Features of the legal status of the young scientist in the Russian Federation
- Authors: Asadov A.G.1
-
Affiliations:
- Lomonosov Moscow State University
- Issue: Vol 48, No 2 (2024)
- Pages: 47-61
- Section: Information. State. Human Rights
- URL: https://journal-vniispk.ru/2225-3475/article/view/279218
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.21712
- ID: 279218
Cite item
Full Text
Abstract
The attention of the state to young scientists as a category of citizens carrying out research in key areas of scientific and technological development of the Russian Federation is characterized, on the one hand, by a large number of state support instruments, and, on the other hand, by terminological uncertainty regarding the concept itself.
In the absence of a clear enshrinement in federal legislation, many approaches to the definition of young scientists have appeared in by-laws, which sometimes contradict each other. In preparation for the introduction of changes in the legislation on science in terms of defining the concept of this category of persons, the author makes an attempt to generalize the available material on the topic and formulates a number of his own proposals.
The key in the author’s approach is to consider the features of the legal status of a young scientist in the Russian Federation from the point of view of constitutional human rights. Sociological, historical and administrative aspects of the development of problems are additionally considered. The author, in the context of the complex nature of the concept of a young scientist, takes into account the development of public law regulation of youth policy on the one hand and scientific and educational policy on the other.
This article can be used as a reference and methodological material for legal researchers, representatives of federal executive and legislative authorities dealing with this issue, as well as a wide range of readers interested in youth and scientific and educational policy in the Russian Federation.
Full Text
Интерес к унификации подходов к терминологическому вопросу юности в науке сформировался в 2021 г., который в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 812 был объявлен Годом науки и технологий. Так, в феврале 2021 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым, на которой министр выступил с инициативой закрепления правового статуса молодого ученого в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [1], «как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности» (В.Н. Фальков, письмо от 20 февраля 2021 г. № МН-15/ВФ-374).
Президент Российской Федерации предложение поддержал резолюцией «Согласен», которая в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» была зарегистрирована Администрацией Президента Российской Федерации в качестве указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2021 г. № Пр-299. Первоначальный срок представления доклада — до 23 мая 2021 г., к настоящему моменту он продлевался несколько раз.
Таким образом, с момента, когда Президент Российской Федерации дал указание, прошло более двух лет, Год науки и технологий постепенно перетек в Десятилетие науки и технологий, но исполнение по нему все еще продолжается. Пытливый читатель, вероятно, задастся вопросом: в чем сложность исполнения поручения, ведь в административно-политическом плане «зеленый свет» горит на самом высоком уровне? Разберем вопрос поэтапно.
С точки зрения социологии как науки молодежь представляет собой «социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей» [2]. При этом социологический подход к определению возрастных рамок понятия, как правило, устанавливает верхний предел 30 лет [3, 4, 5].
Однако и сами социологи соглашаются с тем, что возрастной критерий не является универсальной основой для выделения молодежи как особой социальной группы и имеет достаточно условный характер: «так, сельская молодежь, по оценкам специалистов, имеет возрастные границы от 12–14 до 24–26 лет» [6].
В этой связи справедливо поставить вопрос, а с какой особенностью статуса молодого исследователя связаны особый режим правового регулирования, отдельные меры поддержки для данной категории и на какую цель направлены все эти действия со стороны государства?
Общепризнанный критерий возрастных границ в отношении понятия «молодой ученый» требует глубокого осмысления. Какими доводами руководствуются авторы подзаконных актов, в которых устанавливают ту или иную возрастную планку в 35, 39 или 40 лет?
Существует заслуживающая внимания гипотеза, что установление общей рамки в 35 лет и дополнительной рамки в 40 лет для докторов наук связано с «периодом профессиональной ротации в… социальной группе» [4, с. 9]. Другими словами, в связи с тем, что период получения докторской степени связан с необходимость прохождения всех этапов академического пути, «молодость» в среде докторов наук обоснованно определить периодом с 35 до 40 лет. Но тогда можно продолжить мысль дальше и предложить ввести категорию «молодых академиков» в возрасте до 70 лет и «молодых членов-корреспондентов» в возрасте до 60 лет, благо постепенно средний возраст в Российской академии наук постепенно «молодеет» [7]. Но очевидно, что данный подход, кроме декларирования отношения разницы одной возрастной группы к другой внутри той или иной категории лиц, иного функционального смысла не несет.
Уделим некоторое внимание экскурсу в историю теоретических и правовых основ государственной молодежной политики в целом. Здесь трудно не упомянуть работу, проведенную И.М. Ильинским, одним из ведущих отечественных исследователей публично-правовых аспектов молодежной проблематики советского периода. Совместно с коллективом правоведов, социологов, философов и других специалистов в период 1986–1991 гг. И.М. Ильинский разработал теоретические и правовые основы концепции государственной молодежной политики СССР, которые легли в основу Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 [8]. Несмотря на то что указанный акт утратил силу вместе с распадом СССР в декабре 1991 г., его влияние на окончательное оформление государственной молодежной политики в самостоятельную отрасль публично-правового регулирования в России и странах СНГ трудно переоценить.
