Cinema as a Subject of Sociological Reflection: Analysis of Scientific Publications

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This review article is based on the question of the importance of the sociology of cinema as a separate direction in sociological science. In this regard, the article analyses publications devoted to cinema in leading sociological journals from 1976 to the present. The purpose of the study is to identify the sociological interpretation of the transformation of Russian cinema in retrospect, as well as the main trends in the development of Russian sociology of cinema. During the analysis, scientific publications were systematised by year and research areas, which made it possible to more clearly define the current problems of film studies. Starting from the Soviet period, the film industry was considered by sociologists from the point of view of the interaction "cinema-spectator", as a means of propaganda, representation and solving practical problems. The studies were carried out within the framework of the analysis of film distribution statistics, as well as based on the motives and factors of film selection by viewers. It was recorded that the main emphasis of the authors was on quantitative studies, mainly concerning the topics of cinema attendance, their repertoire and audience demand. Some of the works were based on a comparative analysis with foreign studies, noting the lack of interdisciplinary research in the domestic sociology of cinema. At the same time, both in the Soviet period and later, there were practically no works devoted to regional cinema, including ethnic cinema, the history of which began in the first half of the 20th century.
Currently, scientists note that despite the revival of federal cinema, it still does not meet the needs of society, does not become the kind of art that would shape the national culture. There is a lack of theoretical and methodological analysis of sociological research, especially with the use of qualitative methods, on the importance of cinema for Russian society. Further study of the issues of preserving and understanding cinema as an art seems relevant. It is also necessary to look for answers to the questions of what functions it currently carries and / or should carry, what are the alternatives for sociological research in the context of the development of regional cinema. Disclosing the importance of research in the field of film studies will allow us to put forward new problematic and subject fields of the sociology of cinema in the context of current challenges.

About the authors

Natalya V. Levchenko

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Email: natalya_levchenk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9052-7900
SPIN-code: 7346-0433
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher at the Center for the Study of Russian Regions Institute of Sociology of FCTAS RAS Moscow, Russia

Anastasiia V. Rogovaia

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Email: av_rogovaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7982-3696
SPIN-code: 6314-9767
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher at the Center for the Study of the Regions of Russia Institute of Sociology of FCTAS RAS Moscow, Russia

