Воспроизводство неравенства в российском образовании: состояние и перспективы исследований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на материалах современных социологических исследований анализируются факторы неравенства в отечественном образовании. Представлены данные, показывающие, что неравенство в образовании имеет тенденцию к воспроизводству в двух базовых формах: а) неравные образовательные возможности для разных групп учащихся; б) неравные образовательные результаты. В рамках той и другой формы существуют факторы (барьеры) неравенства, препятствующие получению индивидами образования. В статье к таким факторам неравенства отнесены: а) группирование учащихся по разным образовательным потокам по итогами тестов и успеваемости, когда подобная группировка получила название трекинга; б) специфические отношения педагогов к учащимся из разных социальных групп, что может вести к необъективной оценке учебных достижений школьников; в) региональные различия в деятельности образовательных учреждений, что связано с типом населенных пунктов и их экономическим развитием; г) различия в семейных структурах, среди которых выделяются количественный размер семьи, порядок рождения детей, является ли семья полной или нет; д) ценностное отношение родителей из разных социальных слоев к учебе своих детей; е) гендерные стереотипы при получении образования, ведущие в дальнейшем к гендерному дисбалансу профессиональной структуры в обществе; ж) развитие языковых способностей учащихся, когда дети из разных социальных слоев по-разному выражают свои знания и опыт, что отражается на учебных оценках и успеваемости. Появляются новые формы неравенства, например, цифровое, развитие которого увеличивает социальное неравенство. Развитие информационной техники, IT-технологий приводит к появлению новых форм цифрового неравенства, в том числе в городах и в среде персонала самой системы образования. Показана негативная роль образовательного неравенства для современного российского общества, что может проявиться в ослаблении солидарности общностей и групп российского общества. Приведены практики преодоления влияния факторов неравенства в образовании на примерах школ, работающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (резильентные школы). Также анализируются эмпирические данные увеличения числа молодежи из экономически благополучных слоев населения, поступающих в систему среднего профессионального образования. Специфика рассмотренных факторов неравенства в образовании усиливает исследовательское внимания к ним.

Об авторах

Вячеслав Викторович Матвеев

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Email: Vyacheslav.matveev@novsu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9355-4894
Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии, культурологии и социологии, заведующий лабораторией социологии, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия Великий Новгород, Россия

