Legal regulation of interaction between the state and civil society institutions: strengthening traditional values
- Authors: Tsvetkova N.B.1
-
Affiliations:
- Institute of Social and Political Research of the Federal Research Sociological Center
- Issue: Vol 48, No 2 (2024)
- Pages: 62-68
- Section: Information. State. Human Rights
- URL: https://journal-vniispk.ru/2225-3475/article/view/279219
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.21713
- ID: 279219
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes changes new to theory and practice in the field of legal regulation of interaction between the state and civil society institutions, which are associated with the development of digital technologies and the use of artificial intelligence in the field of public administration. The phenomenon of digitalization is investigated in the context of the development of legal regulation. The main aspects of the digital technologies legal regulation and the using of artificial intelligence (AI) in the field of public administration and the development of civil society in Russia and other countries are described. The existing challenges and risks of using digital technologies in the field of public administration are considered.
Full Text
Введение
Россия последовательно входит в новый цивилизационный уклад. Сегодня информационные технологии и научные разработки, созданные научным сообществом страны, могут способствовать консолидации российского общества.
Одна из основных задач государства — это укрепление общественного суверенитета, обеспечение прав и свобод граждан страны [1]. Консолидация российского общества — одна из важнейших стратегических задач в новых геополитических условиях. Современные эволюционные процессы накладывают отпечаток на изменение курса внешне- и внутриполитической деятельности России в условиях санкций со стороны западных стран. Актуальной проблемой сегодня является достижение технологического суверенитета России.
В результате процессов глобальной турбулентности, выраженных в радикальных конфликтных событиях политического, экономического и культурного плана, возникла необходимость в усилении роли правовых институтов при формировании новых механизмов взаимодействия государства и гражданского общества.
Цифровая трансформация — это процесс, требующий разностороннего изучения, включая изучение законодательной и нормативно-правовой базы. К числу новых исследовательских проблем можно отнести формирование новой отрасли права — цифрового права. Формируются исследовательские подходы, основанные на правовых отношениях, которые возникают в процессе использования цифровой виртуальной коммуникации субъектов права.
Гражданское общество — это сложная система взаимоотношений, исследованием которой в современной науке занимаются представители различных областей обществознания: права, социологии, политологии и др.
Осмысление структурных изменений в обществе стало одним из главных предметов философии права. В этом процессе особое место занимает философское учение Гегеля, в котором право выступает как закон и находит свое применение в системе отношений гражданского общества, при этом гражданское общество «встроено» в органический процесс общественной жизни. Гегель рассматривал общество как «связующее звено между семьей и государством» [2].
Изменение правового регулирования необходимо для организации эффективного государственного управления в условиях развития глобальных производственных и финансовых рынков. В современных условиях общественный контроль становится действенным элементом функционирования гражданского общества. Как показывают результаты последних исследований, существует необходимость в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы, которая еще в полной мере не освоена субъектами общественного контроля. Обязательным условием эффективного функционирования общественного контроля является согласование интересов (приоритетов) государства и гражданского общества.
В процессе цифровой трансформации важно сохранить традиционные ценности, так как они являются основой общества. Данным вопросам правового регулирования было уделено особое внимание на XXXII Международной научно-практической конференции «Медиаправо — 2023», которая состоялась в НИУ «Высшая школа экономики» 7 декабря 2023 г.
Государственное регулирование взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества в России
К национальным интересам России относятся разностороннее укрепление российской государственности и повышение благосостояния граждан. В процессе консолидации общества интересы различных социальных слоев, групп могут расходиться с общенациональными интересами государства, может наблюдаться их несбалансированность между собой. В связи с этим в новою редакцию Конституции РФ были внесены необходимые изменения [3]. Так, в п. «е.1», «е.2» ст. 114 говорится, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций (НКО), обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики, взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями, осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности [4].
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 394-ФЗ от 8 декабря 2020 г. «О Государственном Совете Российской Федерации» для выполнения своих задач Государственный Совет РФ взаимодействует с Правительством РФ, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, консультативными и совещательными органами при Президенте Российской Федерации, организациями и институтами гражданского общества [5].