В современной России, несмотря на тщательную теоретическую и правовую проработку вопроса, нормативный правовой акт по теме государственной молодежной политики практически три десятилетия ждал своего часа, не находя поддержки в лице глав государства. Так, в 1999 г. Б.Н. Ельцин наложил вето на законопроект «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Через 10 лет, в 2009 г., не усмотрел целесообразности в подобном законе и Д.А. Медведев: «Набор принципов, которыми будет руководствоваться государство в этой сфере, нам не нужен на законодательном уровне — у нас есть стратегия. Это другой документ» [9].
В итоге спустя еще одно десятилетие, в декабре 2020 г., был принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 № 489-ФЗ, занявший место своего советского предшественника, которым было установлено, что «молодежь, молодые граждане — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации». При этом в ч. 3 ст. 6 упоминается, что при определении мер поддержки отдельным категориям молодых граждан может быть установлен иной максимальный возраст, но не менее 35 лет.
Стоит упомянуть, что период публично-правовых дискуссий на тему государственной молодежной политики в три десятка лет между двумя «молодежными» законами на региональном уровне ознаменовался довольно активным законотворчеством [10, 11, 12, 13]. Как справедливо отметил В.В. Егоров: «Сложилась своеобразная, нелогичная правовая ситуация, когда субъекты федерации опередили в законодательстве федеральный центр» [14].
В части второго составного элемента рассматриваемого понятия любопытно отметить, что «лексема “ученый” может выступать как существительным, так и прилагательным» [15]. В Российской империи понятие «ученый» появилось во второй половине XIX в. [16]. В 1862 г. в соответствии с высочайше утвержденным мнением Государственного совета к ученым возможно было отнести: лицо, обладающее ученой степенью доктора, магистра или кандидата, либо действительного студента университета Российской империи; лицо, окончившее курс в педагогическом институте; лицо, приобретшее известность своими трудами [17]. Н.Н. Зипунникова справедливо отметила, что правовой статус ученых в Российской империи наряду с исследовательской (преподавательской) компонентой складывался и из отношения к государевой службе (включение в систему классных чинов) [17, с. 36]. Отдельного упоминания именно «молодых ученых» в этот период найти не удалось.
В СССР первые доступные в правовых системах упоминания «молодых ученых» датируются 1929 г. в Постановлении Совета народных комиссаров (СНК СССР) от 31 декабря 1929 г. «О стипендиях при Комитете по химизации народного хозяйства Союза ССР для молодых ученых-химиков», в котором, как следует из наименования, им устанавливалась отдельная стипендия [18]. Также словосочетание «молодые ученые» встречается в Уставе Академии наук СССР: «Академия наук ведет систематическую работу по повышению квалификации научных кадров Союза ССР путем организации соответствующих циклов лекций и докладов и предоставления молодым ученым мест в своих учреждениях для практических занятий и усовершенствования знаний» [19].
Вместе с тем уже в 1962 году в Постановлении ЦК КПСС встречается понятие «молодые научные работники»: «…признать необходимым сосредоточить основное внимание молодых научных работников и аспирантов на выполнении научных исследований» [20], а также в иных актах того периода [21].
В дальнейшем в Постановлении Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 257 «Об учреждении медалей с премиями для студентов высших учебных заведений и молодых ученых за лучшие научные работы» снова вернулись к предыдущему понятию. Первым абзацем II раздела Положения о советах молодых ученых (специалистов) научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, научных подразделений вузов, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР), Минвуза СССР, ЦК ВЛКСМ от 16.04.1973 № 118-323а-66/2, было установлено, что работа советов молодых ученых ведется среди ученых или дипломированных специалистов в возрасте до 33 лет [22]. Вместе с тем спустя некоторое время в п. 1 Положения о советах молодых ученых и специалистов, утвержденного Постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, ГКНТ СССР, Президиума АН СССР, Гособразования СССР от 21 июня 1988 г. № 45/13а-195-114-158, было указано, что советы молодых ученых и специалистов организуют содержательную работу, координируют деятельность с молодыми учеными и специалистами, имеющими высшее и среднее специальное образование, в возрасте до 35 лет [23].
По своему конституционно-правовому смыслу правовой статус молодого исследователя является частным проявлением прав человека. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания». Таким образом, научная деятельность является частной разновидностью творчества. Также в соответствии со ст. 71 Основного закона установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного научно-технологического развития Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации. Полномочия по обеспечению проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области науки в соответствии с подп. «в», «в.1» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации закреплены за Правительством Российской Федерации, в том числе обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала. Полномочия в установленной сфере деятельности в структуре Правительства Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России [24].
Остановимся подробнее на понятии правового статуса молодого ученого. Под правовым статусом в целом С.С. Алексеев понимает «фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством» [25]. При этом при рассмотрении понятия правового статуса молодого ученого необходимо оговориться, что он является частью более общего понятия — правового статуса ученого, а тот, в свою очередь, еще более общего понятия — правового статуса личности.
Говоря о последнем, отмечу, что в настоящее время в науке сложилось несколько подходов к определению правового статуса личности. Первый из них — узкий подход — рассматривает правовой статус личности как совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством [26]. Данный подход нашел свое отражение в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части правового статуса научного работника [27]. Второй подход — более расширительный — к упомянутым элементам прикладывает дополнительные элементы правового статуса: правоспособность, гарантии, законные интересы и прочее [28]. Данный подход нашел свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в части правового статуса педагогических работников [29]. Некоторые авторы расширительное толкование правового статуса отождествляют с понятием правового положения [30].
