Том 15, № 1 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 18.04.2023
- Статей: 14
- URL: https://journal-vniispk.ru/2076-2577/issue/view/24212
Весь выпуск
Филологические науки
«Языковые гнезда»: второе рождение языка (на примере инари-саамского и карельского)
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются проблемы возрождения языков малочисленных народов. Предметом изучения стал опыт языковедов по ревитализации национальных языков в пределах конкретного населенного пункта на территории Республики Карелия (с. Ведлозеро) и Финляндии (п. Инари).
Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные, опубликованные в монографии финского языковеда А. Пасанен и взятые из выступлений в СМИ активиста Союза карельского народа Н. П. Барминой и из личной беседы с ней автора статьи. При обработке полученной информации использовались сравнительно-сопоставительный, аналитический и синтетический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Ревитализация языка прежде всего включает в себя меры языковой поддержки: описание грамматического и лексического строя языка, фиксирование фонетических особенностей, документирование языкового материала в виде фольклорных текстов, бытовых описаний и т. п. В то же время она требует огромных усилий со стороны культурно-языкового сообщества (индивидуальный уровень), общественных организаций, образовательных учреждений и государственных органов власти (уровень сообщества). Одним из эффективных способов возрождения национальных языков являются учебные языковые центры. Порядок их организации и особенности работы рассматриваются на примере «языковых гнезд» в Финляндии и Карелии.
Заключение. На основе внимательного изучения системы мер по спасению финского языка Л. Котилайнена автором публикации предложена собственная система по сохранению национальных языков, которая не всегда требует обязательной государственной поддержки и финансирования, хотя ни в коем случае не исключает ее. В частности, предлагается создать сеть бесплатных языковых вебинаров, организовать конкурсы на лучший блог на этноязыке, лучшего мастера слов, придумавшего самый удачный эквивалент русского слова.
8-18
Соотношение коми-пермяцкого и коми-зырянского элементов в лексике верхнекамского идиома
Аннотация
Введение. Верхнекамское наречие – одна из разновидностей коми языка, распространенная в Афанасьевском районе Кировской области. Наречие представляет собой промежуточный идиом между коми-пермяцким и коми-зырянским языками. Целью статьи является анализ коми-пермяцких и коми-зырянских составляющих в лексической системе исследуемого наречия.
Материалы и методы. Материал для исследования собран во время диалектологических экспедиций в район проживания кировских пермяков в 2002–2012 гг. от носителей с высоким уровнем языковой компетенции. Работа выполнена с использованием описательного, сравнительного и статистического методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Словарный состав верхнекамского наречия неоднороден. В нем выделяется наиболее многочисленная группа слов, общих для коми-пермяцких и коми-зырянских диалектов. Довольно многочисленную группу также образуют лексемы, функционирующие в верхнекамских говорах и повсеместно или на большей территории в коми-зырянском языке, но отсутствующие в коми-пермяцком. Также выделяется группа слов, соответствия которым зафиксированы в южных коми-зырянских диалектах: среднесысольском, лузско-летском и верхнесысольском. На территории функционирования верхнекамского идиома употребляются лексемы, изоглоссы которых охватывают верхнекамские и коми-пермяцкие говоры. Однако подобных коми-пермяцко-верхнекамских изоглосс немного, большинство из них имеют продолжение в зырянских диалектах. В результате анализа текстов на верхнекамском наречии выяснилось, что преобладающее большинство лексем встречается во всех разновидностях коми языков.
Заключение. Анализ лексического состава верхнекамского наречия показал, что указанный идиом невозможно безоговорочно относить к коми-пермяцкому языку, так как соотношение коми-зырянских и коми-пермяцких лексических черт в нем примерно одинаковое.
19-27
Исторические науки
Трансформации идентичностей жителей арктических районов Карелии (на материалах Лоухского района)
Аннотация
Введение. В статье представлены первые результаты историко-социологического исследования, посвященного влиянию на идентичности жителей факта включения в Арктическую зону Российской Федерации нескольких районов Карелии, на примере самого северного в республике Лоухского района.