9 ноября 2022 г. был подписан Указ Президента РФ № 809 «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей» [6], где дано точное определение этого понятия. Данный Указ является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, закрепляет основы, систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения следующих документов:
При внедрении современных технологий особое место занимает проблема обеспечения безопасности граждан РФ и институтов гражданского общества. К вызовам и угрозам, существующим в цифровой среде на данном этапе, относятся: посягательства на кибербезопасность, нарушение защиты персональных данных, кибератаки на промышленные объекты, киберпреступность, кибернасилие, создание дипфейк-видео в интернете и социальных сетях, подмена ТВ- и радиоконтента, размещение дезинформации в социальных сетях, на цифровых платформах, взлом информационных баз данных граждан РФ и промышленных объектов. Кроме того, необходимо контролировать соблюдение этических принципов применения искусственного интеллекта (ИИ) [10].
При изучении основных изменений в области государственного регулирования институтов гражданского общества в цифровой среде стоит обратить внимание на следующие направления: 1) правовое регулирование деятельности цифровых платформ; 2) цифровые платформы как работодатели, соблюдение трудового законодательства цифровыми платформами и их сотрудниками; 3) правовое регулирование социальных сетей и мобильных приложений; 4) правовой статус государственных медиа и частных СМИ; 5) регулирование рекламного рынка и интернет-контента; 6) место и роль медиа в избирательной системе; 7) регулирование цифровых платформ как инструмента для онлайн-голосования; 8) правовое регулирование использования акустической (речевой) информации; 9) регулирование авторизации и аутентификации цифровых устройств на информационных ресурсах; 10) правовое регулирование использования персональных данных; 11) искусственный интеллект и авторское право; 12) права на аккаунт (учетную запись) на цифровых платформах и др.
Таким образом, современное российское общество способно участвовать в управлении делами государства, формируя государственные органы, выступая с инициативами и изложением общественного мнения, участвуя в голосованиях, проведении общественной экспертизы законов и т.д.
Государственное регулирование технологий искусственного интеллекта как мировой тренд
Новая реальность в условиях экономических санкций диктует новые условия. Стали более востребованы удаленные сервисы, в повседневную жизнь внедряются технологии искусственного интеллекта, которые ускоряют процесс получения обратной связи при решении актуальных социальных проблем. В России в настоящее время ведется обсуждение проекта Информационного, или Цифрового, кодекса для регулирования IT-сферы, облачных сервисов, технологий ИИ, в том числе синтетического контента, создаваемого при помощи ИИ.
Наметились следующие основные тренды в сфере государственного регулирования ИИ и цифровых технологий в России и мире: 1) аутентификация контента и отслеживание его происхождения; 2) маркировка синтетического контента, созданного искусственным интеллектом; 3) обнаружение синтетического контента; 4) предотвращение создания генеративным ИИ материалов с пропагандой насилия или создания интимных изображений реальных людей без их согласия; 5) применение программного обеспечения для тестирования, используемого для указанных выше целей; 6) аудит и поддержание синтетического контента, 7) аудит цифровых платформ; 8) аудит баз персональных данных и предоставление результатов проверки в государственные органы; 9) борьба с дезинформацией на цифровых платформах и в социальных сетях.
В России в области права активно обсуждаются следующие проблемы, связанные с применением цифровых технологий [11]:
- авторские права на творческие продукты, созданные с применением генеративных нейросетей и иных технологий ИИ;
- защита человека от опасностей роботизации;
- право на использование информационных технологий и отказ от них;
- право на коммуникацию человека с человеком без использования ИИ;
- нравственные и правовые принципы создания программного кода для управления социальными сетями и другими информационными ресурсами;
- ИИ как исполнитель функций надзора, контроля, «правосудия»;
- право человека не подвергаться суду или принуждению со стороны ИИ.
Рассматривая основные изменения государственного регулирования институтов гражданского общества на Евразийском континенте, стоит отметить, что азиатские страны, демонстрируя впечатляющие примеры прогресса, сохраняют свою самобытность, берегут традиции. В докладе Всемирной ассоциации журналистов за 2022 г. «Развитие средств массовой информации Китая» отмечено, что новые технологии способствовали преобразованию и инновационному развитию страны. Наметились следующие тенденции: развитие новых инновационных технологий, использование медиаплатформ, цифровая передача данных, видеотехнологии высокой четкости, 5G и ИИ. Главные тенденции в индустрии новостных СМИ Китая — омнимедиа и коммуникация на основе платформ [12].
