Registration and protection of rights to scientific discoveries
- Authors: Omorov R.O.1
-
Affiliations:
- Institute of Mechanical Engineering and Automation of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
- Issue: Vol 45, No 2 (2023)
- Pages: 25-31
- Section: Intellectual Property Rights
- URL: https://journal-vniispk.ru/2225-3475/article/view/288474
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2023.17369
- ID: 288474
Cite item
Full Text
Abstract
The article, prepared on the basis of the author’s report presented at the III International Scientific and Practical Conference “AVTOR/AUTHOR-2023”, in Moscow on the basis of the UNESCO Department of the National Research University Higher School of Economics, discusses issues related to registration and rights to scientific discoveries. Although the Convention Establishing the World Intellectual Property Organization (WIPO), concluded at Stockholm on July 14, 1967, states that scientific discoveries are among the subject matter of intellectual property [Article 2 [viii] subparagraph (4)], the issue of registration and legal protection of scientific discoveries is still open. As WIPO defines, scientific discoveries cannot be attributed to either copyright or patent law. But obviously, scientific discoveries objectively exist and they are very important for the scientific knowledge of nature and society. Therefore, it is necessary to investigate the history of the issue, various approaches in terms of the legal protection of scientific discoveries. Based on the analysis of the history of the issue and existing approaches to its solution, in terms of registration and legal protection of scientific discoveries, the author’s concept of protection of scientific discoveries is proposed.
Full Text
Как известно [1, 2], интеллектуальная собственность это закрепленные законом права на результаты интеллектуальной деятельности в научной, промышленной, литературной и художественной областях. В Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и заключенной в Стокгольме 14 июля 1967 г. [3], перечислены виды объектов интеллектуальной собственности; в частности, подп. 4 к ним отнесены также «научные открытия». Но несмотря на включение этой основополагающей международной Конвенцией научных открытий в перечень объектов интеллектуальной собственности, до сих пор вопросы регистрации и правовой охраны научных открытий не решены как на национальном, так и на международном уровне.
ИСТОРИЯ РЕГИСТРАЦИИ И ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ
Определение понятия «научное открытие» приведено в электронной энциклопедии Википедия: «Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Лежит в основе научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство. Результат творческой (эвристической) деятельности». Аналогичное определение дано и в не вступившем в силу Женевском договоре по международной регистрации научных открытий (1978), где научные открытия определяются как «признание явлений, свойств или законов материальной Вселенной, непризнанных ранее и поддающихся проверке» [1, с. 4].
Научные открытия тесно связаны с изобретениями, но не являются таковыми. Также очевидно, что революционные, значимые изобретения возможны только на базе использования знаний о новых явлениях, свойствах и закономерностях материального мира. Как сказано в аннотации к замечательному энциклопедическому изданию [4], «история изобретений и открытий изначально связана с большой наукой выживания человека сначала в суровых условиях дикой природы, а затем в не менее жестоких условиях цивилизации. Толчком к новым открытиям, стимулом для изобретений становились и жесткая конкуренция, и коммерческая выгода, и социальный заказ, и альтруистическое желание облагодельствовать человечество».
В процессе развития человеческой цивилизации было сделано огромное количество открытий и изобретений [4], которые никем не охранялись и не регистрировались, и только в Средние века нашей эры появились первые национальные законодательные акты по охране интеллектуальной собственности: по охране изобретений («Парте Венециане», 1474 г.), по охране авторских прав («Статут королевы Анны», 1609 г.), а первые международные договоры в области интеллектуальной собственности, прежде всего по изобретениям и авторским правам, были заключены во второй половине XIX в. (Парижская конвенция, 1883 г.; Бернская конвенция, 1886 г.). Но что касается научных открытий, как отмечено выше, до настоящего времени нет действующих международных договоров и известных национальных законов для широкого применения [5, 6].
Ученые многих стран понимали важность охраны научных открытий. Так, на международном уровне этот вопрос был поставлен на Лондонском конгрессе Международной литературной и художественной ассоциации в 1879 г. В результате длительных дискуссий под эгидой ВОИС при активном участии СССР был разработан и принят 3 марта 1978 г. Женевский договор о международной регистрации научных открытий, который не вступил в силу до настоящего времени, хотя определенный национальный опыт в мире существовал.
До учреждения государственной экспертизы и регистрации открытий в СССР научные открытия охранялись нормами авторского права на литературные произведения, которые не предусматривали экспертизу достоверности открытия и установления авторского и государственного приоритета.
