Православный активизм в восприятии населения региона: основные фреймы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлены результаты качественного социологического исследования православного социального активизма и его социальных последствий, предпринятого авторами в рамках научно-исследовательского проекта «Социальные проекты Русской Православной Церкви». Анализ взаимного восприятия православных активистов и остального населения региона в аспекте реализации православных социальных инициатив позволяет выявить четыре основных фрейма восприятия в зависимости от степени осведомленности светских субъектов об их деятельности и установок на взаимодействие либо уклонение от него: партнерский, клиентский, стереотипизирующий и критический. Партнерский фрейм характеризуется различной степенью заинтересованности постоянных и ситуативных (эпизодических) партнеров, клиентский – восприятием православных благотворительных организаций и групп помощи в качестве субститутов государственных учреждений социальной защиты или образования и преимущественным непринятием во внимание их религиозной специфики. Стереотипизирующий и критический фреймы, основанные на установке на дистанцирование от взаимодействия с православными активистами и различающиеся в зависимости от степени осведомленности от их деятельности, можно рассматривать в качестве форм негативной самоидентификации невоцерковленной или слабо воцерковленной частью регионального социума своей светской субъектности по отношению к православным активистам как носителям альтернативных ценностей и образа жизни. Стереотипизирующий фрейм характерен для граждан, не осведомленных о внекультовой деятельности активистов (включая как неверующих, так и верующих, идентифицирующих себя в качестве православных), критический – для разочарованных активистов.
В качестве ограничения для институционализации православной социальной деятельности авторы выделяют негативное отношение потенциальных волонтеров и активистов к установке на их воцерковление как подчинение религиозной. Тенденция к усвоению православных семейных ценностей и образа жизни характерна лишь для части сотрудников партнерских государственных организаций, должностные обязанности которых связаны с реализацией социального проекта повышения рождаемости. В целом отношение к православным инициативам невоцерковленных или слабо воцерковленных клиентов, партнеров, потенциальных или бывших активистов характеризуется направленностью на разделение религиозной и социальной активности и отсутствием готовности к подчинению религиозной дисциплине во внекультовой сфере.

Об авторах

Ольга Анатольевна Богатова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: bogatovaoa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5877-7910
SPIN-код: 4533-7204
Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и социальной работы Саранск, Россия

Евгения Ивановна Долгаева

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: ewgiv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1256-7384
SPIN-код: 5275-1016
Кандидат социологических наук, доцент, доцент профессор кафедры социологии и социальной работы Саранск, Россия

Список литературы

  1. Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 138–154. doi: 10.15382/sturI2023105.138-154; EDN: NAKDIA.
  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 93–119.
  3. Блумер Г. Наука без понятий // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века / Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН, 2010. С. 299–317.
  4. Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века / Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН, 2010. С. 281–299.
  5. Богатова О. А. Религиозность студенческой молодежи: социологическое исследование в регионе (Республика Мордовия) // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2017. № 3. С. 186–201. doi: 10.52452/18115942_2023_2_86; EDN: VPWUIC.
  6. Богатова О. А., Долгаева Е. И. Православные добровольцы и мотобратья: мотивация и последствия реализации православных социальных инициатив в регионе // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2023. № 2(70). С. 86–96. doi: 10.52452/18115942_2023_2_86; EDN: LMVBLP.
  7. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: ИС РАН, 2003. 752 с.
  8. Инглхарт Р. Неожиданный упадок религиозности в развитых странах. СПб.: ЕУ в СПб., 2022. 238 с.
  9. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам: Зарождающиеся социальные движения в современной России. М.: Три квадрата, 2010. 680 с.
  10. Климов И. А. «Конструктивные» и «протестные» движения как ресурс изменения социальных практик // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 2. С. 201–216. EDN: SGOAHT.
  11. Кнорре Б. К. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права // Монтаж и демонтаж секулярного мира. М.: РОССПЭН, 2014. С. 42–102. EDN: XQMLHP.
  12. Кублицкая Е. А. Динамика процесса пост/де/секуляризации среди молодежных групп московского мегаполиса // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 103–115. doi: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-8; EDN: ETHFSU.
  13. Лебедев С. Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 153–168. EDN: PCNLXZ.
  14. Лункин Р. Н. Церкви в политике и политика в церквях. Как современное христианство меняет европейское общество. М.: ИЕ РАН: Нестор-История, 2020. 488 с. EDN: RXMKHE.
  15. Невский А. В. Социология волонтерства: определение границ исследования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. C. 30–46. doi: 10.19181/vis.2020.11.1.624.
  16. Орешина Д. А., Батанова П. В. и др. «Партнерский приход»: Сотрудничество священников и мирян в развитии социальной деятельности в приходах РПЦ в начале XXI века. М.: ПСТГУ, 2018. 320 с.
  17. Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма. М.; Орел; Ливны: Новоспасский монастырь; НП «Спасское дело», 2015. С. 72–86.
  18. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2023. № 3. С. 134–152. doi: 10.35231/18186653_2023_3_134; EDN: URLOHB.
  19. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М..: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  20. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академ. Проект, 2005. 304 с.
  21. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1(33). С. 254–268. EDN: UIXFLH.
  22. Beckford J. 2011 SSR Presidential Address: Public Religions and the Postsecular: Critical Reflections // Journal for the Scientific Study of Religions. 2012. № 51(1). P. 1–19. doi: 10.1111/j.1468-5906.2011.01625.x.
  23. Manuel P. C., Glatzer M. (eds) Faith-Based Organizations and Social Welfare. Associational Life and Religion in Contemporary Eastern Europe. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. 239 p. doi: 10.1007/978-3-030-44707-6.
  24. Possamai A. The i-zation of Society, Religion, and Neoliberal Post-Secularism. Singapore: Palgrave Macmillan, 2018. 241 p. doi: 10.1007/978-981-10-5942-1.
  25. Voas D. The Normalization of Non-religion: A Reply to James Lewis // Journal of Contemporary Religion. 2015. Vol. 30. No. 3. p. 505–508. doi: 10.1080/13537903.2015.1081354.
  26. Voas D. The Rise and Fall of Fuzzy Fidelity in Europe // European Sociological Review. 2009. Vol. 25. No. 2. P. 155–168. doi: 10.1093/esr/jcn044.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».