По мнению автора этой статьи, для определения правового статуса молодого ученого необходимо использовать именно расширительный подход в связи с тем, что в многочисленных подзаконных актах по теме можно выделить закономерности, позволяющие определить элементы правового статуса помимо прав и обязанностей, пролить свет на структуру и состояние правового регулирования. Кроме того, в упомянутом выше письме министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова от 20 февраля 2021 г. № МН-15/ВФ-374, которое поддержал президент Российской Федерации, предлагается закрепить понятие правового статуса молодого ученого именно «как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности», что свидетельствует о том, что руководитель профильного федерального органа исполнительной власти также разделяет расширительный подход.
Сам правовой статус в теории права подразделяется на общий, специальный и индивидуальный [31]. Согласимся с точкой зрения, согласно которой с понятием «ученый» ввиду наличия кроме базовых прав и обязанностей дополнительных элементов (например, привилегий в виде грантов) ассоцииируется специальный правовой статус, компонентами которого являются права, обязанности, законные интересы, ограничения, запреты, ответственность и правовые преимущества [15, с. 25]. Другим примером специального правового статуса (без проведения иных параллелей) могут служить женщины-осужденные [32]. Государство обеспечивает специальный правовой статус молодых ученых путем предоставления им социальных и правовых преимуществ, создания режима благоприятствования при занятии исследовательской деятельностью.
Говоря о правах и обязанностях молодых ученых, наверное, справедливо будет признать, что между правовым статусом личности в целом и правовым статусом ученых (то есть научных работников в понимании Закона о науке) необходимо выделить дополнительное звено — назовем его условно «исследователи». Это лица, которые, реализуя свои конституционно-правовые гарантии на свободу творчества, занимаются наукой, но не обязательно являются при этом научными работниками. Это более общая категория, внутри которой можно выделить научных работников, права и обязанности которых закреплены Законом о науке.
Таким образом, так называемая матрешка понятий от общего к специальному будет выглядеть следующим образом: правовой статус личности — правой статус исследователя — правовой статус ученого — правовой статус молодого ученого. При этом режим благоприятствования со стороны государства увеличивается с нарастанием специализации в указанных категориях, что вполне объяснимо.
Среди общей массы граждан исследователи являются группой лиц, занимающихся социально полезным трудом, потенциально представляющим интерес со стороны государства. При этом, несмотря на конституционно-правовые гарантии, исследователи без «прописки» в научных или образовательных организациях незаслуженно обделены вниманием в части мер поддержки и иных гарантий. Хотя примеры исследователей-любителей, которые сделали вклад в науку, не будучи профессиональными учеными, известны и не единичны: русский и советский виолончелист, а по совместительству астроном-любитель Андрей Борисяк, в 1901 г. открывший в созвездии Персея первую Новую звезду XX в. [33]; Марджори Райс, домохозяйка из американского штата Флорида, известная своими открытиями четырех ранее неизвестных классов пятиугольных мозаик в 1976-1977 гг. [34]; Леонид Сикорук, советский и российский режиссер, в 1973 г. организовавший Клуб любителей телескопостроения имени Д.Д. Максутова и ставший инициатором начала промышленного производства телескопов ТАЛ на Новосибирском приборостроительном заводе [35] и многие другие.
Отдельное внимание со стороны руководства страны в отношении граждан, не являющихся профессиональными исследователями, но увлеченных наукой, можно зафиксировать в развитии «научного волонтерства» (явления, известного также как «гражданская наука», или «citizen science»). Так, в 2022 г. Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Ассоциацией волонтерских центров и Общероссийской общественно-государственной просветительской организацией «Российское общество “Знание”» утвердить и реализовать комплекс мер, направленных на содействие развитию научного волонтерства, в том числе на привлечение детей и молодежи к участию в сборе и анализе научных данных [36]. Также научное волонтерство стало одной из инициатив Плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2022 г. № 2036-р. В соответствии с п. 3 этого плана к 2025 г. в Российской Федерации количество научно-исследовательских проектов, реализуемых с привлечением волонтеров, увеличится до 120, а общее количество научных волонтеров достигнет отметки 120 тыс. человек [37].
Вместе с тем указанные примеры внимания к молодым ученым-волонтерам вряд ли можно считать достаточными. Сам по себе феномен научного волонтерства, по мнению автора, направлен, с одной стороны, на раннюю профориентацию молодежи и вовлечение в науку, а с другой — на осуществление помощи профессиональным ученым в проведении исследований. А категория ученых-любителей, осуществляющих свои проекты в рамках данной инициативы, субъектности не приобретает.
Как указывают А.А. Васильев и Ю.В. Печатнова, понятие «ученый» носит доктринальный характер. Они ссылаются в обоснование своих доводов на модельный закон СНГ «О статусе ученого и научного работника» [38]. Оговорюсь, что автор данной статьи с учетом предложенной ранее методологии рассматривает понятия «ученый» и «научный работник» как тождественные. Правовой статус, а равно с ним права и обязанности ученых (научных работников) закрепляет прежде всего Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В нем законодательно выделяется общее понятие субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, и сфера регулирования указанного закона связывается с отношениями между указанными субъектами, органами государственной власти, потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.