Алексей Юрьевич Большаков

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Email: ex_lop@mail.ru
Кандидат технических наук, научный сотрудник Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Богданов М. Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодежи России?  // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391–421. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1603; EDN: NBXFVU.
  2. Викторов А. Ш. Поворот к неравенству в мире как вызов глобальной социологии // Социологические исследования. 2015. № 2. С. 21–29. EDN: TNESXR.
  3. Гаспаришвили А. Т. Среднее специальное образование в оценках и мнениях выпускников ссузов // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2016. № 16 (1). С. 92–110. EDN: VNVPTF.
  4. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ; М.: Журнал РАН «Социологические исследования», 2015. 300 с. EDN: YTJYRP.
  5. Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70–83. doi: 10.31857/S013216250012685-6; EDN: RJIVCU.
  6. Грошев И. В. Красноблодцев А. А. Цифровизация и креативность российских регионов // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 66–78. doi: 10.31857/S013216250009390-2; EDN: PLVOPV.
  7. Епихина Ю. Б. Стратификационные исследования: между прошлым и будущим // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 20–25. doi: 10.31857/S013216250003998-0; EDN: ISIKZE.
  8. Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Уровень цифровой грамотности школьника и педагога: компаративистский анализ // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382–393. doi: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-382-393; EDN: FRIAYR.
  9. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. doi: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120; EDN: VUHAGN.
  10. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Возможно ли цифровое равенство? (О книге Я. Ван Дейка «Цифровой разрыв») // Социологические исследования. 2020. № 10. С. 158–164. doi: 10.31857/S013216250009459-7; EDN: IMRGSO.
  11. Ибрагимова З. Ф., Франц М. В. Динамический анализ неравенства достижений и возможностей в российском школьном образовании // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 54–64. doi: 10.31857/S013216250013781-2; EDN: CPKQWK.
  12. Керша Ю. Д. Социально-экономическая композиция школы как фактор воспроизводства неравенства в образовании // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 85–104. doi: 10.17323/1814-9545-2020-4-85-112; EDN: YSAERX.
  13. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71–92. doi: 10.17323/1814-9545-2019-4-71-92; EDN: IQZBYI.
  14. Константиновский Д. Л. В поисках источника образовательного неравенства // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9. № 4. С. 98–111. doi: 10.19181/snsp.2021.9.4.8609; EDN: ZFDHLB.
  15. Константиновский Д. Л. Преодоление барьеров в образовании: исследования и социальная практика // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 3. С. 125–133. doi: 10.19181/snsp.2020.8.3.7491; EDN: FGRZUS.
  16. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 34–43. doi: 10.7868/S0132162518030030; EDN: LAYWBV.
  17. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. Социология. Этнология. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. doi: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26; EDN: MTXBUV.
  18. Костина С. Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14–32. doi: 10.15826/umpa.2021.03.024; EDN: KGZCMU.
  19. Косякова Ю., Ястребов Г. и др. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 76–97. EDN: YRHHFT.
  20. Лебедева Н. В., Вилкова К. А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115–135. doi: 10.14515/monitoring.2022.3.1923; EDN: AYRZBK.
  21. Макарова М. Н., Вострецова Ю. В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского ун-та. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 55–65. EDN: LBDLIZ.
  22. Мальцева В. А., Сальникова И. Е., Шабалин А. И. Вместо университета — в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 45–66. doi: 10.14515/monitoring.2022.3.2090; EDN: HSCAZW.
  23. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 16–20. EDN: YLNKFV.
  24. Осипов А. М., Матвеева Н. А. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 37–48. EDN: UCFNXB.
  25. Полякова Н. Л. Новое социальное неравенство. От общества среднего класса к биполярному обществу // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2020. № 26(4). С. 7–34. doi: 10.24290/1029-3736-2020-26-4-7-34; EDN: GMYRIR.
  26. Полякова Н. Л. Социальное неравенство в социологических теориях второй половины ХХ в. Оформление конструктивистской перспективы // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 5–28. EDN: TRMPWJ.
  27. Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4(109). С. 8–14. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10446; EDN: DTKZYD.
  28. Реутов Е. В., Реутова М. Н., Шавырина И. В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61–71. doi: 10.31857/S013216250009480-1; EDN: IBLGQK.
  29. Роговая А. В., Левченко Н. В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодежи из малых городов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23–33. doi: 10.24866/1998-6785/2020-4/23-33; EDN: AECCFC.
  30. Сорокин П. А. Общество, культура и личность: Их структура и динамика. Система общей социологии // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. В. Ефременко, П. П. Кротов. М.: ИНИОН РАН, 2012. 232 с.
  31. Социология образования: уч. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., доп. и пер. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с. EDN: BZMRDY.
  32. Тривенти М., Скопек Я. и др. Дифференциация в среднем образовании и социальное неравенство образовательных возможностей: результаты крупномасштабного международного сравнения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5(88). С. 54–75. EDN: YRHHEZ.
  33. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Образовательное неравенство в российских школах: влияние территориального фактора // Вестник Института социологии. 2019. № 4(10). С. 150–163. doi: 10.19181/vis.2019.31.4.610; EDN: VFEAWA.
  34. Филиппова А. Г., Высоцкая А. В. Исследование систем общего среднего образования в регионах России: метод «серого ящика» // Регионология. 2018. № 1(102). Т. 26. С. 155–178. doi: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.155-178; EDN: YUSIBF.
  35. Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 3–12. EDN: WMAEGZ.
  36. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова; РНФ. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с. EDN: MSNLLC.
  37. Эфендиев А. Г., Резкий С. Д. Социальное неравенство работающей российской молодежи: факторы и механизмы формирования и развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. № 25(2). С. 176–213. doi: 10.31119/jssa.2022.25.2.8; EDN: SSFLJZ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».