После образования в 1955 г. Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (далее — Комитет) [6] его целью было определено руководство внедрением в народное хозяйство изобретений и открытий. Соответствующее Положение определило диплом как охранный документ, выдаваемый автору открытия. Первое открытие в СССР было зарегистрировано 26 июня 1957 г. с приоритетом от 15 марта 1947 г. Для законодательного регулирования охраны изобретений и открытий было принято Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 584 от 21 августа 1973 г.
За этот период вплоть до распада СССР в 1991 г. было зарегистрировано более 400 открытий, а количество поданных заявок превысило 12 тыс. [7, 8]. Как отмечено в [7, с. 38], ежегодно в экспертный орган Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР поступало (очевидно, это было в 1980-е годы) более тысячи заявок на предполагаемые открытия, из них принимались к рассмотрению около 150–200 заявок, т.е. 15–20 % из числа поданных. В итоге в Государственный реестр открытий ежегодно вносилось в среднем 10–17 признанных открытий, или примерно 5–10 % рассмотренных, т.е. экспертиза советской системы открытий была достаточно строгой. Остальные заявки были отклонены ввиду несоответствия понятию «научное открытие». К примеру, в Киргизской ССР за время существования советской системы регистрации и охраны научных открытий было учтено одно открытие академиком НАН КР П.И. Чаловым в соавторстве с В.В. Чердынцевым «Явление естественного деления урана-234 и урана-238», зарегистрированное 24.07.1975 [9, с. 143].
СИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ
Во времена существования СССР системы регистрации и охраны авторских прав на научные открытия действовали только в СССР, Чехословацкой Социалистической Республике, Народной Республике Болгарии и Монгольской Народной Республике [7, с. 27]. Другие страны — члены СЭВ приняли рекомендации о введении у себя такой системы.
В СССР система регистрации и охраны научных открытий была осуществлена на базе Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Инструкции о вознаграждениях за открытия, изобретения и рационализаторские предложения, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г. и введенных в действие с 1 мая 1959 г. [7]. Впоследствии «право на открытие» было закреплено в Основах гражданского законодательства от 8 декабря 1961 г. [7], а система была усовершенствована в Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденном 21 августа 1973 г. Эта система экспертизы и государственной регистрации научных открытий имела целью [7, с. 33]:
- подтверждение достоверности и мировой новизны научных положений, заявленных в качестве открытий, путем проведения государственной экспертизы предполагаемых открытий и установления действительных авторов открытий;
- установление государственного и авторского приоритета, имеющего важное значение не только для авторов открытий, но и для престижа Советского государства, для истории науки и техники;
- моральное и материальное стимулирование авторов открытий, содействие в решении научных проблем и повышении эффективности труда ученых;
- государственный учет и информацию о достоверных научных открытиях в целях их всестороннего использования в науке и технике, в том числе информацию об открытиях, на чьей основе создаются изобретения, которые помимо широкого использования в СССР могут быть запатентованы и проданы по лицензиям за границей.
Система экспертизы и регистрации научных открытий в СССР была в определенной мере аналогична системе экспертизы и регистрации изобретений, в особенности по процедурным вопросам. Так, подавалась заявка на открытие в Государственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ) автором (соавторами), его наследниками или организацией, которой это поручено автором.
Заявка содержала следующие документы:
- заявление (по форме) о выдаче автору (соавторам) диплома на открытие либо заявление о выдаче дипломов авторам и свидетельства на имя организации, в которой сделано открытие в связи с выполнением служебного задания;
- описание предполагаемого открытия с обоснованием его достоверности (теоретические и экспериментальные доказательства), значения для науки и народного хозяйства, документальное подтверждение приоритета открытия и его признания. В конце описания излагалась формула открытия, т.е. раскрывалась его сущность;
- материалы, иллюстрирующие открытие (необходимые схемы, рисунки, чертежи и т.п.), заключения Ученого совета и других компетентных организаций о достоверности и значимости заявляемого открытия, а также справка о возможных изобретениях, сделанных на основе открытия, и данных об их эффективном использовании.
К материалам заявки прилагалась справка (по форме) о творческом участии в проделанной работе каждого из соавторов открытия.
Порядок проведения научной экспертизы заявок на открытие определялся соответствующим Положением об экспертизе, утвержденным Советом Министров СССР, а также Инструкцией о порядке проведения научной экспертизы заявок на открытия и составления по ним заключений в научных учреждениях, утвержденной Комитетом и Президиумом АН СССР.
Далее в случае признания заявки открытием Комитет утверждал формулу открытия, дату приоритета и проводил регистрацию открытия в Государственном реестре открытий СССР. Затем о зарегистрированном открытии сообщалось в официальном бюллетене Комитета, а также в академических журналах, печатных изданиях и по радио.