Глава II Закона именуется «Субъекты научной и(или) научно-технической деятельности». В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанная деятельность осуществляется физическими и юридическими лицами, если подобное предусмотрено учредительными документами. В ч. 2 указанной статьи закреплены гарантии, права и свободы субъектов научной и(или) научно-технической деятельности: свобода творчества, включая право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; защита от недобросовестной конкуренции; право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности; свобода доступа к научной и научно-технической информации (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны); гарантия подготовки кадров для научных организаций и финансирования проектов, выполняемых по государственным заказам (последнее больше относится к юридическим лицам). Обоснованно предположить, что, за исключением последних двух пунктов, остальные являются элементами правового статуса физического лица как субъекта научной и(или) научно-технической деятельности.
Далее законодатель конкретизирует понятие упомянутого физического лица как субъекта научной и(или) научно-технической деятельности. В соответствии со ст. 4 «научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью». Отмечу, что в контексте рассматриваемой работы (ввиду предложенной выше методологии) отождествление научных работников и исследователей в Законе автор считает методически не вполне целесообразным.
В соответствии с указанной статьей Закона о науке ученые имеют право: на научную номенклатуру (2-й абз. п. 1 ст. 4); на соискание ученой степени и публичную защиту (п. 2 ст. 4); на присвоение ученых званий (там же); на подтверждающий документ (диплом, аттестат), а также на его перевод на иностранный язык (там же). Также выделяются категории «специалист научной организации (инженерно-технический работник)» и «работник сферы научного обслуживания», которые законодатель, очевидно, относит к физическим лицам — субъектам научной и(или) научно-технической деятельности. Все они также по смыслу их описания связаны трудовыми отношениями с научной или приравненной к ней организацией. Кроме того, в ст. 6 перечислены иные права научных работников: право на признание автором научных результатов и подачу заявок на результат интеллектуальной деятельности (РИД); право на получение доходов от реализации указанных результатов; право на объективную оценку деятельности и получение соответствующих вознаграждений; право на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники; право на подачу заявок на участие в научных мероприятиях; право на участие в конкурсах на финансирование научных исследований; право на подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве; право на доступ к информации о научных и научно-технических результатах (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны); право на публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов; право на мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую среду; право на дополнительное профессиональное образование. Также в п. 8 ст. 4 закреплено право научных работников на заключение договоров о совместной научной и (или) научно-технической деятельности, а в п. 9 ст. 4 — право научных работников на создание на добровольной основе общественных объединений (в том числе научных, научно-технических и научно-просветительских обществ, общественных академий наук).
Вместе с тем ряд исследователей отмечают, что не все права ученых закреплены в указанном законе. В частности, отсутствуют нормы, закрепляющие право на материальное вознаграждение за создание научного продукта в рамках грантового проекта [39].
Дополнительные права для ученых можно найти в Трудовом кодексе Российской Федерации. В частности, ст. 173.1 ТК РФ предусматривает право на предоставление дополнительного отпуска по месту работы продолжительностью три и шесть месяцев с сохранением среднего заработка для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук соответственно. Вместе с тем стоит отметить, что порядок получения указанного отпуска, предусмотренный Правилами предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, делает его крайне труднореализуемым в связи с необходимостью уведомления о намерении реализовать свое право на предоставление отпуска в письменной форме не позднее чем за один год до предполагаемой даты начала отпуска [40].
По мнению автора, перечисленные выше права могут быть сгруппированы следующим образом:
Обязанности научных работников закреплены в п.7 ст. 4 и представляют собой: соблюдение прав и свобод человека при осуществлении научной, научно-технической деятельности и (или) экспериментальных разработок; объективное осуществление экспертизы представленных им научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
Дополнительно следует выделить категорию научно-педагогических работников, трудоустроенных в образовательных организациях высшего образования и организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» научно-педагогические работники являются специальным видом научных работников, на которых помимо прав и обязанностей, установленных перечисленными выше нормами Закона о науке, распространяются дополнительные права и обязанности, связанные в основном с особенностями взаимодействия с образовательной организацией [29, ст. 50].
Состояние правового регулирования именно для молодых ученых характеризуется тем, что фактически осуществляется на уровне подзаконных актов. В самих подзаконных актах права молодых ученых могут быть поделены на две категории — отдельно поименованные элементы правового статуса и те, которые выводятся из толкования текста положений подзаконных актов.
Начнем с государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Предоставление молодым ученым социальных выплат на приобретение (строительство) жилья является одним из способов эффективного решения задач государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в жилищной и жилищно-коммунальной сфере [41]. Приложением № 2 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее — Приложение № 2), устанавливается порядок предоставления ГЖС молодым ученым.
В п. 1(1) Приложения № 2 дан вариант понятия «молодой ученый», используемый для целей рассматриваемого документа. Им может быть гражданин Российской Федерации, имеющий ученую степень и в совокупности не менее пяти лет работающий: 1) в должности научного работника в научной организации (учредитель которой — Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти); 2) в должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования (учредитель которой — Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти). При этом устанавливается предельный возраст 35 лет для кандидатов наук и 40 лет для докторов наук.
Дополнительно п. 7 Приложения № 2 устанавливает ряд критериев отнесения к категории молодого ученого, претендующего на получение ГЖС: а) признание организацией-работодателем лица нуждающимся в получении социальной выплаты; б) однократность реализации права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты.
Таким образом, в рамках данной меры поддержки в качестве обязательного критерия отнесения к категории молодого ученого выделяется наличие ученой степени.