Стоит упомянуть важную правовую норму, принятую в Китае в 2017 г., — первый общегосударственный закон о кибербезопасности, регулирующий отношения, связанные с персональными данными. Согласно этому закону, для информационных систем вводится пятиуровневая градация по степени влияния на безопасность государства. Такая градация позволяет более полно контролировать функционирование информационного пространства. Подобный подход дает возможность регулировать информационные системы, проводить аудит цифровых ресурсов, которые хранят и обрабатывают важную для государства информацию. Другой важной нормой является регулирование трансграничной передачи информации. По этой причине многие транснациональные компании были вынуждены перенести хранение информации о китайских пользователях своих услуг в дата-центры, расположенные на территории Китая. Правительство Китая пошло по пути централизации регулирования отношений, связанных со сбором и обработкой персональных данных своих граждан.
В 2021 г. Ассоциация служб сетевого вещания Китая опубликовала список тем, по которым пользователям нельзя публиковать материалы в интернете, что является изменениями государственного регулирования в цифровой среде. Под запретом оказались информационные материалы, наносящие ущерб имиджу страны: оскорбление флага, герба и гимна. В социальных сетях нельзя публиковать видеоролики и материалы, высмеивающие правительство страны и оскорбляющие национальную культуру, язык и религию.
Если говорить о мировой практике, то стоит упомянуть, что 25 августа 2023 г. официально вступил в силу европейский Закон о цифровых услугах (Digital Services Act — DSA) [13]. Он обязывает технологических гигантов Google, Facebook, Amazon и другие компании соблюдать строгие нормы, налагая на них ответственность за размещаемый пользователями контент. Данный закон преследует три конкретные цели:
Кроме того, в ЕС действует Кодекс практики в отношении дезинформации [14]. Он содержит 44 обязательства и 128 конкретных мер в следующих областях:
Вывод
Цифровые технологии способны влиять на процесс социальной консолидации общества, позволяют создавать новые способы взаимодействия государства и институтов гражданского общества, стимулировать участие институтов гражданского общества в общественных процессах, создавать новые формы общественного контроля.
В связи с нарастающими процессами интеграции целесообразно способствовать созданию новых механизмов правового регулирования взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества, которые позволят координировать действия различных органов. Необходимо развивать и трансформировать цифровые платформы в целях поиска и предоставления необходимых возможностей для повышения качества жизни граждан. С помощью цифровых технологий государство может создать систему защиты граждан от опасных товаров и незаконного интернет-контента, обеспечив возможность сообщать о незаконном контенте, собирать информацию о некачественных товарах, контрафактной продукции, путем введения обязательных, удобных для пользователя систем маркировки. Цифровые технологии предоставляют возможность отслеживать и блокировать экстремистские высказывания, разжигающие межнациональную ненависть, создавать новые формы общественного контроля, привлекая для этого некоммерческие и неправительственные организации, религиозные объединения и необходимых экспертов.
Система права как эффективный общественный регулятор, способна выделить новую категорию правоотношений, которые имеют цифровую природу, что свидетельствует о высоком уровне прогресса цивилизации. Существует необходимость модернизации правовых подходов к регулированию общественных отношений, которые составляют фундамент для дальнейшего общественного развития.
В цифровой среде граждане могут выбирать разные способы получения информации. Различные источники цифровой информации можно увязывать по времени, территории и способу передачи данных, соотносить с существующими социальными потребностями.
Традиционные способы взаимодействия институтов гражданского общества и государства можно модернизировать при помощи цифровых технологий. Стратегия омниканальности предполагает постоянное отслеживание предпочтений и потребностей граждан. Особую важность приобретают систематизация информации и защита персональных данных, например информация о IP-адресах, стране, регионе, городе проживания. Для этого государству необходимо разрабатывать специальные средства защиты данных, технические средства и алгоритмы распознавания опасного манипулятивного контента, политической рекламы и дезинформации [15]. Стоит уделить внимание регулированию деятельности в цифровой среде с использованием механизмов рыночного регулирования, функционированию конкурентных рынков. Важно устранить разрыв между принятыми правовыми нормами и сложившейся социальной практикой. Необходимо выработать единые правовые подходы для использования различных интернет-ресурсов и цифровых платформ в условиях цифрового и технологического суверенитета России [16].
На основе изучения и обобщения общемировой практики модернизации и функционирования системы государственного регулирования институтов гражданского общества можно сделать вывод, что система государственного управления усложняется, повышается роль общественного контроля, к которому предъявляются новые требования.
