Fashion Shows as an Object of Copyright
- 作者: Davtyan A.M.1
-
隶属关系:
- Russian-Armenian University
- 期: 卷 48, 编号 1 (2024)
- 页面: 86-93
- 栏目: Intellectual Property Rights
- URL: https://journal-vniispk.ru/2225-3475/article/view/278775
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.19825
- ID: 278775
如何引用文章
全文:
详细
The fashion industry is developing at an incredible speed and in order to maintain interest in fashion in a world where a huge number of enterprises work for the sake of “intercepting” consumer attention, the fashion industry turns fashion shows into works of art. Fashion shows are more like theatrical and spectacular performances, the implementation of which employs a large team of specialists.
Given the current trends of fashion shows, the question arises as to whether a fashion show can be considered an object of copyright. In this article, the author examines the legal issues of protecting a fashion show as an object of copyright, issues of “co-authorship”, as well as the rights of models as “performers”.
全文:
Модная индустрия вызывает эмоциональный отклик, рождает дискуссии, создает «суету», возможно, вызывает отвращение, но никого не оставляет без эмоций. Многие спорят о том, могут ли создания дизайнеров претендовать на «высокое» звание искусства и на достойное этому званию «вознаграждение» в качестве объектов права интеллектуальной собственности.
Что же из себя представляет искусство моды?
В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности [1].
И пока одни уверены, что дизайнерские решения не имеют шанса на звание произведений искусства, дизайнеры продолжают творить и создавать то, что будоражит сознание.
Некоторые модные дома живут столетиями и имеют свой особенный стиль, на который трудятся десятки дизайнеров и стилистов, чтобы создать нечто особенное в огромном потоке модных изделий.
Однако стоит обратить внимание на то, что модная индустрия — это не только одежда, украшения и аксессуары — значительную часть модной индустрии составляют модные показы. И если раньше модные показы действительно имели целью продемонстрировать одежду, то сегодня цель дизайнеров — захватить внимание аудитории среди огромного количества модных показов на неделях моды.
Дефиле́ (также показ мод) — демонстрация моделей одежды манекенщицами и манекенщиками в процессе их движения по подиуму [2]. Традиция демонстрировать одежду зародилась в позолоченных парижских бальных залах еще в 1910-х годах. Позднее стараниями Чарльза Уорта, Поля Пуаре и Ива Сен-Лорана презентации вещей на манекенах превратились в пышные шоу с участием моделей [3].
Считается, что отцом дефиле является Чарльз Фредерик Уорт, которого часто называют одним из величайших модельеров XIX в., стоявших в ряду основоположников Haute Couture. Он в середине 1860-х годов первым ввел в обиход демонстрацию созданной им одежды не на эскизах, а непосредственно на молодых девушках-моделях, которых он называл «sosies» (двойники). Первой моделью, он назначил свою жену — Мари-Августину Верне, которую сейчас называют первой манекенщицей. Благодаря этому приему Уорт завоевал признание у всех клиенток его ателье [4].
Если в традиционном понимании модный показ — это просто демонстрация манекенщицами одежды, то некоторые дизайнеры умудряются создать настоящие шоу, которые напоминают кино или театральные представления. Так почему же мы даем соответствующую защиту кино и театральным представлениям, но лишаем модный показ идентичной правовой охраны?
Первые отклики в истории моды на создание из дефиле действительного шоу было в 1973 г. и получили название «Битва за Версаль». И хоть данное шоу считается первой официальной неделей моды в Париже, оно создало некую конкуренцию среди модельеров, которые так стремились превзойти друг друга, что на шоу Ива Сен-Лорана был представлен лимузин Bugatti, а модный дом Dior установил на подиуме карету в натуральную величину.
Однако если мы начинаем считать модный показ объектом авторского права, то встают многие вопросы. Кто является автором произведения? Следует ли рассматривать моделей как исполнителей либо как соавторов произведения? Есть ли смысл в наделении показа какой-то правовой охраной? Какие могут быть экономические последствия у данных действий?
Пока правоведы и юристы-практики не могут прийти к одной концепции относительно модных показов, Верховный суд Франции успел рассмотреть дело относительно нарушения прав на модный показ.
