Cinema as a Subject of Sociological Reflection: Analysis of Scientific Publications
- Authors: Levchenko N.V.1, Rogovaia A.V.1
-
Affiliations:
- Institute of Sociology of FCTAS RAS
- Issue: Vol 15, No 4 (2024)
- Pages: 303-323
- Section: Sociology of Science
- URL: https://journal-vniispk.ru/2221-1616/article/view/278560
- DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.15
- EDN: https://elibrary.ru/DKCUDX
- ID: 278560
Cite item
Full Text
Abstract
Currently, scientists note that despite the revival of federal cinema, it still does not meet the needs of society, does not become the kind of art that would shape the national culture. There is a lack of theoretical and methodological analysis of sociological research, especially with the use of qualitative methods, on the importance of cinema for Russian society. Further study of the issues of preserving and understanding cinema as an art seems relevant. It is also necessary to look for answers to the questions of what functions it currently carries and / or should carry, what are the alternatives for sociological research in the context of the development of regional cinema. Disclosing the importance of research in the field of film studies will allow us to put forward new problematic and subject fields of the sociology of cinema in the context of current challenges.
About the authors
Natalya V. Levchenko
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Email: natalya_levchenk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9052-7900
SPIN-code: 7346-0433
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher at the Center for the Study of Russian Regions Institute of Sociology of FCTAS RAS Moscow, Russia
Anastasiia V. Rogovaia
Institute of Sociology of FCTAS RAS
Email: av_rogovaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7982-3696
SPIN-code: 6314-9767
Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher at the Center for the Study of the Regions of Russia Institute of Sociology of FCTAS RAS Moscow, Russia
References
- Аксенова О. В. Единое пространство институтов и ценностей // Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-397-3.2022.
- Адельфинский А. Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 108–136. doi: 10.17323/1728-192X-2020-4-108-136; EDN: WXZWMV.
- Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97–102.EDN: VIVRMZ.
- Андреев А. Л. Студенты о кино // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. № 4. С. 40–50. EDN: PCYCPB.
- Баньковская С. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129–166. doi: 10.17323/1728-192X-2016-2-129-166; EDN: WITRMV.
- Богданова А. Л., Провоторов В. А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 88–92.
- Богданова Н. М. «Визуальная социология» — новая наука или особый угол зрения? // Социологический журнал 2012. № 3. С. 67–79. EDN: PELCIT.
- Васильева В. О., Трушкина Е. Ю. Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы // Исторический курьер. 2022. № 5(25). С. 72–91. doi: 10.31518/2618-9100-2022-5-6; EDN: YZCBDP.
- Войковский М. И. Как защитить отечественную кинокультуру // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 106–112.
- Глотов М. Б. Студенчество и кинематограф // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 75–83.
- Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие // Социологическая наука и практика. 2017. № 2(18). С. 7–29.doi: 10.19181/snsp.2017.5.2.5147; EDN: YSPEUN.
- Горюнов С. П. Факторы, влияющие на посещаемость кинотеатров // Социологическая наука и практика. 1979. № 3. С. 133–135.
- Гофман А. Б. Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 141–150. doi: 10.7868/S0132162517100166; EDN: ZNGYOH.
- Давтян С. А. О влиянии предварительной информации на выбор фильма мире // Социологические исследования.1977. № 1. С. 105–107.
- Денисова-Шмидт Е. В. Прикладные аспекты применения теории лакун // Мир России. Социология. Этнология. 2023. № 32(3). С. 167–179. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-167-179; EDN: LBFRLF.
- Дорощук Е. С., Байрактар М. Х. Исторические аспекты и динамика развития национального кинематографа регионов России в контексте этнодокументалистики (на материале Республики Татарстан) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5(107). С. 144–149. doi: 10.23670/IRJ.2021.107.5.092; EDN: GZOECZ.
- Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62–67.
- Жабский М. И. Вестренизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25–35.
- Жабский М. И. Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 127–137. doi: 10.7868/S0132162518040141; EDN: XNBKLJ.
- Жабский М. И. Социальная драма американского кинематографа // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 148–153.
