гуманитарные науки. Саранск, 2018. С. 78–81.
- Таймасов Л. А., Идиатуллов А. К. Этнокультурная и религиозная ситуация в Николаевском районе Ульяновской области // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2018. № 1. С. 103–107. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=34960387 (дата обращения: 22.01.2023).
- Титова Т. А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань:Изд-во Казан. гос. ун-та, 2007. 253 с.
- Шабыков В. И., Кудрявцева Р. А., Орлова О. В.Национальность и национальная гордость в ценностной структуре этнической идентичности в Республике Марий Эл (социологическое исследование) // Социодинамика: электрон.журн. 2018. № 8. С. 33–42. doi: 10.25136/2409-7144.2018.8.27094.
- Шахов П. С. Мордовский календарно-обрядовый фольклорно-этнографический комплекс сибирского бытования (осеннезимний период) // Сибирский филологический журнал. 2019. № 1. С. 26–39. doi: 10.17223/18137083/66/2.
- Школкина И. Н. Влияние глобализации на самосознание мордвы // Финно-угорский мир.2017. № 4. С. 107–124. URL: https://csfu.mrsu.ru/arh/2017/4/107-124.pdf (дата обращения:22.01.2023).
- Collins-Mayo S. Youth and religion. An international perspective // Theo-Web. Zeitschrift für Religionspädagogik. 2012. Vol. 11, no. 1.P. 80–94. URL: https://www.theo-web.de/zeitschrift/ausgabe-2012-01/07.pdf (дата обращения: 22.01.2023).
- Glock C. Y., Stark R. American piety: the nature of religious commitment. Berkeley: University of California Press, 1968. 230 p.
- Gunn T. J. The Complexity of Religion and the Definition of “Religion” in International Law.Harvard Human Rights Journal. 2003. Vol. 16.P. 189–215. URL: https://harvardhrj.com/wpcontent/ uploads/sites/14/2020/06/16HHRJ189-Gunn.pdf
- Gurr T. R. Minorities at risk. A global risk of ethnopolitical conflicts. Washington, D. C.: United States Institute of Peace Press, 1993. 427 p.
- Horowitz D. L. The deadly ethnic riot. Berkerley:University of California Press, 2001. 605 p.
Дополнительные файлы