Культовым в истории «модного права» Франции стало дело Ashby v Gaulme, Kenzo et Lacroix [5], в котором Верховный суд Франции в 2008 г. провозгласил модный показ объектом авторских прав. Французской федерацией моды и пятью модными брендами (включая Chanel, Christian Dior и Hermes) был подан иск о нарушении авторских прав к трем фотографам, которые выложили фотографии, а также видеозаписи показов [6].
Фактически Французская федерация моды разработала строгую систему для контроля за использованием фотографий, сделанных во время показов мод. В соответствии с ней лишь фотографам, указанным пресс-организациями, которые согласились со стандартными условиями контракта, разрешалось использовать фотографии, причем только в информационных целях, за исключением любых коммерческих целей. В результате судебных прений суд пришел к выводу о нарушении ответчиками авторских прав в отношении как одежды, так и самих показов.
Отмечу, что судебных дел относительно прав на модный показ не так много, однако это не значит, что противоправных заимствований нет. Модные показы также подвержены копированию недобросовестными конкурентами. Например, представители бренда Alexander Wang в своем канале в Instagram обвинили бренд Philipp Plein в схожести внешнего вида показа, в сходной позиции акробатов, прыгающих вокруг съемочной площадки, выставив два снимка с показа Alexander Wang и Philipp Plein на обозрение подписчикам в популярной социальной сети [7].
Думается, что малое количество судебных дел обусловлено неопределенным статусом модного показа как объекта авторского права.
Представляет интерес рассмотрение вопроса о наличии авторских прав на показ мод в контексте британского права. Закон Соединенного Королевства «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах» 1988 г. требует фиксации произведения для обеспечения возможности его правовой защиты. Данная проблема решается с помощью видеозаписи либо фотографий, которые являются частью всех модных показов. Британский закон и прецедентное право в качестве объектов авторского права рассматривают, в частности, «драматические произведения» и «хореографические произведения», устанавливая при этом достаточно низкий порог сложности для признания их таковыми: необходимо, чтобы содержание произведения не было оставлено на волю случая [8]. Учитывая, что модный показ — это определенно не тот процесс, который оставлен на волю случая, и по своей природе близок к балету, его вполне можно наделить авторско-правовой охраной по аналогии с хореографическими произведениями.
Можно предположить, что во Франции, Италии, США, Японии и Великобритании должны быть наиболее продвинутые законодательные акты и правоприменительная практика относительно авторских прав на модный показ, поскольку самые масштабные недели мод проводятся именно в этих странах.
Что же представляет собой неделя моды? Неделя моды — это главное событие в индустрии моды, в рамках которого проходят показы коллекций от ведущих дизайнеров и брендов. Она проходит два раза в год — весной и осенью — в модных столицах мира. Недели моды начали проводиться в 1943 г. в Нью-Йорке, когда американские модельеры объединились, чтобы продемонстрировать свои новые коллекции публике и журналистам. С тех пор неделя моды стала важным событием, которое определяет направление моды в следующем сезоне и привлекает внимание к модным трендам.
Наиболее масштабной считается неделя моды в Нью-Йорке, где на протяжении нескольких дней представляют коллекции многих известных брендов. Неделя моды в Париже считается одним из самых престижных мероприятий в индустрии моды. На ней представлены коллекции таких брендов, как Chanel, Dior, Yves Saint Laurent, Hermes, и многих других представителей высокой моды. Неделя моды в Лондоне является домом для некоторых самых известных британских дизайнеров, таких как Burberry, Vivienne Westwood и Alexander McQueen. На неделе моды в Милане, который считается столицей моды, традиционно представляют коллекции такие бренды, как Gucci, Prada, Armani и Versace. Неделя моды в Токио считается одним из самых увлекательных событий в индустрии моды, на ней представляют коллекции японские и международные бренды. В последние годы также набирает популярность неделя моды в Копенгагене. Необходимо отметить, что в Российской Федерации традиционно проходят Московские недели моды, а в Республике Армения летом 2023 г. впервые прошла Ереванская неделя моды.
Расцвет практики модных показов создает большое количество правовых вопросов, на которые законодательство не успевает дать ответы, учитывая цикличность моды и скорость показов. В рамках исследования правовой составляющей модных показов необходимо рассмотреть следующие вопросы.
