Кинематограф как предмет социологической рефлексии: анализ научных публикаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ публикаций, посвященных кинематографу в ведущих социологических журналах, начиная с 1976 г. по настоящее время. Цель исследования заключается в выявлении социологической интерпретации трансформации отечественного кинематографа в ретроспективе, а также основных тенденций в развитии российской социологии кино. В ходе анализа научные публикации были систематизированы по годам и направлениям исследований, что позволило четче определить актуальные проблемы киноведения. Начиная с советского периода киноиндустрия рассматривалась социологами с точки зрения взаимодействия «кино-зритель», как средство пропаганды, репрезентации и решения практических задач. Исследования проводились в рамках анализа статистики кинопроката, а также мотивов и факторов выбора фильмов зрителями. Зафиксировано, что авторы фокусировались на количественных исследованиях, касающихся преимущественно тематики посещаемости кинотеатров, их репертуара и зрительского спроса. Часть работ опиралась на сравнительный анализ с зарубежными исследованиями, отмечая нехватку междисциплинарных исследований в отечественной социологии кино. Вместе с тем как в советский период, так и позднее практически не выявлено работ, посвященных региональному кинематографу, в том числе этническому, история которого начинается в первой половине XX в.
В настоящее время ученые отмечают, что несмотря на возрождение федерального кино, оно все еще не отвечает запросам общества, не становится тем видом искусства, которое формировало бы национальную культуру. Наблюдается нехватка теоретического и методологического анализа социологических исследований, особенно с применением качественных методов, значения кино для российского общества. Представляется актуальным дальнейшее изучение вопросов кино как искусства. Также следует искать ответы на вопросы, какие функции сейчас оно несет и/или должно нести, каковы перспективы социологических исследований в рамках развития регионального кино. Анализ исследований в области киноведения позволит выдвинуть новые проблемно-предметные поля социологии кино в контексте современных вызовов.

Об авторах

Наталья Валерьевна Левченко

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: natalya_levchenk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9052-7900
SPIN-код: 7346-0433
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра изучения регионов России Москва, Россия

Анастасия Владимировна Роговая

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: av_rogovaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7982-3696
SPIN-код: 6314-9767
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра изучения регионов России Москва, Россия