Одновременно с этим обратимся к распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В нем к понятию «молодой ученый» помимо названных выше категорий отнесены аспиранты в возрасте до 30 лет. Следовательно судьба аспирантов в части отнесения к понятию «молодой ученый» трактуется в различных подзаконных актах по-разному.
Следующим элементом правового статуса молодых ученых следует выделить создание условий для преодоления так называемых административных барьеров. В этом ключе стоит рассматривать проводимую с 2019 г. Минобрнауки России программу по созданию «молодежных лабораторий» в рамках национального проекта «Наука и университеты». С 2019 г. было создано более 700 молодежных лабораторий в научных организациях и вузах. К 2024 г. их планируют создать 900 [42]. Основное условие — руководитель лаборатории и две трети ее состава должны быть не старше 39 лет.
Внимательный читатель может задаться вопросом: «А почему 39 лет? Чаще всего фигурирует 35 лет, а отдельных случаях 40 лет…». Причины, по которым выбран указанный возрастной предел, в данном случае кажутся вполне объяснимыми. Дело в том, что в паспорте национального проекта «Наука и университеты» одним из показателей эффективности самого национального проекта является показатель «Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей». В этой связи и мера поддержки, реализуемая в рамках нацпроекта, логично направлена на улучшение данного показателя.
А вот почему в паспорте национального проекта сформулирован именно такой показатель — вопрос более интересный. Вероятнее всего, причина банальная. Основными требованиями к показателям эффективности национальных проектов являются их безусловная счетность, регулярная обновляемость и понятность источника информации. А по счастливому стечению обстоятельств Росстат считает с 2010 г. «численность исследователей по возрастным группам по Российской Федерации» в диапазонах: до 29 лет (включительно), с 30 до 39 лет, с 40 до 49 лет и так далее [43]. В этой связи впору выделять в качестве одной из причин терминологического плюрализма в подходах к понятию «молодой ученый» в России особенности методологического осуществления сбора статистических данных в Российской Федерации.
Некоторые исследователи отдельно в качестве характеристики статуса выделяют такой критерий, как отношение к военной службе [44]. Прежде всего речь идет об отсрочке от призыва на срочную военную службу, предусмотренной положениями п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Вместе с тем в условиях ведения специальной военной операции и объявленной 21 сентября 2022 г. частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 закономерно поставить вопрос о правовом статусе молодых ученых применительно к призыву на военную службу по мобилизации.
Основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации установлены Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Вместе с тем есть и иные источники. Так, в тексте самого Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 подобный правовой иммунитет был предоставлен гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, на период работы в этих организациях (п. 9) [45]. Через несколько дней вышел Указ Президента Российской Федерации, посвященный вопросам предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации [46]. В нем постановляется, что отсрочка предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения в образовательных и научных организациях по программам среднего профессионального, высшего образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Дополнительно были упомянуты организации, расположенные на территориях инновационных научно-технологических центров, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также на официальном сайте Минобороны России была опубликована информация о том, что принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих в сферах IT-технологий, организации связи, средств массовой информации и финансов [47]. Отличительной особенностью данного решения является то, что никаким актом Минобороны России оно не закреплено и нигде, кроме новости на официальном сайте ведомства, не зафиксировано. Вместе с тем на основании данного заявления начинают появляться акты иных ведомств, позволяющие конкретизировать те или иные положения данного заявления [48].
Таким образом, «молодые ученые» как категория в итоге не фигурировали ни в одном из вышеупомянутых сюжетов, несмотря на активность законодателей в данном направлении [49, 50]. Все потому, что указанная активность не была вознаграждена результатом. Позиция профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне по всем законопроектам по теме заключалась в том, что «наличие у гражданина ученой степени не тождественно его непосредственному участию в научных исследованиях, техническом проектировании, в развитии науки, техники, в организации и обеспечении образовательного процесса».
Сложившаяся ситуация с отсутствием у молодых ученых отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, по мнению автора, требует повторного рассмотрения со стороны государства по следующим причинам:
- молодые ученые — наиболее мобильная категория граждан, для которых в подавляющем количестве стран действуют упрощенные правила въезда, получения вида на жительство и грантового финансирования;
- молодые ученые, как правило, не имеют боевого опыта и должной подготовки;
- для того чтобы Российская Федерации воспитала кандидата наук, требуется минимум 9-10 лет, при этом порог входа в категорию «IT-специалисты», на которых распространяется отсрочка от призыва в рамках частичной мобилизации, составляет всего 1-2 года).
Также представляется обоснованным довод, указанный в пояснительной записке к законопроекту № 259823-8, о том, что лиц мужского пола в возрасте до 60 лет, обладающих учеными степенями, в России около 135 тыс. человек, что при мобилизационном резерве в 30 млн не оказывает существенного влияния на обороноспособность страны.
Вместе с тем в отрицательных заключениях комитетов на эти законопроекты, как упоминалось выше, используется довод, что отсрочка предоставляется среди прочих оснований лицам, занимающимся определенным видом деятельности. А среди лиц, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук, большое количество тех, кто не занимается профессионально научной или педагогической деятельностью.
Если не уходить в рассуждения о том, что обладатель ученой степени уже сам по себе является ценным для страны кадром вне зависимости от того, занимается ли он в настоящий момент наукой или нет, то можно просто выделить из общего количества обладателей ученых степеней тех, кто подходил бы под вышеназванные критерии.
