Reproduction of inequality in Russian education: state and prospects of research
- Authors: Matveev V.V.1, Bolshakov A.Y.2
-
Affiliations:
- Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
- Herzen State Pedagogical University of Russia
- Issue: Vol 15, No 1 (2024)
- Pages: 215-235
- Section: Problems of Education in Russia
- URL: https://journal-vniispk.ru/2221-1616/article/view/271682
- DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.11
- EDN: https://elibrary.ru/ZFTZUH
- ID: 271682
Cite item
Full Text
Abstract
About the authors
Vyacheslav V. Matveev
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Email: Vyacheslav.matveev@novsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9355-4894
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department philosophy, cultural studies and sociology, head of the laboratory of sociology Veliky Novgorod, Russia
Alexey Yu. Bolshakov
Herzen State Pedagogical University of Russia
Email: ex_lop@mail.ru
Candidate of Technical Sciences, research fellow, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia St. Petersburg, Russia
References
- Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391–421. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1603; EDN: NBXFVU.
- Викторов А. Ш. Поворот к неравенству в мире как вызов глобальной социологии // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 21–29. EDN: TNESXR.
- Гаспаришвили А. Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2016. № 16 (1). С. 92–110. EDN: VNVPTF.
- Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; М.: Журнал РАН «Социологические исследования», 2015. 300 с. EDN: YTJYRP.
- Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70–83. doi: 10.31857/S013216250012685-6; EDN: RJIVCU.
- Грошев И. В. Красноблодцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66–78. doi: 10.31857/S013216250009390-2; EDN: PLVOPV.
- Епихина Ю. Б. Стратификационные исследования: между прошлым и будущим // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 20–25. doi: 10.31857/S013216250003998-0; EDN: ISIKZE.
- Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382–393. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393; EDN: FRIAYR.
- Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. doi: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120; EDN: VUHAGN.
- Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (О книге Я. Ван Дейка «Цифровой разрыв») // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158–164. doi: 10.31857/S013216250009459-7; EDN: IMRGSO.
- Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54–64. doi: 10.31857/S013216250013781-2; EDN: CPKQWK.
- Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–104. doi: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112; EDN: YSAERX.
- Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. doi: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92; EDN: IQZBYI.
- Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 98–111. doi: 10.19181/snsp.2021.9.4.8609; EDN: ZFDHLB.
- Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 125–133. doi: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491; EDN: FGRZUS.
- Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–43. doi: 10.7868/S0132162518030030; EDN: LAYWBV.
- Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. doi: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26; EDN: MTXBUV.
- Костина С. Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14–32. doi: 10.15826/umpa.2021.03.024; EDN: KGZCMU.
- Косякова Ю., Ястребов Г. и др. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 76–97. EDN: YRHHFT.
- Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115–135. doi: 10.14515/monitoring.2022.3.1923; EDN: AYRZBK.
- Макарова М. Н., Вострецова Ю. В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского ун-та. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 55–65. EDN: LBDLIZ.
- Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45–66. doi: 10.14515/monitoring.2022.3.2090; EDN: HSCAZW.
- Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16–20. EDN: YLNKFV.
- Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37–48. EDN: UCFNXB.
- Полякова Н. Л. Новое социальное неравенство. От общества среднего класса к биполярному обществу // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2020. № 26(4). С. 7–34. doi: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34; EDN: GMYRIR.
- Полякова Н. Л. Социальное неравенство в социологических теориях второй половины ХХ в. Оформление конструктивистской перспективы // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 5–28. EDN: TRMPWJ.
- Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 8–14. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10446; EDN: DTKZYD.
- Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61–71. doi: 10.31857/S013216250009480-1; EDN: IBLGQK.
- Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодежи из малых городов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23–33. doi: 10.24866/1998-6785/2020-4/23-33; EDN: AECCFC.
- Сорокин П. А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. В. Ефременко, П. П. Кротов. М.: ИНИОН РАН, 2012. 232 с.
- Социология образования: уч. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., доп. и пер. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY.
- Тривенти М., Скопек Я. и др. Дифференциация в среднем образовании и социальное неравенство образовательных возможностей: результаты крупномасштабного международного сравнения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 54–75. EDN: YRHHEZ.
- Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. № 4(10). С. 150–163. doi: 10.19181/vis.2019.31.4.610; EDN: VFEAWA.
- Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика» // Регионология. 2018. № 1(102). Т. 26. С. 155–178. doi: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178; EDN: YUSIBF.
- Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 3–12. EDN: WMAEGZ.
- Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова; РНФ. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с. EDN: MSNLLC.
- Эфендиев А. Г., Резкий С. Д. Социальное неравенство работающей российской молодежи: факторы и механизмы формирования и развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. № 25(2). С. 176–213. doi: 10.31119/jssa.2022.25.2.8; EDN: SSFLJZ.
Supplementary files