- Жабский М. И. Социология кино: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1977. № 4. С. 102–110.
- Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 69–74.
- Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования 2019. № 11. С. 73–81. doi: 10.31857/S013216250007449-6; EDN: KBDGIO.
- Жабский М. И. Российское кино — особенности движения вверх // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 149–158. doi: 10.31857/S013216250009395-7; EDN: EHNYUL.
- Иванов Д. И. «Долг» советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 105–114. doi: 10.31857/S013216250008498-0; EDN: FPXCLR.
- Ионин Л. Г. И воззовет прошедшее (размышления социолога о новом фильме Т. Абуладзе) // Социологические исследования.1987. № 2. С. 62–72.
- Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 83–88.
- Кильдюшов О. Социальный порядок и политическая теология в «Игре престолов»: чем культовый сериал интересен для теоретической социологии // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 139–159. doi: 10.17323/1728-192X-2020-1-139-159; EDN: TPHOIA.
- Кожокару Т. И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4(44). С. 118–148. doi: 10.28995/2227-6165-2021-4-118-148; EDN: QJYINC.
- Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.doi: 10.7868/50132162517060010; EDN: YTMFLN.
- Левченко Н. В., Роговая А. В. Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4(52). С. 72–86.doi: 10.28995/2227-6165-2023-4-72-86; EDN: HRGBFQ.
- Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования.2005. № 11. С. 37–46.EDN: OOYVQZ.
- Мищенко В. А. Образ семьи в СМИ // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 137–141.
- Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–64. doi: 10.31857/S013216250000762-1; EDN: YCNEMX.
- Пискунова Л., Янков И. Структура повествования и постклассическая реальность в фэнтези-саге Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и киносериале «Игра престолов» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 193–208. doi: 10.17323/1728-192X-2020-1-193-208; EDN: RARYSC.
- Полуэхтова И. А. Американские фильмы на российском экране // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 113–119.
- Попова К. Исследования визуального в этнометодологии // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 212–232. doi: 10.17323/1728-192X-2017-3-212-232; EDN: YTHMIH.
- Ресенчук М. С. Подросток у телевизора // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 109–112.
- Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 92–94.
- Рондели Л. Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы? // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 136–138.
- Степанов Б. «Comingsoon?»: социология кино и культурный поворот // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 152–177. doi: 10.17323/1728-192X-2020-4-152-177; EDN: SKLPQG.
- Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 35–41.
- Тарасов К. А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65–73. doi: 10.31857/S013216250000799-1; EDN: YCNENF.
- Тарасов К. А. Эротическое кино: PRO &CONTRA // Социологические исследования.1994. № 4. С. 64–68.
- Тищенко Н. В. Мифологизация тюремной субкультуры в советском кинематографе: анализ двух кинотекстов // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 54–68.EDN: PWIOHN.
- Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82–89. doi: 10.31857/S013216250007458-6; EDN: WKSEJG.
- Ульянова М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино- и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 53–56.EDN: HTLUDJ.
- Федоров А. В. Права ребенка и насилие на экране // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. №2. С. 87–95.EDN: PCTDNR.
- Фомин И. В., Ильин М. В. Социальная семиотика: траектории интеграции социологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 123–141. doi: 10.19181/socjour.2019.25.4.6822; EDN: XXBLEY.
- Хагуров Т. Д. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 125–130.EDN: ICAJLT.
- Хвостов А. А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 117–121.EDN: OJFEYD.
- Чубайс И. Б. Я. Коблевская. Пропаганда и воспитание. Очерки в средствах массового воздействия. Варшава, 1974, Издат: Институт Центрального совета профессиональных союзов, 280 с. // Социологические исследования. 1976. № 4. С. 224.
- Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. 2005. № 2. С. 137–140.
- Шмерлина И. А. Семиотическая концепция социальности: постановка проблемы // Социологический журнал. 2006. № 3-4. С. 25–45.EDN: PCNMED.
- Шмидт В. Р., Шуршин К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 58–64.
- Шумаков С. Л. Производственная тема в кинематографе 70–80-х годов // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 128–136.
Supplementary files