Статья 1259 ГК РФ содержит открытый перечень объектов авторских прав, фактически представляющий собой перечисление видов произведений (литературных, художественных, музыкальных, хореографических, фотографических и иных), признаваемых российским законодателем в качестве объектов правовой охраны. Еще более детальный перечень содержит ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений [9].
Важно, что термин «произведение» законодательством не определен, и юридическая наука не раз пыталась определить его. Так, В.И. Серебровский рассматривал произведения, как «совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [10]. Исходя из определения В.И. Серебровского, мы вполне можем считать модные показы произведениями.
Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав) [1, с. 76]. Данными основными критериями как в Российской Федерации, так и в Республике Армения являются критерий творческого труда и выражение произведения в объективной форме. Думается, что модные показы соответствуют обоим установленным критериям.
В ГК РФ театрально-зрелищные представления относятся к категории сложных объектов авторского права. Согласно ст. 1240 ГК РФ, сложный объект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности [11]. Ю.И. Вахитова считает, что базовая характеристика сложного объекта — это наличие в его внутренней структуре нескольких результатов интеллектуальной деятельности (РИД), представляющих собой единое целое, а на второй план по значимости следует отнести деятельность организатора [12].
Необходимо отметить, что понятие сложного объекта как для армянского права, так и для российского — достаточно новая категория. Представляется, что законодатели обеих стран не определили данное понятие с необходимой полнотой и точностью ни в Гражданском кодексе РФ, ни в армянском законе «Об авторском праве и смежных правах». Однако то, что не определяет законодатель, определяется либо судебной практикой, либо юридической наукой.
По мнению экспертов из Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, сложными объектами могут быть признаны только такие объекты, которые, объединяя несколько охраняемых объектов в качестве структурных элементов, образуют не простую совокупность, а именно сложный структурный состав, характеризующийся как некое единое целое, в том числе посредством структурных и функциональных взаимосвязей. По справедливому замечанию А. Юмашева, «результаты интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта не просто комбинируются друг с другом, а включаются в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов». Иными словами, отдельные объекты интеллектуальных прав объединены в составе сложного объекта единой целью и направленностью [9, с. 84].
Особенностью сложного объекта также является его многосубъектность, то есть наличие нескольких правообладателей.
Такое определение вполне подходит под суть модного показа, ведь он представляет себой совокупность объектов авторских и смежных прав, которые объединяются и представляются зрителю как единое целое. В том числе потому, что над модными показами работает большое количество креативных команд, а количество правообладателей бывает значительным.
Несмотря на то что в перечне объектов авторского права нет модного показа, его, тем не менее, можно признать таковым, поскольку, во-первых, перечень этот является открытым, а во-вторых, существует объект авторского права, с которым модные показы по своему характеру наиболее близки. Обращаясь к ст. 1240 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 19.1 совместного Постановления от 26 марта 2009 г. № 5/29 указали, что под лицом, организовавшим создание сложного объекта, следует понимать лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта. Если применить данное определение к модному показу, то таким лицом может оказаться креативный директор модного дома либо ответственное со стороны модного дома лицо.
Как в российском, так и в армянском праве, театрально-зрелищные представления считаются объектами авторских прав. Модные показы, представляющие собой не просто дефиле, а определенное шоу, примеры которых будут рассмотрены ниже, по сути, идентичны по своей природе театрально-зрелищными представлениям и в том числе в наших правовых системах также должны защищаться авторским правом. Благодаря приравниванию или сравнению данных дефиниций правоприменителю будет проще «сориентироваться» в вопросах правовой охраны модного показа.
Обобщая сказанное, отмечу, что модный показ может считаться сложным объектом интеллектуальных прав с учетом того, что часто специально для модных показов пишется музыка, ставятся танцы, не говоря уже о декорациях, одежде, походке манекенщиц и т.д.
Стоит вспомнить некоторые самые яркие модные показы, чтобы цель признания показа объектом авторского права была наиболее ясна, потому что дефиле в своем классическом понимании не имеет деталей театрально-зрелищных представлений и не может требовать определенной авторско-правовой охраны.
