Изменения в поведении экономических субъектов в условиях цифровой трансформации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В условиях цифровой трансформации происходит глобальный пересмотр моделей поведения экономических субъектов, а также способов взаимодействия между ними. Автором выявлены качественные изменения в поведении потребителей, связанные с гиперперсонализацией и ростом когнитивных возможностей в результате использования цифровых технологий. Показаны существенные преобразования в деятельности компаний, включая использование принципиально новых подходов к реализации бизнес-моделей и операционных моделей. На основе проведенного анализа сделан вывод о присутствии признаков цифровой трансформации в современной экономике, ее преимуществах для потребителя и фирмы. Рассмотрены отдельные проблемы, возникающие в связи с цифровой трансформацией: алгоритмическая дискриминация, проблема доверия, информационная асимметрия. Материалы, представленные в статье, могут представлять интерес для исследователей, занимающихся вопросами цифровой трансформации экономики. Результаты работы могут быть полезны для специалистов-практиков, сфера деятельности которых связана с цифровым бизнесом, а также использоваться в учебном процессе на экономических факультетах в ходе изучения цифровой экономики, цифровой коммерции.

Об авторах

Ирина Александровна Стрелец

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Email: i_strelets@mail.ru, strelets.i@my.mgimo.ru
профессор кафедры прикладной экономики, доктор экономических наук, профессор

Список литературы

  1. 1. Абрамов И.В., Абрамов В.И. Центры аддитивных технологий – драйверы цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1325-1344. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115107.
  2. 2. Ивинская Е.Ю., Абдрахманова Д.Р. Взаимосвязь технологических и организационных инноваций в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 431-442. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112040.
  3. 3. Плотников А.В. Проблемы цифровой трансформации и концепция управления изменениями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1403-1414. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113975.
  4. 4. Солнцев И.В., Петренко Е.С. Стратегия цифровой трансформации в промышленности: структура и целевые показатели // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 681-702. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112287.
  5. 5. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. Доклад НИУ ВШЭ. Conf.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/463148459.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
  6. 6. Digital Transformation of Industries. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roots-program.com/documents/20142/61579/WEF+Accenture+-+Digital+Transformation+of+Industries.pdf/87d8f28c-92c1-1717-8f82-7b12bc84f74a?version=1.1t=1540814817108previewFileIndex= (дата обращения: 01.12.2022).
  7. 7. Greu V. Using the Information and Communications Technology Data Deluge from a Semantic Perspective of a Dynamic Challenge: What to Learn and What to Ignore? // Romanian Distribution Committee Magazine, Romanian Distribution Committee. – 2019. – № 3. – p. 16-29.
  8. 8. Hodgson C. Can the Digital Revolution Be Environmentally Sustainable?. Theguardian.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/global/blog/2015/nov/13/digital-revolution-environmental-sustainable (дата обращения: 02.12.2022).
  9. 9. Ming Ye, Bo Meng, Shang-jin We Measuring Smile Curves in Global Value Chains. Institute of Developing Economies. [Электронный ресурс]. URL: http://rigvc.uibe.edu.cn/docs/20160329210052329340.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
  10. 10. Moore G.E. Cramming More Components onto Integrated Circuits // Electronics. – 1965. – № 38. – p. 114-117.
  11. 11. Negroponte N. Being Digital. - New York: Knopf, 1995. – 243 p.
  12. 12. Rysman M. The Economics of Two-Sided Markets // Journal of Economic Perspectives. – 2009. – № 3. – p. 125-143. – doi: 10.1257/jep.23.3.125.
  13. 13. Shapiro C., Varian H. Information Rules: a Strategic Guide to the Network Economy. - Boston: Harvard Business School Press, 1999. – 352 p.
  14. 14. The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industry. Capgemini Consulting MIT Sloan School of Management. [Электронный ресурс]. URL: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2017/07/The_Digital_Advantage__How_Digital_Leaders_Outperform_their_Peers_in_Every_Industry.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
  15. 15. The Future of Work. OECD Employment Outlook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/employment/Employment-Outlook-2019-Highlight-EN.pdf (дата обращения: 16.12.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стрелец И.А., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».