Исследование религии в контексте современной секуляризации: поиск подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы проблематики научной дискуссии о современной секуляризации и постсекулярности, которая ведется в последнее время среди российских исследователей религии. Как участник этой дискуссии, автор принимает обсуждавшийся в ее ходе тезис о необходимости пересмотра некоторых прежних трактовок религии и формирования новых методологических установок, соответствующих реальному состоянию религиозных сообществ в современном мире. В то же время, в статье высказана критика в адрес использования ссылок на суждения авторитетных зарубежных исследователей как на убедительный аргумент для доказательства реальности так называемого постсекулярного общества. Автор признает, что идея постсекулярности может быть одним из элементов научного дискурса о современной трансформации религий. Но эта идея не убедительна при ее сравнении с уточненными теориями секуляризации, которые и в наши дни имеют достаточно эмпирических подтверждений. Обращаясь к методологической проблематике, автор предлагает ряд гипотетических положений в отношении исследовательского подхода к современному состоянию религии. Особое внимание уделяется двум ситуациям. Первая из них состоит, по мнению автора, в определяющем влиянии на религиозные организации современного секулярного государства – в этих условиях религиозная жизнь общества с необходимостью интегрируется в политику государства, подчиняясь основным целям этой политики. Поэтому исследование должно учитывать прежде всего секулярный контекст существования религиозных объединений. Вторая ситуация сопряжена с первой, она заключается в маргинализации доктринального содержания религий и в его заметном замещении внешней конфессиональной маркировкой как знаком гражданской идентичности, при диффузии вероучительных основ религиозных традиций. Автор делает вывод, что благодаря секуляризации религиозная среда, либо вынужденно, либо охотно, осваивает языки светской культуры и политики, говорит на этих языках и потому становится более понятной – причем не только для исследователей, но и для себя самой. Для научного подхода это открывает перспективу осмысления секулярного существования религий.

Об авторах

Михаил Юрьевич Смирнов

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург; Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского

Email: mirsnov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1749-3003
SPIN-код: 5092-9240
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Пушкин, Россия; профессор кафедры философии, религиоведения и педагогики Русской христианской гуманитарной академии имени Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Антонов К. М., Польсков К. О., Смирнов М. Ю. Секуляризация и постсекулярность (к дискуссии о современном научном аппарате исследования религий) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 105. С. 138–154. doi: 10.15382/sturI2023105.138-154; EDN: NAKDIA.
  2. Апполонов А. В. Критические замечания о «постсекулярности» и «постсекулярном» // Религиоведческий альманах. М.: Изд. Воробьев А. В., 2016. № 1. С. 4–36. EDN: WZSZMR.
  3. Водоразделы секуляризации: западный цивилизационный проект и глобальные альтернативы / Под ред А. Белокобыльского, В. Левицкого. СПб.: ЛИТЕО, 2017. 288 с.
  4. Денисова Л. В., Морозов А. А. Постсекуляризм в современной России: опасности и перспективы // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9. № 2. С. 100–109. doi: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-8; EDN: OKWNQO.
  5. Казанова Х. Размышляя о постсекулярном: три значения «секулярного» и три возможности выхода за его пределы / Пер. с англ. А. И. Кырлежева // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 4 (36). С. 143–174. doi: 10.22394/2073-7203-2018-36-4-143-174; EDN: YVFMCT.
  6. Каргина И. Г. Качественные изменения дискурса секуляризации в конце XX – начале XXI в. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 109–114. EDN: RVQDST.
  7. Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века). СПб.: РХГА, 2022. 344 с. EDN: DGGGLQ.
  8. Оправдалась ли концепция постсекулярного? К 15-летию стамбульского доклада Ю. Хабермаса «Против воинствующего атеизма» // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 108. С. 115–152. doi: 10.15382/sturI2023108.115-152; EDN: VGHWNK.
  9. Руткевич Е. Д. О современном мире, (не) религиозном разнообразии и пост-секулярной перспективе // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9. № 2. С. 58–76. doi: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-5; EDN: PFIPEY.
  10. Синелина Ю. Ю. Концепции секуляризации в социологической теории. М.: ИСПИ РАН, 2009. 120 с. EDN: QOKKKJ.
  11. Смирнов М. Ю. Перманентная секуляризация или постсекулярное общество? Современные трансформации религии в ракурсе исследовательской рефлексии // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2023. № 3. С. 134–152. doi: 10.35231/18186653_2023_3_134; EDN: URLOHB.
  12. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот: как мыслить о религии в ХХI веке. М.: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  13. Узланер Д. А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 62–69. EDN: MNKOAP.
  14. Хабермас Ю. Религиозное сознание постсекулярного социума / Пер. с нем. В. Витковский // Религиозное сознание в постсекулярном обществе / Под. ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М.: ББИ, 2020. С. 1–5.
  15. Berger P. Desecularization of the World: A Global Overview // The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics / Ed. Peter L. Berger. Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999. P. 1–18.
  16. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 330 p.
  17. Casanova J. Rethinking Secularization: A Global Comparative Perspective // The Hedgehog Review. 2006. Vol. 8. No. 1/2. P. 7–22. doi: 10.1163/EJ.9789004154070.I-608.39.
  18. Habermas J. Religion in the Public Sphere // European Journal of Philosophy. 2006. Vol. 14. No. 1. P. 1–25. doi: 10.1111/j.1468-0378.2006.00241.x.
  19. Habermas J. A “post-secular” society – what does that mean? 2008. September, 16. URL: https://www.resetdoc.org/story/a-post-secular-society-what-does-that-mean/ (дата обращения: 24.06.2023).
  20. Inglehart R. The Secularization Debate // Religion’s Sudden Decline: What’s Causing It, and What Comes Next? N. Y.: Oxford University Press, 2021. P. 37–45. doi: 10.1093/oso/9780197547045.001.0001.
  21. Stolz J. Secularization Theories in the 21st Century: Ideas, Evidence, Problems. Presidential Address // Social Compass. 2020. Vol. 67. No. 2. P. 282–308.doi: 10.1177/0037768620917320.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».