12 июля 1998 г. Ив Сен-Лоран устроил легендарный показ с участием 300 моделей, которые дефилировали на стадионе «Стад де Франс» во время финала Чемпионата мира по футболу. Под музыку «Болеро» композитора Мориса Равеля парни и девушки демонстрировали одежду, созданную дизайнером за 40 лет существования именного бренда Yves Saint Laurent [13].
Шоу YVES SAINT LAURENT, 1998 (https://www.collater.al/en/yves-saint-laurent-show-stade-france-1998)
Модный показ Valentino в 2020 г. назвали живым перформансом1, потому что во время онлайн-показа, который был обусловлен пандемией, на поверхность длинных нарядов были спроецированы изображения пламени, цветов и птиц, которые оживали в игре света.
Шоу Gucci в 2018 г. также вошло в историю как одно из самых необычайных показов в истории модного дефиле.
Шоу GUCCI FALL/WINTER 2018 (https://www.vogue.com/fashion-shows/fall-2018-ready-to-wear/gucci/slideshow/collection#1)
Для показа данной коллекции Алессандро Микеле превратил штаб-квартиру Gucci в Милане в операционную. Стены были покрашены в светло-зеленый цвет, характерный для больниц, были установлены светодиодные лампы, больничные двери, пластиковые стулья, операционные столы. Помимо этого шоу имело еще одну специфику: модели шли по подиуму, держа в руках точные копии собственных голов, детенышей драконов, игуан и змей, которые являются символами Gucci.
Модный дом Moncler в 2022 г. собрал практически 18 тыс. человек на знаменитой миланской площади Пьяцца-дель-Дуомо, чтобы «отпраздновать» семидесятилетие модного дома. На открытии шоу прима-балерины из балетной труппы Миланского театра Ла Скала, 700 танцоров собрались на главной площади в потрясающем представлении, которое готовилось 22 месяца. В том числе на показе был оркестр, а огромный актерский состав из 1952 человек, двигаясь синхронно, сформировал финальную картину, прежде чем их осыпало конфетти [14].
Moncler Milan fashion week, 2022 (https://monclerworld.moncler.com/70anniversary/extraordinary-show/)
Невозможно не отметить один из наиболее свежих показов: на модной неделе весна-лето 2023 г. в показе модного дома Coperni модель Белла Хадид вышла на сцену в обнаженном виде, после чего двое мужчин распыляли по ее телу Fabrican — спрей из полимеров и натуральных или синтетических волокон, который при контакте с воздухом высыхает и образует нетканое полотно [15]. В итоге через несколько минут на теле Беллы Хадид оказалось платье.
Bella Hadid Closing Coperni Spring 2023 Collection (https://www.vogue.co.uk/fashion/article/coperni-ss23, https://www.youtube.com/watch?v=Obi65c6XSXw)
Данные примеры демонстрируют, что модные показы давно перестали быть простыми дефиле, где единственной целью является показ одежды на теле манекенщицы, а превратились в полноценные шоу и живые перформансы, которые у многих вызывают интерес и врезаются в память.
Если признать модный показ объектом авторского права, то встанет вопрос о том, кто является автором данного произведения и какую роль в этом произведении играют модели.
Иногда работа распределена на нескольких лиц: архитекторов, сценографов, звукорежиссеров и светотехников, парикмахеров, визажистов, швей и т.д. В таких случаях, если нет договоров относительно отчуждения прав, все перечисленные стороны могут считаться соавторами. Однако бывают ситуации, когда привлекается внешнее лицо, которое координирует весь процесс, в этом случае его правовой статус очень похож на статус режиссера. Но в каждом отдельном случае договорными отношениями можно будет решить вопрос авторства, а в оптимальном случае модные дома должны приобретать имущественные права на свои модные показы.
Необходимо также отметить особую роль креативного директора модного дома, потому что в большинстве случаев именно креативный директор «дирижирует» всем процессом, и зачастую ему принадлежат все идеи, которые осуществляются на модном показе. В данном случае креативный директор работает с модным домом по трудовому договору и, скорее всего, все созданное им будет служебным произведением, иимущественные права перейдут к модному дому.
Думается, что во избежание каких-либо проблем модным домам необходимо тщательно регулировать данные вопросы до модных показов, а в лучших случаях иметь политику интеллектуальной собственности и договоры с каждым лицом, которое осуществляет деятельность по созданию модного показа.