References

  1. Аксенова О. В. Единое пространство институтов и ценностей // Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-397-3.2022.
  2. Адельфинский А. Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 108–136. doi: 10.17323/1728-192X-2020-4-108-136; EDN: WXZWMV.
  3. Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97–102.EDN: VIVRMZ.
  4. Андреев А. Л. Студенты о кино // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. № 4. С. 40–50. EDN: PCYCPB.
  5. Баньковская С. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129–166. doi: 10.17323/1728-192X-2016-2-129-166; EDN: WITRMV.
  6. Богданова А. Л., Провоторов В. А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 88–92.
  7. Богданова Н. М. «Визуальная социология» — новая наука или особый угол зрения? // Социологический журнал 2012. № 3. С. 67–79. EDN: PELCIT.
  8. Васильева В. О., Трушкина Е. Ю. Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы // Исторический курьер. 2022. № 5(25). С. 72–91. doi: 10.31518/2618-9100-2022-5-6; EDN: YZCBDP.
  9. Войковский М. И. Как защитить отечественную кинокультуру // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 106–112.
  10. Глотов М. Б. Студенчество и кинематограф // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 75–83.
  11. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие // Социологическая наука и практика. 2017. № 2(18). С. 7–29.doi: 10.19181/snsp.2017.5.2.5147; EDN: YSPEUN.
  12. Горюнов С. П. Факторы, влияющие на посещаемость кинотеатров // Социологическая наука и практика. 1979. № 3. С. 133–135.
  13. Гофман А. Б. Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 141–150. doi: 10.7868/S0132162517100166; EDN: ZNGYOH.
  14. Давтян С. А. О влиянии предварительной информации на выбор фильма мире // Социологические исследования.1977. № 1. С. 105–107.
  15. Денисова-Шмидт Е. В. Прикладные аспекты применения теории лакун // Мир России. Социология. Этнология. 2023. № 32(3). С. 167–179. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-167-179; EDN: LBFRLF.
  16. Дорощук Е. С., Байрактар М. Х. Исторические аспекты и динамика развития национального кинематографа регионов России в контексте этнодокументалистики (на материале Республики Татарстан) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5(107). С. 144–149. doi: 10.23670/IRJ.2021.107.5.092; EDN: GZOECZ.
  17. Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62–67.
  18. Жабский М. И. Вестренизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25–35.
  19. Жабский М. И. Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 127–137. doi: 10.7868/S0132162518040141; EDN: XNBKLJ.
  20. Жабский М. И. Социальная драма американского кинематографа // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 148–153.
  21. Жабский М. И. Социология кино: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1977. № 4. С. 102–110.
  22. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 69–74.
  23. Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования 2019. № 11. С. 73–81. doi: 10.31857/S013216250007449-6; EDN: KBDGIO.
  24. Жабский М. И. Российское кино — особенности движения вверх // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 149–158. doi: 10.31857/S013216250009395-7; EDN: EHNYUL.
  25. Иванов Д. И. «Долг» советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 105–114. doi: 10.31857/S013216250008498-0; EDN: FPXCLR.
  26. Ионин Л. Г. И воззовет прошедшее (размышления социолога о новом фильме Т. Абуладзе) // Социологические исследования.1987. № 2. С. 62–72.
  27. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 83–88.
  28. Кильдюшов О. Социальный порядок и политическая теология в «Игре престолов»: чем культовый сериал интересен для теоретической социологии // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 139–159. doi: 10.17323/1728-192X-2020-1-139-159; EDN: TPHOIA.
  29. Кожокару Т. И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4(44). С. 118–148. doi: 10.28995/2227-6165-2021-4-118-148; EDN: QJYINC.
  30. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.doi: 10.7868/50132162517060010; EDN: YTMFLN.
  31. Левченко Н. В., Роговая А. В. Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4(52). С. 72–86.doi: 10.28995/2227-6165-2023-4-72-86; EDN: HRGBFQ.
  32. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования.2005. № 11. С. 37–46.EDN: OOYVQZ.
  33. Мищенко В. А. Образ семьи в СМИ // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 137–141.
  34. Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–64. doi: 10.31857/S013216250000762-1; EDN: YCNEMX.
  35. Пискунова Л., Янков И. Структура повествования и постклассическая реальность в фэнтези-саге Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и киносериале «Игра престолов» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 193–208. doi: 10.17323/1728-192X-2020-1-193-208; EDN: RARYSC.
  36. Полуэхтова И. А. Американские фильмы на российском экране // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 113–119.
  37. Попова К. Исследования визуального в этнометодологии // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 212–232. doi: 10.17323/1728-192X-2017-3-212-232; EDN: YTHMIH.
  38. Ресенчук М. С. Подросток у телевизора // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 109–112.
  39. Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 92–94.
  40. Рондели Л. Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы? // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 136–138.
  41. Степанов Б. «Comingsoon?»: социология кино и культурный поворот // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 152–177. doi: 10.17323/1728-192X-2020-4-152-177; EDN: SKLPQG.
  42. Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 35–41.
  43. Тарасов К. А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65–73. doi: 10.31857/S013216250000799-1; EDN: YCNENF.
  44. Тарасов К. А. Эротическое кино: PRO &CONTRA // Социологические исследования.1994. № 4. С. 64–68.
  45. Тищенко Н. В. Мифологизация тюремной субкультуры в советском кинематографе: анализ двух кинотекстов // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 54–68.EDN: PWIOHN.
  46. Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82–89. doi: 10.31857/S013216250007458-6; EDN: WKSEJG.
  47. Ульянова М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино- и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 53–56.EDN: HTLUDJ.
  48. Федоров А. В. Права ребенка и насилие на экране // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. №2. С. 87–95.EDN: PCTDNR.
  49. Фомин И. В., Ильин М. В. Социальная семиотика: траектории интеграции социологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 123–141. doi: 10.19181/socjour.2019.25.4.6822; EDN: XXBLEY.
  50. Хагуров Т. Д. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 125–130.EDN: ICAJLT.
  51. Хвостов А. А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 117–121.EDN: OJFEYD.
  52. Чубайс И. Б. Я. Коблевская. Пропаганда и воспитание. Очерки в средствах массового воздействия. Варшава, 1974, Издат: Институт Центрального совета профессиональных союзов, 280 с. // Социологические исследования. 1976. № 4. С. 224.
  53. Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. 2005. № 2. С. 137–140.
  54. Шмерлина И. А. Семиотическая концепция социальности: постановка проблемы // Социологический журнал. 2006. № 3-4. С. 25–45.EDN: PCNMED.
  55. Шмидт В. Р., Шуршин К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 58–64.
  56. Шумаков С. Л. Производственная тема в кинематографе 70–80-х годов // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 128–136.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».