Лексическая и символическая репрезентация образа современной Мордовии населением республики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье приводятся результаты анализа лексической и символической репрезентации образа Республики Мордовия населением региона. Подобное исследование компонентов этнокультурного образа республики на основе результатов социологического опроса проведено впервые.
Материалы и методы. Материал исследования составили данные социологического опроса «Выявление брендов Республики Мордовия», проведенного в марте – апреле 2022 г. среди жителей республики, а также среди экспертов – сотрудников учреждений культуры. Методом сбора информации выступил онлайн-опрос (CAWI) на платформе Googlе Forms. Для анализа полученных данных применен кластерный анализ методом k-средних.
Результаты исследования и их обсуждение. На основе кластерного анализа были выделены две группы респондентов: положительно воспринимающих регион и негативно оценивающих его. Реперными точками положительного восприятия республики стали лексемы доброжелательная, своя, гостеприимная, а негативного – бедная. Для определения современной Мордовии опрошенные чаще всего выбирали такие оценочные лексемы, как гостеприимная, доброжелательная, своя, бесконфликтная, культурная, солнечная, открытая. Символический образ региона у большинства опрошенных связан с гербом региона, лисой, самоназванием «регион 13», березой и богиней земли Масторавой.
Заключение. Результаты социологического опроса выявили преобладание в ответах респондентов положительно окрашенных лексем, служащих для характеристики региона и его жителей. Мордовия чаще всего соотносится с официально утвержденными символами территории и ее самоназванием, а также с образами, олицетворяющими в мордовской мифологии плодородие и женское начало.

Полный текст

-

×

Об авторах

Ираида Адольфовна Пакшина

Научный центр социально-экономического мониторинга

Автор, ответственный за переписку.
Email: iraida-69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3050-2127

кандидат культурологии, ведущий научный сотрудник редакционно-издательского отдела

Россия, Саранск

Елена Николаевна Маскаева

Научный центр социально-экономического мониторинга

Email: elena-maskaeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8889-3170

старший научный сотрудник редакционно-издательского отдела

Россия, Саранск

Список литературы

  1. Абушкин Р. Р., Пронина И. Н. Культурный бренд Республики Мордовия как проектная стратегия развития территории //Муниципалитет: экономика и управление.2017. № 4. С. 33–40. URL: https://editorial.municipality.expert/file/897CEF89-DA5D-4873-ABDC-3861F4472F45 (дата обращения: 30.08.2022).
  2. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст.С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых,2003. 511 с.
  3. Берендеев М. В., Белецкая Т. В. Символический капитал регионального геобренда в медиадискурсе (Калининградский кейс) //Знак: проблемное поле медиаобразования.2021. № 1. С. 7–14. doi: 10.47475/2070-0695-2021-10101.
  4. Богатова О. А. Социальные технологии управления республиканской и российской идентичностью в оценках населения Республики Мордовия: опыт качественного социологического исследования //Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 1, вып. 1. С. 54–70.
  5. Богатова О. А., Чиркова О. Н. Формирование этнокультурного образа Республики Мордовия в региональном брендинге //Регионология. 2013. № 3. С. 68–75.
  6. Бодрова О. А. Мурманская область в поисках региональных брендов: к вопросу о теории и практике территориального брендирования // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования.2019. Вып. 16. С. 20–42. doi: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.20-42.
  7. Бурдье П. Практический смысл / общ. ред.пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперимент. социологии,2001. 562 с.
  8. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов региона //Экономика региона. 2010. № 3. С. 95–103.
  9. Казакова К. А., Горунович А. Н. Использование визуальных средств коммуникации в продвижении бренда территории (на примере Республики Коми) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1.С. 158–170.
  10. Лякишева В. Г., Добрынина И. Ю. Имидж Алтайского края: влияние региональных брендов на уровень социально-экономического развития территории // Экономика. Профессия. Бизнес. 2017. Т. 4, № 4.С. 42–48.
  11. Макарова Г. И. Этнокультурный образ Татарстана и его продвижение в региональном брендинге: стратегии и оценки элит // Этнографическое обозрение.2018. № 5. С. 128–145. doi: 10.31857/S086954150001480-8.
  12. Малькова В. К., Тишков В. А. Антропология историко-культурных брендов территорий, регионов и мест // Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест:моногр. Ростов н/Д, 2012. С. 6–57.
  13. Попова О. И., Григорьева Е. С., Морозова И. Ю. Имиджевая политика территории: анализ имиджа Екатеринбурга:моногр. Екатеринбург: Ин-т междунар.связей, 2015. 138 с.
  14. Почепцов Г. Г. Семиотика. М.: Рефл-бук;Киев: Ваклер, 2002. 430 с.
  15. Пронина И. Н., Сиротина И. Л., Шорохова М. А. Брендинговые стратегии г. Саранска в контексте категории «качество жизни» // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY.2017. Т. 25, № 3. С. 407–420.
  16. Рузавин Л. Н. Технологии формирования имиджа субъекта Федерации в условиях современной территориальной организации России // Регионология. 2009. № 4.С. 42–49. URL: https://regionsar.ru/node/413 (дата обращения: 25.08.2022).
  17. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества.Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре. СПб.: Филол. фак., Фак. свободных искусств и наук С.-Петерб. гос.ун-та; М.: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк.экономики», 2013. 279 с.
  18. Федотова Н. Г. Символический капитал места: понятие, особенности накопления,методики исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 29.C. 141–155. doi: 10.17223/22220836/29/13.
  19. Федотова Н. Г., Васильева Н. Ю. Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2.С. 119–127.
  20. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече; АСТ, 1997. 428 с.
  21. Хорольцева Е. Б. Проектирование этнокультурного бренда региона как ресурс управления развитием территории //Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13, № 2. С. 23–36. doi: 10.22394/2071-2367-2018-13-2-23-36.
  22. Храмов В. Б., Фролкина Т. Н. «Бренд территории» как понятие культурологии // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 1.С. 71–75.
  23. Шаронов А. М. Мордовский героический эпос: сюжеты и герои. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2001. 206 с.
  24. Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики: моногр. / И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, О. И. Бычкова и др.; отв. ред. Т. В. Коваленко. М.: Ин-т Наследия, 2020. 114 с. doi: 10.34685/HI.2019.36.91.012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пакшина И.А., Маскаева Е.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».