Общество призвано взаимодействовать с государством через общественные институты, а разработанный конституционно-правовой и организационный механизм такого взаимодействия должен обеспечивать стабильность политического режима [17]. Целесообразно способствовать совершенствованию российского законодательства для создания и использования цифровых технологий, позволяющих эффективно осуществлять общественный контроль и участие институтов гражданского общества в общественных процессах. Это позволит эффективно применять социальные инновации, поддерживать гражданские инициативы и развитие гражданского общества в РФ. Государственными и общественными институтами должны быть совместно предприняты усилия для поиска конструктивных путей разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в обществе, где люди имеют разнонаправленные интересы [18].
About the authors
Natalia B. Tsvetkova
Institute of Social and Political Research of the Federal Research Sociological Center
Author for correspondence.
Email: tsvetoknb@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6584-2397
postgraduate student
Russian Federation, MoscowReferences
- Vystuplenie Prezidenta Rossii V.V. Putina na bolshoy press-konferentsii, 14.12.2023 // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii. — URL: (data obrascheniya: 02.02.2024).
- Gegel G.F. Filosofiya prava. M., 1990.
- Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyta vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // Ofitsalnyi internet-portal pravovoy informatsii. — URL: (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- O Pravitel’stve Rossiyskoy Federatsii: FKZ No 4-FKZ ot 06.11.2020 // Rossiyskaya Gazeta, federalny vypusk, ot 09.11.2020.
- O Gosudarstvennom Sovete Rossiyskoy Federatsii: Federl’nyi zakon No 394-FZ ot 8.12.2020 // Rossiyskaya Gazeta, federalny vypusk, No 280 (8334) ot 11.12.2020.
- Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 No 809 “Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu traditsionnyh rossiyskih duhovno-nravstvennyh tsennostey” // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii. — URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502. (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- Ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 No 646 “Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoi Federatsii” // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii, 05.12.2023. — URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/41460 (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 No 203 “O Strategii razvitiya informatsionnogo obschestva v Rossiyskoi Federatsii na 2017–2030” // Ofitsalnyi internet-portal pravovoy informatsii. — URL://http:publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 No 474 “O natsionalnyh tselyah razvitiya Rossiyskoi Federatsii na period do 2030 goda” // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii. — URL://http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (data obrashcheniya:02.02.2024).
- Kodeks etiki v sfere II ot 26.10.2021 // Rossiyskaya gazeta, federalny vypusk, 26.10.2021. — URL: https://rg.ru/2021/10/26/v-rossii-podpisan-kodeks-etiki-iskusstvennogo-intellekta.html (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- Fedotov M.A. Rol’ iskusstvennogo intellekta v sfere intellektual’noy sobstvennosti: sotsial’no-pravovye problem tvorchestva // Trudy po intellektual’noy sobstvennosti. 2023. T. 47, No 4. S. 68–83.
- Baturin Y.M. Fenomen omnimedia (na primere kitayskoy gazety People’s Daily) // Trudy po intellektual’noy sobstvennosti. 2022. T. 43, No 4. S. 8–14.
- Zakon o tsifrovyh uslugah: EC zapuskayet bazy dannyh prozrachnosti. — URL: https://www.eureporter.co/politics/european-commission/2023/09/28/digital-services-act-commission-launches-transparency-database/ (data obrashcheniya: 02.02.2024).
- Kodex po dezinformatsii EC. — URL: (data obrashcheniya: 16.01.2024).
- Federl’nyi zakon ot 27.07.2006 No 149-FZ “Ob informatsii, informatsionnyh tahnologiyah i o zashcite informatsii” // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii. — URL: (data obrashcheniya: 16.01.2024).
- Federl’nyi zakon ot 01.07.2021 No 236- FZ “O deyatel’nosti inostrannyh lits v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti Internet na territorii Rossiyskoi Federatsii” // Ofitsalnyi internet-portal Prezidenta Rossii. — URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/46991 (data obrashcheniya: 16.01.2024).
- Marchenko M.N. Pravovoe gosudarstvo I grazhdanskoe obschestvo. М., 2022
- Avak’yan S.A. Grazhdanskoe obschestvo kak garantiya politicheskogo dialoga I protivodeystviya extremizmu: kluchevye konstitutsionno-pravovye problemy. M.: Ustitsinform, 2015.
Supplementary files