Если в течение года со дня официального опубликования информации о зарегистрированном открытии или со дня его внесения в Государственный реестр открытий СССР (когда публикация не производилась) регистрация не была оспорена, Комитет выдавал автору (соавторам) диплом на открытие и установленное вознаграждение, а организации, где было сделано служебное открытие, — соответствующее свидетельство. Диплом на открытие удостоверял признание открытия, его приоритет, авторство, право на вознаграждение и другие права и льготы, предусмотренные законодательством страны. Также в Положении об открытиях был изложен порядок оформления заявок на секретные открытия и использования открытий в науке и народном хозяйстве. Таким образом, если сравнить советскую государственную систему охраны научных открытий с существующей в настоящее время системой правовой охраны изобретений во многих странах мира, то ее можно отнести к проверочной системе охраны с экспертизой на новизну и применимость. Хотя новизна предполагалась мировая, признание, очевидно, — только территориальное, в пределах СССР или других стран по договорам. Объем предоставляемых прав на зарегистрированные открытия был также достаточно ограниченным, определяемым Положением об открытиях и удостоверяемым дипломом.
После распада СССР нормы об охране научных открытий содержатся только в гл. 38 ГК Украины «Право интеллектуальной собственности на научные открытия». В ч. 4 ГК РФ, содержащей исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, научные открытия отсутствуют (п. 1 ст. 1225 ГК РФ), и их запрещено относить к объектам авторского права (п. 5 ст. 1259 ГК РФ) и патентного права (п. 5 ст. 1350 ГК РФ). В то же время в США научные открытия по-прежнему подлежат правовой охране. Отношения, связанные с научными открытиями, регулируются нормами патентного права (параграфы 100, 101 Закона США «О патентах»).
Вместо системы государственной регистрации была создана используемая учеными стран СНГ общественная система регистрации открытий, предложенная Российской академией естественных наук (РАЕН) [сайт <raen.info>]. При Президиуме РАЕН существует Международная академия авторов научных открытий и изобретений (далее МААНОиИ), которая на основе Положения о научных открытиях, научных идеях, научных гипотезах, утвержденного Президиумом РАЕН [<raen.info>], проводит экспертизу заявок на открытия, выдает дипломы и свидетельства, подтверждающие признание научного положения открытием. Более того, по данным этого официального сайта, РАЕН «впервые в мире начала проводить регистрацию открытий в области общественных и гуманитарных наук. Наряду с этим осуществляется регистрация научных идей и научных гипотез, являющих собой этапы становления нового знания». Во многом состав документов заявки и процедуры рассмотрения и экспертизы аналогичны системе, существовавшей в СССР, с некоторыми различиями касательно расширения объектов рассмотрения, дополненных научными идеями и научными гипотезами, а также областей общественных и гуманитарных наук. При этом существенным отличием этой системы регистрации от советской системы является то, что финансирование затрат на экспертизу и делопроизводство осуществляется за счет авторов заявок, так называемым организационным взносом, который по известной автору этих строк информации составляет немалую сумму, ее размер устанавливается Президиумом МААНОиИ. Но в Положении (п. 4.3) предусмотрено, что в отдельных случаях по решению Президиума МААНОиИ экспертиза заявки может быть проведена за счет средств МААНОиИ без ограничения сроков рассмотрения заявки. Хотя здесь заявителю не раскрыто, какие это случаи и когда экспертиза частично или полностью освобождается от организационного взноса. Этой системой МААНОиИ пользуются многие ученые в СНГ; к примеру, по этой системе зарегистрированы четыре научных открытия ученых Национальной академии наук Кыргызской Республики, одно из которых — в области общественных и гуманитарных наук. Таким образом, предложенная система регистрации научных открытий является локальной и общественной, осуществляемой научным сообществом под руководством РАЕН и имеющей определенный материальный интерес. При этом известно [1–3], что научные идеи и гипотезы по определению не относятся к объектам интеллектуальной собственности, а регистрация и охрана открытий в области общественных и гуманитарных наук не велась даже в СССР [10], прежде всего по критериям достоверности и установления приоритета.
Таким образом, в условиях прямых противоречий предложенной РАЕН общественной системы регистрации научных открытий нормам действующего законодательства сохранялись актуальность и необходимость регулирования этих вопросов. На это указывают и принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ в 2010 г. Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств — участников СНГ (в ст. 6 научные открытия отнесены к объектам интеллектуальной собственности, гл. 4 «Право интеллектуальной собственности на научное открытие») и Модельный закон СНГ «Об охране прав на научные открытия» [11, ст. 6, гл. 4; 12].
