Шаманский микрокосм в символике свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции
- Авторы: Молчанова Л.А.1
-
Учреждения:
- Удмуртский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2023)
- Страницы: 483-492
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 15.12.2025
- Статья одобрена: 15.12.2025
- Статья опубликована: 22.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2076-2577/article/view/358148
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.04.483-492
- ID: 358148
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются конструкция и семантика шаманских шапок и свадебных девичьих головных уборов в удмуртской и русской традиции. Автором предпринимается попытка выявить генетическую связь шаманских и свадебных головных уборов.
Материалы и методы. С учетом знаково-символической природы костюма для изучения традиционных головных уборов за основу был взят структурно-семиотический метод с его тремя уровнями исследования: синтактикой, прагматикой и семантикой. Использованы также принципы художественной антропологии. Эта область искусство-ведения изучает произведения искусства как творение человеческих рук, как своеобразный текст, отражающий мировоззренческие установки автора.
Результаты исследования и их обсуждение. Шаманский образ вселенной имеет три уровня по вертикали и четырехчастную горизонталь, что соответствует символике родового дерева. Именно родовое дерево в шаманской идеологии является подателем новых жизней и осуществляет связь поколений – это ключевая фигура шаманской магической практики. Шаманский микрокосм отражен в символике головных уборов невест как в русской, так и в удмуртской традиции. Аналогичная конструкция шаманских и женских свадебных головных уборов подтверждает их древность и общность происхождения, их генетическую связь. Первичная идея шаманского родового дерева, источника новых жизней и связи поколений, сохраняется традицией. Она интуитивно и совершенно по-особенному воспроизводится в каждой этнической культуре.
Заключение. В статье исследованы конструкция и семантика шаманских шапок и свадебных головных уборов в удмуртской и русской традиции. На основе сходства конструктивных особенностей этих головных уборов удалось определить семантику и выявить их древнее происхождение и генетическую связь.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Людмила Анатольевна Молчанова
Удмуртский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lusmolchan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8379-3450
кандидат исторических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и художественного проектирования
Россия, ИжевскСписок литературы
- Альбедиль М. «Смерть и рождение – вся нить бытия»: ритуальный символизм тела // Теория моды: одежда, тело, культура. 2011. № 20. C. 145–164. URL: http://www.intelros.ru/readroom/teoriya-mody/m20-2011/16970-smert-i-rozhdenie-vsya-nitbytiya-ritualnyy-simvolizm-tela.html (дата обращения: 01.12.2023).
- Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклор:пробл. жанровой эволюции и систематики.Ижевск: УИИЯЛ, 1998. 354 с.
- Емельянов А. И. Курс этнографии вотяков.Вып. 3. Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань: Казанск. Вотск.изд. подотд., 1921. 158 с.
- Забылин М. Русский народ: Его обычаи,обряды, предания, суеверия и поэзия. М.:Принтшоп, 1990. 616 с.
- Ковшова М. Л. Семантика головного убора в культуре и языке. Костюмный код культуры. М.: ГНОЗИС, 2014. 317 с.
- Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск; Л.: Удмуртия, 1973. 158 с.
- Новгородова Э. А. Дающая жизнь // Наука и религия. 1984. № 5. С. 64–65.
- Семенова Т. С. Народное искусство и его проблемы. М.: Сов. художник, 1977.246 с.
- Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы ХVIII–ХХ вв.: в 2 т.СПб., 2011. Т. 2. 496 с.
- Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академ. проект, 2014.399 с.
- Molchanova L . A . “ Syulyk ” as a significant symbolic detail of the Udmurt woman’s image // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, № 3.С. 138–142.
Дополнительные файлы