В тексте приведенной выше пояснительной записки нет ссылки на источник информации, но методом подбора, основанным на данных Росстата, находящихся в открытом доступе, можно сделать вывод, что авторы законопроекта используют информацию Всероссийской переписи населения 2020 г. [51]. Потому что при сложении данных из табл. 2 тома 3 — «Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу» (столбцы D, E; строки 19–22) по возрастным группам 20–29 лет, 30–39 лет, 40–49 лет, 50–59 лет получается 115 158 человек (4486 + 37 314 + 44 121 + 29 237 человек соответственно) и 19 690 человек (804 + 4270 + 6879 + 7737 человек соответственно), что в сумме образует 134 848 человек (в пояснительной записке к законопроекту № 259823-8 говорится о значении «порядка 135 тыс. человек»). При этом отметим, что соотношение женщин к мужчинам в этом же диапазоне практически соизмеримое: кандидатов и докторов наук среди женщин в возрасте до 60 лет — 139 702, а «остепененных» мужчин — 134 848 (соотношение 51% к 49%). Нам это понадобится ниже по тексту.
Вместе с тем Всероссийская перепись населения — это не единственный источник информации о научных кадрах в арсенале Федеральной государственной службы статистики. Если обратиться к разделу «Официальная статистика» в категории «Наука, инновации и технологии», то мы найдем множество различной информации по теме [43].
При этом, перед тем как обратиться к статистическим данным, необходимо предварительно ознакомиться с документом «Понятия и определения (Наука)». Из него мы выясняем, что Росстат оперирует термином «исследователи», понимая под ним «работников, профессионально занимающихся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющих создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют законченное высшее образование». Тут стоит оговориться, что в рамках данной статьи происходит терминологическое совпадение понятий «исследователь»: первое, которое предложено автором статьи, и второе, которое используется Росстатом. В этой связи, для избежания путаницы у читателя, исследователи в понимании Росстата в тексте выделены курсивом.
Также необходимо оговориться, что Росстат не приводит данные по субъектам малого предпринимательства, а затрагивает только юридические лица, имеющие ОКВЭД2 Ок 029-2014 (КДЕС Ред. 2) научные исследования и разработки (код 72) (основной или дополнительный); образование высшее (код 85.22); подготовка кадров высшей квалификации (код 85.23), что дает некоторую погрешность к нашим итоговым выводам, но ввиду того, что даже указанным методом затрагивается подавляющее большинство исследователей, автор считает что погрешность находится в допустимых пределах.
Итак, открываем форму «Численность исследователей (по областям науки; по возрастным группам; по ученым степеням; по субъектам Российской Федерации) (с 2010 г.)» и находим раздел «Численность исследователей по возрастным группам по Российской Федерации». Берем значения за 2021 г., складываем необходимые графы (столбцы X, Y, строки 9–12) и получаем 6976 докторов наук в возрасте до 60 лет (14 + 516 + 2474 + 3972 человек соответственно) и 50 787 кандидатов наук в возрасте до 60 лет (1462 + 19683 + 18113 + 11 529 человек соответственно), что в сумме образует 57 763 человека. Вместе с тем в данной форме отсутствует деление по полу, поэтому достоверно из нее понять, сколько из 57 763 исследователей, обладающих ученой степенью в возрасте до 60 лет, — мужчины, не представляется возможным. Однако выше из данных Всероссийской переписи населения за 2020 г. мы установили, что в этом возрастном диапазоне соотношение женщин и мужчин 51% к 49% соответственно. Поэтому считаем обоснованным экстраполировать это соотношение на данную выборку, поскольку все признаки сходны, кроме занятости в сфере исследований и разработок к моменту проведения исследования. Итого получим 28 304 мужчин — кандидатов и докторов наук в возрасте до 60 лет, занятых в сфере исследований и разработок.
Данная методика исчисления вполне соотносится с позицией, используемой профильным комитетом Госдумы Российской Федерации по обороне, о том, что помимо ученой степени необходим элемент связи лиц с определенным видом деятельности, из чего можно сделать вывод, что указанная категория лиц вполне может быть освобождена от призыва на военную службу по частичной мобилизации путем внесения изменений в Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
В этой связи в целях полноценного оформления правового статуса молодого ученого как совокупности прав, обязанностей и гарантий его деятельности автор статьи считает целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в части освобождения от призыва на военную службу по частичной мобилизации исследователей мужского пола, обладающих ученой степенью, в возрасте до 60 лет.
About the authors
Ali G. Asadov
Lomonosov Moscow State University
Author for correspondence.
Email: asadov04@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-3779-0295
Postgraduate student of the Higher School of State Audit (Faculty)
Russian Federation, MoscowReferences
- Vstrecha s Ministrom nauki i vysshego obrazovaniya Valeriem Fal’kovym // Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/65110 (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Chuprov V.I. Molodyozh’ // Sociologicheskij slovar’ / Otv. red. G.V. Osipov, L.N. Moskvichev, uch. sekr. Chernoshchek O.E. M.: Norma; Infra-M, 2010.
- Filippov F.R. Molodezh‘ // Rossijskaya sociologicheskaya enciklopediya. M., 1998.
- Gorshkov M.K., SHeregi F.E. Molodyozh‘ v Rossii v zerkale sociologii. K itogam mnogoletnih issledovanij. M.: FNISC RAN, 2020.