Материалы и методы. Авторы исходят из взаимосвязи территории, традиций и идентичностей, которые сохраняют значимость, но отличаются подвижностью во времени. Методологическая база исследования включает в себя применение сравнительно-исторического метода, контент-анализа, метода качественных и полевых исследований. Используется комплексный анализ источников, в основе которого лежат опубликованные и неопубликованные исторические, публицистические, социологические данные. Полевыми материалами являются глубинные интервью с жителями Лоухского района, собранные в июле 2022 г.
Результаты исследования и их обсуждение. Представлен краткий обзор исторического развития территории Лоухского района, описаны результаты анализа материалов СМИ и интернет-источников. Привлеченные методы формализованного анализа текстов, использование техник кодирования, категорирования транскриптов интервью, перекрестная интерпретация данных исследователями позволили вычленить наиболее типичные варианты идентичностей и особенности, характерные для избранного региона. Были обнаружены отличия в доминировании разных типов идентичностей в западной и восточной частях района, особенно на уровне официальной репрезентации.
Заключение. В статье делается вывод, что в настоящее время в общественном дискурсе этническая идентичность сохраняется и проявляется в «фестивальном проекте этничности». На материалах интервью показано, что этническая идентичность уступает место гражданской или региональной. Арктическая идентичность не является укорененной в восприятии информантов. Более близкой и понятной для жителей Карельской Арктики представляется северная идентичность, «северяне».
28-43
Некоторые аспекты национально-государственного строительства у финно-угорских народов в составе СССР
Аннотация
Введение. В статье рассматривается ряд аспектов национально-государственного строительства у финно-угорских народов в составе СССР. Освещаются пути реализации политики советской власти в этом вопросе. Приводятся как ее положительные достижения, так и противоречия и упущения в процессе реализации. Цель исследования – дать комплексный анализ и объективную оценку процессов национально-государственного строительства у финно-угорских народов в СССР.
Материалы и методы. Авторами используются и обобщаются законодательные документы и материалы, содержащиеся в научных трудах советских и современных авторов по рассматриваемой проблеме. Для достижения поставленной цели применяются различные методы научного исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-правовой, описательный, логический, а также метод актуализации, позволивший связать развитие современных процессов с историческим опытом прошлого.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были прослежены динамика и конкретные тенденции реализации национальной политики в СССР по отношению к финно-угорским народам. Анализ процессов национально-государственного строительства у финно-угров позволил сделать вывод о значимости советского этапа в их развитии, несмотря на некоторые противоречия, ошибки и упущения в действиях руководства страны. Недооценка национальных проблем этносов в составе СССР, наряду со многими другими нерешенными проблемами в экономике, политике, духовной и социальной сферах, копившимися в государстве, в конечном счете привела к его распаду, что породило массу негативных последствий в геополитике.
Заключение. Проведенный анализ некоторых аспектов национально-государственного строительства в СССР позволил дать оценку значимости и ценности создания национальных административно-территориальных образований у финно-угорских народов, продолжениями которых являются современные национальные субъекты Российской Федерации. Был сделан вывод о необходимости сохранения сложившихся основ национально- государственного устройства России как важного фактора развития финно-угорских народов.
44-52
Специалисты среднего звена в финно-угорских республиках РСФСР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.
Аннотация
Введение. Основной объем специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства финноугорских республик РСФСР готовили местные средние специальные учебные заведения. Статья посвящена исследованию динамики численности специалистов среднего звена в отраслях народного хозяйства финно-угорских республик во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг., а также удельного веса этих специалистов в народном хозяйстве указанных территорий.
