Сходства и различия в политике «мягкой силы» Китая и России в образовательной сфере

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье проводится анализ и сравнительное исследование стратегий и тактик «мягкой силы», применяемых Китаем и Россией в области образования. Исследование основано на изучении официальных документов, научной литературы и статистических отчетов. Приводится анализ данных о числе студентов, участвующих в образовательных программах России и Китая, и возможности их влияния на общественное мнение и восприятие стран. В результате исследования были установлены общие черты «мягкой силы» в образовательной сфере Китая и России, определяющие механизм транслирования национальных интересов стран, альтернативных западным, посредством открытия образовательных институтов в других странах. Описываются общие инструменты властей как основного агента «мягкой силы» (государственные программы, научные и студенческие проекты, дотации и финансирование). Отличительными чертами выделены различия культурных основ и исторических предпосылок влияния, а также изменения роли Китая и России в глобальной системе международных отношений на современном этапе.

Об авторах

Чжан Юйкунь

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: xy954504210@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-5346-6337
SPIN-код: 4985-7802

аспирант, кафедра политических наук

Россия, г. Екатеринбург

Александр Алиевич Керимов

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина

Email: kerimov68@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5807-9810
Scopus Author ID: 57215904379Ю
ResearcherId: AAG-9905-2019

доктор политических наук, доцент, профессор, кафедра политических наук

Россия, г. Екатеринбург

Список литературы

  1. Будаев А.В. Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая // Политика и общество. 2016. № 7. С. 948–959. doi: 10.7256/1812-8696.2016.7.15644.
  2. Неймарк М.А. Геополитика «мягкой силы»: опыт России. М.: Дашков и К, 2021. 250 c.
  3. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
  4. Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21–35. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-21-35.
  5. Скриба А. «Мягкая сила» и постсоветское пространство в настоящее время: выводы для России» // Политика и общество. 2016. № 10. С. 1400–1412. doi: 10.7256/1812-8696.2016.10.16496.
  6. Atkinson C. Does soft power matter? A comparative analysis of student exchange programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. No. 6 (1). Рp. 1–22.
  7. Brazys S., Dukalskis А. Rising powers and grassroots image management: Confucius institutes and China in the media // The Chinese Journal of International Politics. 2019. No. 12 (4). Рp. 557–584.
  8. Ding S., Saunders R. Talking up China: An analysis of China’s rising cultural power and global promotion of the Chinese language // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 3–33.
  9. Gallarotti G. Soft power: What it is, why it’s important, and the conditions for its effective use // Journal of Political Power. 2011. No. 4 (1). Рp. 25–47.
  10. Hartig Fa. Communicating China to the world // Politics. 2015. No. 35. Рp. 245–258. doi: 10.1111/1467-9256.12093.
  11. Hill F. Moscow discovers soft power // Current History. 2006. Vol. 105. No. 693. Рp. 341–347.
  12. Huang Y., Sheng D. Dragon’s underbelly: An analysis of china’s soft power // East Asia. 2006. No. 23. Рp. 22–44.
  13. Lebedeva M.M. Russian public diplomacy. From USSR to the Russian Federation. London: Routledge, 2021. 78 p.
  14. Lo T., Sayan P. The internationalisation of China’s higher education: Soft power with “Chinese Characteristics” // Comparative Education. 2021. No. 57 (2). Рp. 227–246. doi: 10.1080/03050068.2020.1812235.
  15. Lowe D. Australia’s Colombo plans, old and new: International students as foreign relations // International Journal of Cultural Policy. 2015. No. 21 (4). Рp. 448–462.
  16. Mingjiang Li. China debates soft power // The Chinese Journal of International Politics. 2008. No. 2 (2). Рp. 287–308.
  17. Nye J. Soft power: The means to success in world politics. New York: Public Affairs Books, 2005. 216 р.
  18. Pestereva N., Kholina V., Qi W. The Russian market for exported educational services: The Shanghai Cooperation Organization (SCO) Network University // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8. No. 3. Рp. 574–586.
  19. Sergunin A., Karabeshkin L. Understanding Russia’s soft power strategy // Politics. 2015. Vol. 35. No. 3-4. Рp. 347–363. doi: 10.1111/1467-9256.12109.
  20. Velikaya A., Simons G. Russia`s public diplomacy. Evolution and practice. London: Palgrave Macmillan, 2020. 285 p.
  21. Wilson J. Soft Power: A comparison of discourse and practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. 2015. No. 67 (8). Рp. 1171–1202. doi: 10.1080/09668136.2015.1078108.
  22. 兰军. 近现代中外高等教育跨境合作办学的历史考察 [J]. 高校教育管理, 2010. (03): 87–92. [Лан Цзюнь. Историческое исследование трансграничного сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и зарубежными странами в наше время // Управление высшим образованием. 2010. № 3. С. 87–92.]
  23. 刘长敏,魏立成. 2010 年以来中美留学生教育交流状况分析 [J]. 中国高等教育, 2015, (05): 38–41. [Лю Чанмин, Вэй Личэн. Анализ образовательных обменов между китайскими и американскими иностранными студентами с 2010 года // Высшее образование Китая. 2015. № 5. С. 38–41.]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2025

Ссылка на описание лицензии: https://www.urvak.ru/contacts/

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».