- Osipova N.G., Elishev S.O. Molodyozh‘ v sisteme social‘no-gumanitarnyh nauk. M.: Perspektiva, 2022.
- Plugar‘ O.A., Plugar‘ O.A., Kononova T.M., Goreva O.M. Molodezh‘ kak social‘naya gruppa: opredelenie, social‘no-demograficheskie harakteristiki i perspektivnye napravleniya issledovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2-2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22074 (data obrashhenija: 01.07.2023).
- “Ob”yavleny rezul’taty vyborov novyh chlenov RAN. Akademiya dolzhna nemnogo pomolodet’” // Rossijskaya Gazeta. — URL: https://rg.ru/2022/06/02/obiavleny-rezultaty-vyborov-ran.html (data obrashhenija: 02.07.2023).
- Il’inskij I.M. Eshche raz ob istorii razrabotki teoreticheskih i pravovyh osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v SSSR, podgotovke i prinyatii Zakona o molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016. No 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-ob-istorii-razrabotki-teoreticheskih-i-pravovyh-osnov-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-sssr-podgotovke-i-prinyatii-zakona (data obrashhenija: 12.07.2023).
- Zaklyuchitel’noe slovo na zasedanii Gosudarstvennogo soveta o molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii // Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii. — URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/deliberations/4833 (data obrashhenija: 13.07.2023).
- Zakon o molodezhi Respubliki Komi: prinyat GS RK 27 fevralya 1997 g. // Respublika. 1997. № 66 (8 aprelya).
- Zakon o molodezhi Ryazanskoj oblasti: prinyat Ryazanskoj oblastnoj dumoj 27 maya 1998 g. // Ryazanskie vedomosti. 1998. No 138 (2 iyulya).
- Zakon o molodezhi CHelyabinskoj oblasti: prinyat Postanovleniem Zakonodatel’nogo sobraniya Chelyabinskoj oblasti ot 24 avgusta 2006 g. No 234 // Yuzhnoural’skaya panorama. 2006. No 185 (19 sentyabrya).
- Zakon o molodezhi g. Moskvy: prinyat 30 sentyabrya 2009 g. No 39 // Vedomosti Moskovskoj gorodskoj dumy. 2009. No 11 (29 dekabrya).
- Egorov V.V. Evolyuciya otechestvennogo zakonodatel’stva o molodezhi // Vestnik RUK. 2021. No 2 (44). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-otechestvennogo-zakonodatelstva-o-molodezhi (data obrashhenija: 13.07.2023).
- Baranova M.V., Rep’ev A.G., Rep’eva A.M. Pravovoj status uchenogo v Rossijskoj Federacii: yuridiko-lingvisticheskij aspekt // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2022. No 4 (60). S. 22–27.
- Soboleva E.V. Organizaciya nauki v poreformennoj Rossii. M., 1983.
- Zipunnikova N.N. Pravovoj status uchenogo v Rossijskoj imperii (osobennosti formirovaniya klyuchevyh komponentov) // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. No 2 (14). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-uchenogo-v-rossiyskoy-imperii-osobennosti-formirovaniya-klyuchevyh-komponentov (data obrashhenija: 03.07.2023).
- Postanovlenie SNK SSSR ot 31.12.1929 “O stipendiyah pri Komitete po himizacii narodnogo hozyajstva Soyuza SSR dlya molodyh uchenyh-himikov” // SPS “Konsul’tant Plyus”.
- Postanovlenie SNK SSSR ot 23.11.1935 “Ustav Akademii Nauk Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik”, p. 7 // SPS “Konsul’tant Plyus”.
- Postanovlenie CK KPSS, Sovmina SSSR ot 12.05.1962 No 441 (red. ot 10.08.1990) “O merah po dal’nejshemu uluchsheniyu podbora i podgotovki nauchnyh kadrov”, p. 7 // SPS “Konsul’tant Plyus”.
- Postanovlenie CK KPSS, Sovmina SSSR ot 26.07.1963 No 840 “O merah po uluchsheniyu deyatel’nosti Ministerstva sel’skogo hozyajstva SSSR i Vsesoyuznoj akademii sel’skohozyajstvennyh nauk imeni V.I. Lenina”, p. 12 // SPS “Konsul’tant Plyus”.
- Postanovlenie GKNT SSSR, Minvuza SSSR, CK VLKSM ot 16.04.1973 No 118-323a-66/2 “Ob utverzhdenii polozhenij o sovetah molodyh specialistov” // SPS “Konsul’tant Plyus”.
- Postanovleniem Sekretariata CK VLKSM, GKNT SSSR, Prezidiuma AN SSSR, Gosobrazovaniya SSSR ot 21.06.1988 No 45/13a-195-114-158 “Ob utverzhdenii Polozheniya o sovetah molodyh uchenyh i specialistov”.
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 15.06.2018 No 682 (red. ot 26.01.2023) “Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii”.
- Alekseev S.S. Pravo. Azbuka. Teoriya. Filosofiya. Opyt kompleksnogo issledovaniya. M., 1998.
- Prava cheloveka: Uch. / otv. red. E.A. Lukasheva. M.: Norma, 2009.
- Federal’nyj zakon ot 23 avgusta 1996 g. No 127-FZ “O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike”.