Что касается моделей, то, по сути, без них модные показы не могут существовать, и они вносят огромный вклад в их создание. Могут ли модели наравне с актерами считаться исполнителями?
Согласно ст. 3 Римской конвенции, «исполнители означают актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений [16]».
Исполнение — это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении. ГК РФ относит к данному объекту интеллектуальных прав исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-поставщиков спектаклей. Более обширный перечень исполнителей определен международными нормами. Как объект смежных прав исполнение возникает только после окончания самого процесса исполнения и только при условии, что оно получает объективную форму, обеспечивающую возможность воспроизведения и распространения такого исполнения с помощью технических средств [1, с. 103].
Если мы считаем модные показы художественными произведениями и защищаем их нормами авторского права, это значит, что по смыслу Римской конвенции модели могут считаться исполнителями. Что это может дать моделям и имеет ли смысл наделять их какими-то правами?
Предоставление прав исполнителей моделям будет значительным шагом вперед, потому что, во-первых, модели получат в том числе возможность защищать свои неимущественные права. Модели смогут коммерциализировать свою «походку», в том числе, возможно, будут созданы организации по коллективному управлению. Кроме того, если из модных показов будут сделаны документальные фильмы либо модные показы будут каким-то иным способом коммерциализированы, модели смогут получить соответствующий гонорар. Возможно, такие нововведения приведут к тому, что будут отбирать наиболее профессиональных моделей. И если в международных модных показах преимущественно участвуют профессиональные модели, то в Республике Армения в связи с небольшим количеством дефиле и только-только зарождающейся традицией модных недель количество профессиональных моделей небольшое, а придание моделям статуса исполнителей может стимулировать рост числа профессионалов на подиумах, в том числе может стимулировать организацию оригинальных модных показов, а не просто хождение по подиуму.
Существует мнение, что, например, фотомодели не относятся к категории исполнителей. Указание на то, что исполнитель участвует в создании исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, позволяет отграничить деятельность исполнителя от деятельности иных лиц, осуществляющих похожую деятельность: спортсменов, фотомоделей и т.д. Если действия лица определяются лишь его ситуативными решениями, но не имеют в своей основе определенного произведения, то это не должно признаваться исполнением и получать охрану в рамках части четвертой ГК РФ [17]. Однако в случаях модных показов, которые были приведены выше, в основе действий манекенщиц всегда имело место определенное «произведение», частью исполнения которого они являлись.
В целом, в развитых странах нематериальные активы, такие как знания, информация, творчество и изобретательство, стремительно вытесняют традиционные и материальные активы, такие как земля, труд и капитал. Интеллектуальная собственность действительно стала сегодня движущей силой, обеспечивающей здоровье экономики и общественное благосостояние [18]. В создавшейся ситуации модная индустрия, обладающая колоссальным творческим потенциалом, должна получить соответствующую правовую охрану. Если данная отрасль креативных индустрий не получит соответствующую правовую охрану и защиту, не сможет функционировать в общем контексте интеллектуальной собственности, то ее экономическая эффективность и рост будут ниже ожидаемых. Создателям модных показов нужны правовые механизмы защиты их имущественных и неимущественных прав: в противном случае они не смогут компенсировать свои издержки и монетизировать результаты своего творчества.
Обобщая сказанное выше, подчеркну, что модная индустрия является многомиллионным бизнесом, а модные показы — составляющим звеном данного бизнеса. Предоставление авторско-правовой охраны модному показу как сложному объекту позволит дизайнерам одежды и модным домам не опасаться плагиата или контрафакта, создавать модные шоу настолько креативными, насколько они могут себе это позволить, а модели получат возможность коммерциализировать свою деятельность. Модная индустрия является важным драйвером для ВВП многих стран, а значит, должная правовая охрана создаваемых в этой сфере объектов интеллектуальной собственности крайне необходима.
1 https://www.youtube.com/watch?time_continue=57&v=y3bVS4DLpuI&embeds_referring_euri=https%3A%2F%2Fmcmag.ru%2F&source_ve_path=MjM4NTE&feature=emb_title
作者简介
Ani Davtyan
Russian-Armenian University
编辑信件的主要联系方式.
