Research of religion in the context of modern secularisation: search for an approach

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines some issues in the scientific debate about modern secularisation and post-secularity, which has been going on recently among Russian researchers of religion. As a participant in this discussion, the author accepts the discussed thesis about the need to revise some previous interpretations of religion and form new methodological guidelines that correspond to the real state of religious communities in the modern world. At the same time, the article criticises the use of references to the judgments of authoritative foreign researchers as a convincing argument to prove the reality of the so-called post-secular society. The author acknowledges that the idea of postsecularity can be one of the elements of scientific discourse about the modern transformation of religions. But this idea is not convincing when compared with refined theories of secularisation, that even today have sufficient empirical evidence. Turning to methodological issues, the author proposes a number of hypothetical provisions regarding the research approach to the modern state of religion. Particular attention is paid to two situations. The first of them, according to the author, is the determining influence on religious organisations of a modern secular state - in these conditions, the religious life of society is forced to integrate into state policy, becoming subordinate to the main goals of this policy. Therefore, the study must take into account, first of all, the secular context of the existence of religious associations. The second situation is related to the first; it consists in the marginalisation of the doctrinal content of religions and its noticeable replacement by external confessional markings as a sign of civic identity, with the diffusion of the doctrinal foundations of religious traditions. The author concludes that due to secularisation, the religious environment, either forced or willing, masters the languages of secular culture and politics, speaks these languages and therefore becomes more understandable - not only for researchers, but also for itself. For a scientific approach, this opens up the prospect of understanding the secular existence of religions.

About the authors

Mikhail Yu. Smirnov

Pushkin Leningrad State University St. Petersburg;Russian Christian Academy for the Humanities named after Fyodor Dostoevsky

Email: mirsnov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1749-3003
SPIN-code: 5092-9240
Doctor Sci (Sociology), Head of philosophy department, Pushkin Leningrad State University, Pushkin, Russia; Professor of the Department of Philosophy, Religious Studies and Pedagogy of the Russian Christian Academy for the Humanities named after Fyodor Dostoevsky, Sankt-Petersburg, Russia St. Petersburg, Russia

References

  1. Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 138–154. doi: 10.15382/sturI2023105.138-154; EDN: NAKDIA.
  2. Апполонов А. В. Критические замечания о «постсекулярности» и «постсекулярном» // Религиоведческий альманах. М.: Изд. Воробьев А. В., 2016. № 1. С. 4–36. EDN: WZSZMR.
  3. Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы / Под ред А. Белокобыльского, В. Левицкого. СПб.: ЛИТЕО, 2017. 288 с.
  4. Денисова Л. В., Морозов А. А. Постсекуляризм в современной России: опасности и перспективы // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9. № 2. С. 100–109. doi: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-8; EDN: OKWNQO.
  5. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы / Пер. с англ. А. И. Кырлежева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4 (36). С. 143–174. doi: 10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174; EDN: YVFMCT.
  6. Каргина И. Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце XX – начале XXI в. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 109–114. EDN: RVQDST.
  7. Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века). СПб.: РХГА, 2022. 344 с. EDN: DGGGLQ.
  8. Оправдалась ли концепция постсекулярного? К 15-летию стамбульского доклада Ю. Хабермаса «Против воинствующего атеизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 108. С. 115–152. doi: 10.15382/sturI2023108.115-152; EDN: VGHWNK.
  9. Руткевич Е. Д. О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9. № 2. С. 58–76. doi: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5; EDN: PFIPEY.
  10. Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. М.: ИСПИ РАН, 2009. 120 с. EDN: QOKKKJ.
  11. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2023. № 3. С. 134–152. doi: 10.35231/18186653_2023_3_134; EDN: URLOHB.
  12. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот: как мыслить о религии в ХХI веке. М.: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  13. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 62–69. EDN: MNKOAP.
  14. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума / Пер. с нем. В. Витковский // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / Под. ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: ББИ, 2020. С. 1–5.
  15. Berger P. Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / Ed. Peter L. Berger. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. P. 1–18.
  16. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 330 p.
  17. Casanova J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective // The Hedgehog Review. 2006. Vol. 8. No. 1/2. P. 7–22. doi: 10.1163/EJ.9789004154070.I-608.39.
  18. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14. No. 1. P. 1–25. doi: 10.1111/j.1468-0378.2006.00241.x.
  19. Habermas J. A “post-secular” society – what does that mean? 2008. September, 16. URL: https://www.resetdoc.org/story/a-post-secular-society-what-does-that-mean/ (дата обращения: 24.06.2023).
  20. Inglehart R. The Secularization Debate // Religion’s Sudden Decline: What’s Causing It, and What Comes Next? N. Y.: Oxford University Press, 2021. P. 37–45. doi: 10.1093/oso/9780197547045.001.0001.
  21. Stolz J. Secularization Theories in the 21st Century: Ideas, Evidence, Problems. Presidential Address // Social Compass. 2020. Vol. 67. No. 2. P. 282–308.doi: 10.1177/0037768620917320.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».