- Obshchaya teoriya prav cheloveka / otv. red. E.A. Lukasheva. M.: Norma, 1996.
- Federal’nyj zakon “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” ot 29 dekabrya 2012 g. No 273-FZ.
- Vitruk N.V. Obshchaya teoriya pravovogo polozheniya lichnosti. M.: Norma, 2008.
- Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost’. Saratov, 1987.
- Rep’ev A.G., Rep’eva A.M. Pravovye preimushchestva kak element special’nogo pravovogo statusa zhenshchiny-osuzhdennoj // Ugolovno-ispolnitel’noe pravo. 2015. No 4. S. 24–29.
- Andrej Alekseevich Borisyak // Vikipediya. Svobodnaya enciklopediya. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Борисяк,_Андрей_Алексеевич (data obrashhenija: 03.07.2023).
- Mardzhori Rajs // Vikipediya. Svobodnaya enciklopediya. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Райс,_Марджори (data obrashhenija: 03.07.2023).
- Leonid Leonidovich Sikoruk // Vikipediya. Svobodnaya enciklopediya. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сикорук,_Леонид_Леонидович (data obrashhenija: 03.07.2023).
- Perechen’ poruchenij Prezidenta Rossijskoj Federacii po itogam sovmestnogo zasedaniya Gossoveta i Soveta po nauke i obrazovaniyu No Pr-290 ot 10 fevralya 2022 g. // Oficial’nyj sajt Prezidenta Rossii. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/67752 (data obrashhenija: 03.07.2023).
- Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 25 iyulya 2022 g. No 2036-r ob utverzhdenii Plana provedeniya v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya nauki i tekhnologij.
- Vasil’ev A.A., Pechatnova Yu.V. Pravovoe polozhenie uchenogo v Rossii i za rubezhom // Upravlenie naukoj i naukometriya. 2021. No 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-uchenogo-v-rossii-i-za-rubezhom (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Puchkova M.V. Status uchenyh kak sub”ektov grantovyh pravootnoshenij v Rossijskoj Federacii. Ponyatie, struktura, problemy pravovogo regulirovaniya // Zakon i pravo. 2019. No 8. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-uchenyh-kak-subektov-grantovyh-pravootnosheniy-v-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-struktura-problemy-pravovogo-regulirovaniya (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 5 maya 2014 g. No 409 “Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya otpuska licam, dopushchennym k soiskaniyu uchenoj stepeni kandidata nauk ili doktora nauk”.
- Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii “Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil’em i kommunal’nymi uslugami grazhdan Rossijskoj Federacii”, utv. Postanovleniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 30.12.2017 No 1710.
- Nacional’nye proekty Rossii. — URL: https://национальныепроекты.рф/opportunities/zanyatsya-issledovaniyami-v-molodezhnoy-laboratorii (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Nauka, innovacii i tekhnologii Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. — URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Gutnikov O.V. Pravovoj status molodyh uchenyh i nauchnyh rabotnikov, vyshedshih na pensiyu // Zhurnal rossijskogo prava. 2007. No 7 (127). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-molodyh-uchenyh-i-nauchnyh-rabotnikov-vyshedshih-na-pensiyu (data obrashhenija: 06.07.2023).
- Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii “Ob ob”yavlenii chastichnoj mobilizacii v Rossijskoj Federacii” ot 21 sentyabrya 2022 g. No 647.
- Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii “O predostavlenii otsrochki ot prizyva na voennuyu sluzhbu po mobilizacii” ot 24 sentyabrya 2022 g. No 664.
- Dlya obespecheniya raboty otdel’nyh vysokotekhnologicheskih otraslej, a takzhe finansovoj sistemy Rossijskoj Federacii prinyato reshenie o neprivlechenii na voennuyu sluzhbu v ramkah chastichnoj mobilizacii grazhdan s vysshim obrazovaniem po sootvetstvuyushchim special’nostyam i napravleniyam podgotovki // Oficial’nyj sajt Minoborony Rossii/. — URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12439143@egNews (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Prikaz Mincifry Rossii ot 26 sentyabrya 2022 g. “O rekomendovannom perechne prioritetnyh special’nostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaniya dlya obespecheniya osnovnyh potrebnostej akkreditovannyh organizacij, osushchestvlyayushchih deyatel’nost’ v oblasti informacionnyh tekhnologij, i operatorov svyazi v kvalificirovannyh kadrah”.
- Zakonoproekt No 259823-8 “O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon “O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii” v chasti osvobozhdeniya grazhdan ot prizyva na voennuyu sluzhbu po chastichnoj mobilizacii i predostavlenii otsrochek ot prizyva na voennuyu sluzhbu”. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/259823-8 (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Zakonoproekt No 220935-8 “O vnesenii izmeneniya v stat’yu 17 Federal’nogo zakona “O mobilizacionnoj podgotovke i mobilizacii v Rossijskoj Federacii” (v chasti osvobozhdeniya ot mobilizacii grazhdan, imeyushchih uchenuyu stepen’ doktora nauk ili kandidata nauk)”. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/220935-8 (data obrashhenija: 25.07.2023).
- Vserossijskaya perepis’ naseleniya 2020 g. T. 3 “Obrazovanie”, Tabl. 2. Naselenie, imeyushchee uchenye stepeni, po vozrastnym gruppam i polu // Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. — URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (data obrashhenija: 25.07.2023).
Supplementary files