Email: annie.davtian@lawsuit.am
ORCID iD: 0000-0001-6719-5218
Master of Law, Lecturer at the Civil Law and Civil Procedural Law Department; Managing Partner of the Lawsuit Law Firm
亚美尼亚, Yerevan参考
- Pravo intellektual‘noj sobstvennosti: uchebnik. T. 2 / pod red. L.A. Novoselovoy. M.: Statut, 2017. 365 s.
- Defile // Vikipediya [sajt]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B5_(%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B0) (data obrashcheniya: 29.01.2023).
- Emili Zak. Kratkaya istoriya modnyh pokazov // Vogue [sajt]. — URL: (data brashcheniya: 29.01.2023).
- Istoriya pokazov mod. Istoriya vysokoj mody. — URL: https://www.livemaster.ru/topic/3347854-article-istoriya-pokazov-mod-istoki-vysokoj-mody (data obrashcheniya: 21.05.2023).
- Cour de cassation, criminelle, Chambre criminelle, 5 février 2008, 07-81.387, Publié au bulletin // Legifrance [sajt] (data obrashcheniya: 29.01.2023).
- Hudoc [sajt]. — URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{%22itemid%22:[%22001-115845%22]} (data obrashcheniya: 29.01.2023).
- Vasilishina P. Modnyj pokaz kak ob”ekt avtorskogo prava. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41707829. 2020.
- Norowzian v Arks Ltd (No 2) [2000] EMLR 67; The Ukulele Orchestra of Great Britain v Erwin Clausen and another (t/a the United Kingdom Ukulele Orchestra) [2015] EWHC 1772 (IPEC); Banner Universal Motion Pictures Ltd v Endemol Shine Group Ltd [2017] EWHC 2600 (Ch); Green v Broadcasting Corp of New Zealand [1989] RPC 469, applied in Robin George Le Strange Meakin v British Broadcasting Corporation and others [2010] EWHC 2065 (Ch) paras 29–31 (Arnold J).
- Pravo intellektual‘noj sobstvennosti (uchebnik) T. 1 / pod red. L.A. Novoselovoy. M.: Statut, 2017. 510 s.
- Serebrovskij V.I. Voprosy sovetskogo avtorskogo prava. M.: Izd-vo AN SSSR, 1956. S. 32.
- Avtorskoe pravo v teatral‘nyh postanovkah // NRIS [sajt]. — URL: https://nris.ru/blog/avtorskoe-pravo-v-teatralnyh-postanovkah/ (data obrashcheniya: 30.01.2023).
- Vahitova Yu.I. Analiz slozhnogo ob“ekta intellektu- al‘nyh prav na primere teatral‘no-zrelishchnogo predstavleniya // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. 2015. No 2. S. 41–48.
- Neobychnyh modnyh pokazov. — URL: https://mcmag.ru/samye-neobychnye-modnye-pokazy/ (data obrashcheniya: 21.05.2023).
- Moncler Shuts Down Central Milan in a Fashion Week Spectacle to End All Fashion Week Spectacles. — URL: https://graziamagazine.com/articles/moncler-70th-anniversary-duomo-milan/ (data obrashcheniya: 21.05.2023).
- Bellu Hadid Odeli v “Zhidkoe” Plat’e Pryamo na Podiume. — URL: https://droider.ru/post/bellu-hadid-odeli-v-zhidkoe-plate-pryamo-na-podiume-03-10-2022/ (data obrashcheniya: 21.05.2023).
- Mezhdunarodnaya Konvenciya ob Ohrane Prav Ispolnitelej, Izgotovitelej Fonogramm i Veshchatel’nyh Organizacij (Rim, 26 oktyabrya 1961 g.). Tekst: elektronnyj // WIPO lex [sajt]. — URL: https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/rome/trt_rome_001ru.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2023).
- Kommentarij k chasti chetvertoj grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii. M.: ICCHP im. S.S. Alekseeva pri Prezidente RF, 2018. 928 s.
- Kamil Idris. Intellectual Property — A Power Tool for Economic Growth, 2003 g. — URL: http://www.wipo.int/about-wipo/en/dgo/wipo_pub_888/index_wipo_pub_888.html
补充文件
