Сходства и различия в политике «мягкой силы» Китая и России в образовательной сфере
- Авторы: Юйкунь Ч.1, Керимов А.А.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
- Страницы: 43-50
- Раздел: Политические институты, процессы и технологии
- URL: https://journal-vniispk.ru/2223-0092/article/view/313353
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2025-15-1-43-50
- EDN: https://elibrary.ru/IMPDWA
- ID: 313353
Цитировать
Аннотация
В данной статье проводится анализ и сравнительное исследование стратегий и тактик «мягкой силы», применяемых Китаем и Россией в области образования. Исследование основано на изучении официальных документов, научной литературы и статистических отчетов. Приводится анализ данных о числе студентов, участвующих в образовательных программах России и Китая, и возможности их влияния на общественное мнение и восприятие стран. В результате исследования были установлены общие черты «мягкой силы» в образовательной сфере Китая и России, определяющие механизм транслирования национальных интересов стран, альтернативных западным, посредством открытия образовательных институтов в других странах. Описываются общие инструменты властей как основного агента «мягкой силы» (государственные программы, научные и студенческие проекты, дотации и финансирование). Отличительными чертами выделены различия культурных основ и исторических предпосылок влияния, а также изменения роли Китая и России в глобальной системе международных отношений на современном этапе.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Чжан Юйкунь
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: xy954504210@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5346-6337
SPIN-код: 4985-7802
аспирант, кафедра политических наук
Россия, г. ЕкатеринбургАлександр Алиевич Керимов
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Email: kerimov68@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5807-9810
Scopus Author ID: 57215904379Ю
ResearcherId: AAG-9905-2019
доктор политических наук, доцент, профессор, кафедра политических наук
Россия, г. ЕкатеринбургСписок литературы
- Будаев А.В. Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая // Политика и общество. 2016. № 7. С. 948–959. doi: 10.7256/1812-8696.2016.7.15644.
- Неймарк М.А. Геополитика «мягкой силы»: опыт России. М.: Дашков и К, 2021. 250 c.
- Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
- Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21–35. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35.
- Скриба А. «Мягкая сила» и постсоветское пространство в настоящее время: выводы для России» // Политика и общество. 2016. № 10. С. 1400–1412. doi: 10.7256/1812-8696.2016.10.16496.
- Atkinson C. Does soft power matter? A comparative analysis of student exchange programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. No. 6 (1). Рp. 1–22.
- Brazys S., Dukalskis А. Rising powers and grassroots image management: Confucius institutes and China in the media // The Chinese Journal of International Politics. 2019. No. 12 (4). Рp. 557–584.
- Ding S., Saunders R. Talking up China: An analysis of China’s rising cultural power and global promotion of the Chinese language // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 3–33.
- Gallarotti G. Soft power: What it is, why it’s important, and the conditions for its effective use // Journal of Political Power. 2011. No. 4 (1). Рp. 25–47.
- Hartig Fa. Communicating China to the world // Politics. 2015. No. 35. Рp. 245–258. doi: 10.1111/1467-9256.12093.
- Hill F. Moscow discovers soft power // Current History. 2006. Vol. 105. No. 693. Рp. 341–347.
- Huang Y., Sheng D. Dragon’s underbelly: An analysis of china’s soft power // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 22–44.
- Lebedeva M.M. Russian public diplomacy. From USSR to the Russian Federation. London: Routledge, 2021. 78 p.
- Lo T., Sayan P. The internationalisation of China’s higher education: Soft power with “Chinese Characteristics” // Comparative Education. 2021. No. 57 (2). Рp. 227–246. doi: 10.1080/03050068.2020.1812235.
- Lowe D. Australia’s Colombo plans, old and new: International students as foreign relations // International Journal of Cultural Policy. 2015. No. 21 (4). Рp. 448–462.
- Mingjiang Li. China debates soft power // The Chinese Journal of International Politics. 2008. No. 2 (2). Рp. 287–308.
- Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs Books, 2005. 216 р.
- Pestereva N., Kholina V., Qi W. The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organization (SCO) Network University // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. No. 3. Рp. 574–586.
- Sergunin A., Karabeshkin L. Understanding Russia’s soft power strategy // Politics. 2015. Vol. 35. No. 3-4. Рp. 347–363. doi: 10.1111/1467-9256.12109.
- Velikaya A., Simons G. Russia`s public diplomacy. Evolution and practice. London: Palgrave Macmillan, 2020. 285 p.
- Wilson J. Soft Power: A comparison of discourse and practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. 2015. No. 67 (8). Рp. 1171–1202. doi: 10.1080/09668136.2015.1078108.
- 兰军. 近现代中外高等教育跨境合作办学的历史考察 [J]. 高校教育管理, 2010. (03): 87–92. [Лан Цзюнь. Историческое исследование трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и зарубежными странами в наше время // Управление высшим образованием. 2010. № 3. С. 87–92.]
- 刘长敏,魏立成. 2010 年以来中美留学生教育交流状况分析 [J]. 中国高等教育, 2015, (05): 38–41. [Лю Чанмин, Вэй Личэн. Анализ образовательных обменов между китайскими и американскими иностранными студентами с 2010 года // Высшее образование Китая. 2015. № 5. С. 38–41.]
Дополнительные файлы