Список литературы

  1. Аксенова О. В. Единое пространство институтов и ценностей // Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-397-3.2022.
  2. Адельфинский А. Создавая героя… смеясь над паяцами? Репрезентация спорта и физкультуры в советском кино после олимпийского разворота в политике // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 108–136. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-4-108-136; EDN: WXZWMV.
  3. Анашкина Г. П. Досуг интеллигенции в Ульяновске // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 97–102.EDN: VIVRMZ.
  4. Андреев А. Л. Студенты о кино // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. № 4. С. 40–50. EDN: PCYCPB.
  5. Баньковская С. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 129–166. DOI: 10.17323/1728-192X-2016-2-129-166; EDN: WITRMV.
  6. Богданова А. Л., Провоторов В. А. Кинотеатр как социокультурный полигон досуга // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 88–92.
  7. Богданова Н. М. «Визуальная социология» — новая наука или особый угол зрения? // Социологический журнал 2012. № 3. С. 67–79. EDN: PELCIT.
  8. Васильева В. О., Трушкина Е. Ю. Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы // Исторический курьер. 2022. № 5(25). С. 72–91. DOI: 10.31518/2618-9100-2022-5-6; EDN: YZCBDP.
  9. Войковский М. И. Как защитить отечественную кинокультуру // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 106–112.
  10. Глотов М. Б. Студенчество и кинематограф // Социологические исследования. 1996. № 8. С. 75–83.
  11. Горшков М. К. Социология в России: становление и развитие // Социологическая наука и практика. 2017. № 2(18). С. 7–29.DOI: 10.19181/snsp.2017.5.2.5147; EDN: YSPEUN.
  12. Горюнов С. П. Факторы, влияющие на посещаемость кинотеатров // Социологическая наука и практика. 1979. № 3. С. 133–135.
  13. Гофман А. Б. Слишком быстро?! Культура замедления в современном мире // Социологические исследования. 2017. № 10. С. 141–150. DOI: 10.7868/S0132162517100166; EDN: ZNGYOH.
  14. Давтян С. А. О влиянии предварительной информации на выбор фильма мире // Социологические исследования.1977. № 1. С. 105–107.
  15. Денисова-Шмидт Е. В. Прикладные аспекты применения теории лакун // Мир России. Социология. Этнология. 2023. № 32(3). С. 167–179. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-3-167-179; EDN: LBFRLF.
  16. Дорощук Е. С., Байрактар М. Х. Исторические аспекты и динамика развития национального кинематографа регионов России в контексте этнодокументалистики (на материале Республики Татарстан) // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5(107). С. 144–149. DOI: 10.23670/IRJ.2021.107.5.092; EDN: GZOECZ.
  17. Дроздов А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62–67.
  18. Жабский М. И. Вестренизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25–35.
  19. Жабский М. И. Кинопроизводство в постсоветской России: семь факторов инвестиционного риска // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 127–137. DOI: 10.7868/S0132162518040141; EDN: XNBKLJ.
  20. Жабский М. И. Социальная драма американского кинематографа // Социологические исследования. 1983. № 4. С. 148–153.
  21. Жабский М. И. Социология кино: опыт и проблемы // Социологические исследования. 1977. № 4. С. 102–110.
  22. Жабский М. И. Социокультурная драма кинематографа // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 69–74.
  23. Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования 2019. № 11. С. 73–81. DOI: 10.31857/S013216250007449-6; EDN: KBDGIO.
  24. Жабский М. И. Российское кино — особенности движения вверх // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 149–158. DOI: 10.31857/S013216250009395-7; EDN: EHNYUL.
  25. Иванов Д. И. «Долг» советского человека: опыт реконструкции понятия (на материале кинотекста) // Социологические исследования. 2020. № 2. С. 105–114. DOI: 10.31857/S013216250008498-0; EDN: FPXCLR.
  26. Ионин Л. Г. И воззовет прошедшее (размышления социолога о новом фильме Т. Абуладзе) // Социологические исследования.1987. № 2. С. 62–72.
  27. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 83–88.
  28. Кильдюшов О. Социальный порядок и политическая теология в «Игре престолов»: чем культовый сериал интересен для теоретической социологии // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 139–159. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-1-139-159; EDN: TPHOIA.
  29. Кожокару Т. И. К вопросу о методологии анализа фильма // Артикульт. 2021. № 4(44). С. 118–148. DOI: 10.28995/2227-6165-2021-4-118-148; EDN: QJYINC.
  30. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.DOI: 10.7868/50132162517060010; EDN: YTMFLN.
  31. Левченко Н. В., Роговая А. В. Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4(52). С. 72–86.DOI: 10.28995/2227-6165-2023-4-72-86; EDN: HRGBFQ.
  32. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования.2005. № 11. С. 37–46.EDN: OOYVQZ.
  33. Мищенко В. А. Образ семьи в СМИ // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 137–141.
  34. Назаров М. М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 54–64. DOI: 10.31857/S013216250000762-1; EDN: YCNEMX.
  35. Пискунова Л., Янков И. Структура повествования и постклассическая реальность в фэнтези-саге Дж. Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» и киносериале «Игра престолов» // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 193–208. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-1-193-208; EDN: RARYSC.
  36. Полуэхтова И. А.  Американские фильмы на российском экране // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 113–119.
  37. Попова К. Исследования визуального в этнометодологии // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 212–232. DOI: 10.17323/1728-192X-2017-3-212-232; EDN: YTHMIH.
  38. Ресенчук М. С. Подросток у телевизора // Социологические исследования. 1980. № 4. С. 109–112.
  39. Рондели Л. Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 92–94.
  40. Рондели Л. Д. Почему не устраивают юных зрителей российские фильмы? // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 136–138.
  41. Степанов Б. «Comingsoon?»: социология кино и культурный поворот // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 4. С. 152–177. DOI: 10.17323/1728-192X-2020-4-152-177; EDN: SKLPQG.
  42. Тарасов К. А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 35–41.
  43. Тарасов К. А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65–73. DOI: 10.31857/S013216250000799-1; EDN: YCNENF.
  44. Тарасов К. А. Эротическое кино: PRO &CONTRA // Социологические исследования.1994. № 4. С. 64–68.
  45. Тищенко Н. В. Мифологизация тюремной субкультуры в советском кинематографе: анализ двух кинотекстов // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 54–68.EDN: PWIOHN.
  46. Тхакахов В. Х. Нереальность «экранной» реальности: конструирование этнического однообразия в современном российском кино // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 82–89. DOI: 10.31857/S013216250007458-6; EDN: WKSEJG.
  47. Ульянова М. Связующие звенья в системе распределения в киноотрасли: кино- и видеопрокат // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 53–56.EDN: HTLUDJ.
  48. Федоров А. В. Права ребенка и насилие на экране // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2004. №2. С. 87–95.EDN: PCTDNR.
  49. Фомин И. В., Ильин М. В. Социальная семиотика: траектории интеграции социологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 123–141. DOI: 10.19181/socjour.2019.25.4.6822; EDN: XXBLEY.
  50. Хагуров Т. Д. Постмодернизм в поле массовой культуры // Социологические исследования. 2007. № 9. C. 125–130.EDN: ICAJLT.
  51. Хвостов А. А. Отражение социальных проблем общества в фильмах ужасов // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 117–121.EDN: OJFEYD.
  52. Чубайс И. Б. Я. Коблевская. Пропаганда и воспитание. Очерки в средствах массового воздействия. Варшава, 1974, Издат: Институт Центрального совета профессиональных союзов, 280 с. // Социологические исследования. 1976. № 4. С. 224.
  53. Шариков А. В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. 2005. № 2. С. 137–140.
  54. Шмерлина И. А. Семиотическая концепция социальности: постановка проблемы // Социологический журнал. 2006. № 3-4. С. 25–45.EDN: PCNMED.
  55. Шмидт В. Р., Шуршин К. В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 58–64.
  56. Шумаков С. Л. Производственная тема в кинематографе 70–80-х годов // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 128–136.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».