Материалы и методы. В работе использованы статистические материалы, содержащие данные о численности специалистов среднего звена в разных отраслях народного хозяйства на рассматриваемой территории. Исследование проведено на базе сравнительно-исторического, системного и статистического подходов, позволивших проследить динамику численности специалистов среднего звена и изменения удельного веса специалистов отдельных категорий в их общем объеме.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе содержащихся в статистических материалах данных была прослежена динамика численности специалистов среднего звена, занятых в разных отраслях народного хозяйства финно-угорских республик РСФСР. Выявлены изменения в удельном весе отдельных категорий изучаемых специалистов относительно их общего объема. Проведено сравнение изменения удельного веса отдельных категорий этих специалистов по финно-угорским республикам с подобной динамикой по РСФСР в целом за исследуемый период.
Заключение. На протяжении обозначенного периода в динамике численности специалистов среднего звена, занятых в народном хозяйстве финно-угорских республик, и изменении удельного веса их отдельных категорий действовали несколько тенденций. Во второй половине 1950-х гг. отмечена общая динамика увеличения количества изучаемых кадров, в начале 1960-х гг. интенсивность этого процесса стала ослабевать. В целом за весь период общая численность данных специалистов увеличилась в среднем в два раза. Наибольший рост наблюдался в категории техников, что вызвало уменьшение удельного веса прочих категорий, особенно заметное во второй половине 1950-х гг.
53-64
Трансформация состава “кöч гöсьнеч” /“кöч гöстинеч” коми (зырян) в XX–XXI вв.
Аннотация
Введение. В статье рассматривается понятие “кöч гöсьнеч” / “кöч гöсьтинеч” «гостинец от зайца» коми (зырян). Цель работы – проследить трансформацию его состава и определить символику подарка из леса.
Материалы и методы. В основу источниковедческой базы легли полевые материалы автора. Для реконструкции символического содержания подарка из леса используются литературные источники и фольклорные тексты. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить изменения в составе «гостинца от зайца».
Результаты исследования и их обсуждение. Практика возвращения домой остатков «дорожной» еды воспринималась детьми как передача гостинца от лесных зверей (зайца, белки, лисы), где пальму первенства удерживал заяц, что и закрепилось в названии “кöч гöсьнеч” / “кöч гöсьтинеч” «гостинец от зайца». Первоначально в состав угощения входил только хлеб, что нашло отражение в одном из названий гостинца – “кöч нянь” «хлеб от зайца». В 1950–1960-х гг. он мог быть посыпан солью или сахарным песком. Хлеб и соль в народной культуре выступали как оберег, а дефицит сахара в те годы позволял рассматривать его как лакомство. В состав подарка из леса дополнительно входили ягоды, смола для жевания и кедровые орехи, что подчеркивало локацию посланца угощения. Улучшение продовольственного обеспечения сельского населения сказалось на содержимом гостинца, куда стали входить сладости. Такая практика сохраняется до наших дней.
Заключение. Состав «гостинца от зайца» менялся в соответствии с изменениями в продуктовом наборе. Побывавшей за пределами освоенного человеком пространства еде приписывались магические свойства, способные наделять детей здоровьем и счастьем.
65-72
Культурология
Этническая и конфессиональная культура мордовских студентов (по материалам интернет-опроса)
Аннотация
Введение. В статье обобщаются результаты исследования этнической и конфессиональной культуры мордовских студентов. Задачами исследования были выявление степени сохранности отдельных компонентов этнической культуры у данных студентов; анализ уровня их религиозности и «воцерковленности»; изучение влияния на их мировоззрение инокультурных систем.
Материалы и методы. Методологической базой исследования стал интернет-опрос. Всего в опросе приняли участие 100 студентов мордовской национальности: 63 чел. из Республики Мордовия (Мордовский государственный педагогический университет) и 37 чел. из Ульяновской области (Ульяновский государственный педагогический университет).
Результаты исследования и их обсуждение. В статье анализируются такие элементы этнической и конфессиональной культуры мордовских студентов, как представления о святых местах и национальных героях, степень владения национальным языком, восприятие национального языка в качестве родного, бытование празднично-обрядовой культуры, религиозность и конфессиональная принадлежность, религиозное поведение и религиозные убеждения и т. д. Выявляется и интерпретируется влияние фактора поликультурного региона на значительный удельный вес лиц, признающих в качестве родного языка не мордовский, на синкретизацию в массовом сознании респондентов праздников разного генезиса: международных, русских национальных, христианских, государственных, мордовских национальных.
