Orthodox activism as perceived by the population of the region: main frames

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article presents the results of a qualitative sociological study of Orthodox social activism and its social consequences, undertaken by the authors within the framework of the research project "Social Projects of the Russian Orthodox Church". An analysis of the mutual perception of Orthodox activists and the rest of the population of the region in terms of the implementation of Orthodox social initiatives allows us to identify four main frames of perception depending on the degree of awareness of secular subjects about their activities and attitudes towards interaction or avoidance of it: partnership, client, stereotyping and critical. The partnership frame is characterised by varying degrees of interest of permanent and situational (episodic) partners, the client frame is characterised by the perception of Orthodox charities and aid groups as substitutes for state institutions of social protection or education and the predominant disregard for their religious specificity. Stereotyping and critical frames, based on the attitude of distancing oneself from interaction with Orthodox activists and differing depending on the degree of awareness of their activities, can be considered as forms of negative self-identification of the non-church or weakly churched part of the regional society of their secular subjectivity in relation to Orthodox activists as bearers of alternative values ​​and lifestyle. The stereotyping frame is characteristic of citizens who are not aware of the extra-religious activities of activists (including both non-believers and believers who identify themselves as Orthodox), the critical frame is characteristic of disappointed activists.
As a limitation for the institutionalisation of Orthodox social activity, the authors highlight the negative attitude of potential volunteers and activists to the installation of their churching as subordination to religious activity. The tendency to adopt Orthodox family values ​​and lifestyle is characteristic only of some employees of partner state organisations whose job responsibilities are related to the implementation of a social project to increase the birth rate. In general, the attitude to Orthodox initiatives of non-churched or weakly churched clients, partners, potential or former activists is characterised by a focus on separating religious and social activity and a lack of readiness to submit to religious discipline in the non-religious sphere.

Авторлар туралы

Olga Bogatova

National Research Mordovia State University

Email: bogatovaoa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5877-7910
SPIN-код: 4533-7204
Doctor of Sociological Sciences, Docent, Professor of the Department of Sociology and Social Work Saransk, Russia

Evgenia Dolgaeva

National Research Mordovia State University

Email: ewgiv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1256-7384
SPIN-код: 5275-1016
Candidate of Sociological Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work Saransk, Russia

Әдебиет тізімі

  1. Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 138–154. doi: 10.15382/sturI2023105.138-154; EDN: NAKDIA.
  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 93–119.
  3. Блумер Г. Наука без понятий // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века / Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН, 2010. С. 299–317.
  4. Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века / Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН, 2010. С. 281–299.
  5. Богатова О. А. Религиозность студенческой молодежи: социологическое исследование в регионе (Республика Мордовия) // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 186–201. doi: 10.52452/18115942_2023_2_86; EDN: VPWUIC.
  6. Богатова О. А., Долгаева Е. И. Православные добровольцы и мотобратья: мотивация и последствия реализации православных социальных инициатив в регионе // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2023. № 2(70). С. 86–96. doi: 10.52452/18115942_2023_2_86; EDN: LMVBLP.
  7. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: ИС РАН, 2003. 752 с.
  8. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах. СПб.: ЕУ в СПб., 2022. 238 с.
  9. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам: Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. 680 с.
  10. Климов И. А. «Конструктивные» и «протестные» движения как ресурс изменения социальных практик // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 2. С. 201–216. EDN: SGOAHT.
  11. Кнорре Б. К. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира. М.: РОССПЭН, 2014. С. 42–102. EDN: XQMLHP.
  12. Кублицкая Е. А. Динамика процесса пост/де/секуляризации среди молодежных групп московского мегаполиса // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 103–115. doi: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-8; EDN: ETHFSU.
  13. Лебедев С. Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 153–168. EDN: PCNLXZ.
  14. Лункин Р. Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество. М.: ИЕ РАН: Нестор-История, 2020. 488 с. EDN: RXMKHE.
  15. Невский А. В. Социология волонтерства: определение границ исследования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. C. 30–46. doi: 10.19181/vis.2020.11.1.624.
  16. Орешина Д. А., Батанова П. В. и др. «Партнерский приход»: Сотрудничество священников и мирян в развитии социальной деятельности в приходах РПЦ в начале XXI века. М.: ПСТГУ, 2018. 320 с.
  17. Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма. М.; Орел; Ливны: Новоспасский монастырь; НП «Спасское дело», 2015. С. 72–86.
  18. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2023. № 3. С. 134–152. doi: 10.35231/18186653_2023_3_134; EDN: URLOHB.
  19. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М..: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  20. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академ. Проект, 2005. 304 с.
  21. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1(33). С. 254–268. EDN: UIXFLH.
  22. Beckford J. 2011 SSR Presidential Address: Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections // Journal for the Scientific Study of Religions. 2012. № 51(1). P. 1–19. doi: 10.1111/j.1468-5906.2011.01625.x.
  23. Manuel P. C., Glatzer M. (eds) Faith-Based Organizations and Social Welfare. Associational Life and Religion in Contemporary Eastern Europe. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. 239 p. doi: 10.1007/978-3-030-44707-6.
  24. Possamai A. The i-zation of Society, Religion, and Neoliberal Post-Secularism. Singapore: Palgrave Macmillan, 2018. 241 p. doi: 10.1007/978-981-10-5942-1.
  25. Voas D. The Normalization of Non-religion: A Reply to James Lewis // Journal of Contemporary Religion. 2015. Vol. 30. No. 3. p. 505–508. doi: 10.1080/13537903.2015.1081354.
  26. Voas D. The Rise and Fall of Fuzzy Fidelity in Europe // European Sociological Review. 2009. Vol. 25. No. 2. P. 155–168. doi: 10.1093/esr/jcn044.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML


Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».