Заключение. Анализ материалов интернет-опроса позволяет заключить, что в целом для мордовских студентов характерна положительная установка по отношению к мордовской культуре. Особенно отчетливо интерес респондентов к традиции проявляется при ответах на вопросы, затрагивающие ту часть этнического самосознания, которая имеет в большей степени символическое, нежели практическое или повседневное, значение. Не менее разнообразна религиозная культура мордовских студентов, значительная часть которых хотя и относит себя к православным христианам, в разной степени интегрирована в культуру православия. При этом некоторые опрошенные не лишены оккультного влияния.
73-84
Лексическая и символическая репрезентация образа современной Мордовии населением республики
Аннотация
Введение. В статье приводятся результаты анализа лексической и символической репрезентации образа Республики Мордовия населением региона. Подобное исследование компонентов этнокультурного образа республики на основе результатов социологического опроса проведено впервые.
Материалы и методы. Материал исследования составили данные социологического опроса «Выявление брендов Республики Мордовия», проведенного в марте – апреле 2022 г. среди жителей республики, а также среди экспертов – сотрудников учреждений культуры. Методом сбора информации выступил онлайн-опрос (CAWI) на платформе Googlе Forms. Для анализа полученных данных применен кластерный анализ методом k-средних.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе кластерного анализа были выделены две группы респондентов: положительно воспринимающих регион и негативно оценивающих его. Реперными точками положительного восприятия республики стали лексемы доброжелательная, своя, гостеприимная, а негативного – бедная. Для определения современной Мордовии опрошенные чаще всего выбирали такие оценочные лексемы, как гостеприимная, доброжелательная, своя, бесконфликтная, культурная, солнечная, открытая. Символический образ региона у большинства опрошенных связан с гербом региона, лисой, самоназванием «регион 13», березой и богиней земли Масторавой.
Заключение. Результаты социологического опроса выявили преобладание в ответах респондентов положительно окрашенных лексем, служащих для характеристики региона и его жителей. Мордовия чаще всего соотносится с официально утвержденными символами территории и ее самоназванием, а также с образами, олицетворяющими в мордовской мифологии плодородие и женское начало.
85-97
Региональные практики и механизмы поддержки этнической идентичности коренных малочисленных народов Югры
Аннотация
Введение. В статье на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассматриваются региональные ориентиры этнокультурной политики, выделяются некоторые законодательные особенности защиты, сохранения самобытности представителей коренных малочисленных народов. Актуализируются этническая идентичность, самоидентификация представителей титульных этносов. Цель исследования – выявить роль этнокультурных практик в вопросе этнической идентичности хантов, манси, ненцев.
Материалы и методы. Теоретическую основу составили исследования в изучаемой области, в частности труды отечественных авторов, касающиеся этнокультурной идентичности. Использованы официальные материалы (законы, документы) региональной думы, уставы общественных организаций.
Результаты исследования и их обсуждение. Было установлено, что в этнокультурном пространстве обско-угорских и самодийских народов ключевыми являются законодательные механизмы, направленные на поддержание и сохранение этнокультурных традиций, деятельность общественных организаций обско-угорских и самодийских народов в каждом районе округа. Внимание уделено вопросам жизнеспособности родных языков в современных условиях, возрождению традиций на основе обрядовых праздников, традиционных искусств.
Заключение. Существующие в регионе законодательные механизмы в отношении коренных малочисленных народов построены по принципу общегосударственного, регионального подходов. В современных условиях у самих коренных малочисленных народов Югры возрастает интерес к этнокультурному наследию. Происходят возрождение традиций, празднеств, обычаев, популяризация родных языков.
98-109
События, люди, книги
110-112
113-114
115-117
118-121
122-124