Как отмечалось выше, в соответствии с нормами международного права научные открытия были отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Согласно Конвенции, учреждающей ВОИС [п. (viii), ст. 2], интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся в том числе к научным открытиям. Поскольку данная Конвенция ратифицирована и ее участниками являются все государства — участники СНГ и государства — члены ЕАЭС, а ссылки на нее содержатся еще более чем в 20 международных договорах, также ратифицированных национальными законами в этих странах, данная норма международного права признается действующей.
Большая организаторская и научно-практическая работа по воссозданию государственной системы регистрации и охраны научных открытий ведется с 2008 г. по инициативе академика РАН Н.П. Лаверова (который в ту пору был вице-президентом РАН и председателем Наблюдательного совета Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), а ранее — Председателем ГКНТ СССР — заместителем Председателя Совета Министров СССР). В целях урегулирования существующей правовой коллизии в 2011–2012 гг. в РНИИИС по госзаказу Росстандарта был разработан первый национальный стандарт в этой области — ГОСТ Р 55384-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные открытия», который вступил в действие с 1 июля 2014 г. [сайт <protect.gost.ru>]. Этот первый шаг на пути воссоздания государственной системы определения понятия «научное открытие», закрепления, использования и защиты прав на научные открытия также указывает на целесообразность разработки предложений и проектов нормативных правовых актов, конкретизирующих порядок правовой охраны и использования прав на научные открытия. На основе этого национального стандарта введена система регистрации научных открытий.
Следует согласиться с авторами — разработчиками стандарта, что институт правовой охраны научных открытий должен выполнять важную роль по проверке достоверности крупнейших научных достижений фундаментальной науки. Создание такого правового института позволит закрепить авторство и приоритет в отношении научных открытий и тем самым значительно усилить моральную и материальную заинтересованность авторов в условиях создания инновационной экономики. Создание единой унифицированной системы выявления и учета научных открытий, их правовой охраны и защиты прав на них позволит оперативно информировать общество о современных научных достижениях, повысить мотивацию ученых на дальнейшее творчество, а также послужит решению задач социально-экономического развития государств — участников СНГ и государств — членов ЕАЭС для разработки направлений и программ развития науки и техники на основе научных открытий [13].
С учетом успешного опыта применения на территории Российской Федерации этого национального стандарта, неоднократно отмеченного представителями национальных органов власти и бизнес-сообщества, в том числе в рамках проведения IX–XII международных форумов «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» (2017–2020 гг., Москва) и V Международного форума «Антиконтрафакт-2017» (14–16 сентября 2017 г., Бишкек, Киргизия), в итоговых документах форумов отмечена актуальность данного стандарта и поддержана инициатива по разработке на этой основе и принятии установленным порядком межгосударственного стандарта «Интеллектуальная собственность. Научные открытия» для государств — участников СНГ и государств — членов ЕАЭС. В дальнейшем в 2020-2021 гг. в рамках Программы межгосударственной стандартизации в РНИИИС были разработаны проекты шести межгосударственных стандартов в области интеллектуальной собственности, в том числе проект ГОСТа «Интеллектуальная собственность. Научные открытия», который в настоящее время проходит межгосударственные процедуры принятия и утверждения (см. официальный сайт Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ https://easc.by/informatsionnye-resursy/standartizatsiya).
ПРЕДЛАГАЕМАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ
Как определено в Конвенции, учредившей ВОИС [1, с. 4], научные открытия отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Поэтому в построении системы регистрации и охраны научных открытий необходимо максимально ориентироваться на положения о правовой охране других объектов интеллектуальной собственности. При этом следует отметить, что идеи и гипотезы не входят в перечень видов объектов интеллектуальной собственности [1–3].
Предлагаемая Концепция системы регистрации и охраны научных открытий может включать следующие принципиальные положения:
- на научные открытия не предоставлять исключительные имущественные права, а ограничивать их только личными и неимущественными правами с предоставлением стимулирующих единовременных материальных вознаграждений и сбалансированных социальных льгот;
- при патентовании объектов, созданных на основе научных открытий, заявитель в материалах заявки обязан раскрыть происхождение научных открытий, а также указать источник доведения научных открытий до всеобщего сведения;
- научные открытия, ставшие общедоступными и зарегистрированные как научные открытия, включаются в уровень техники при экспертизе патентуемых объектов интеллектуальной собственности;
- правовая охрана научных знаний в объеме, указанном в п. 1, 2, 3, должна быть обеспечена мировой новизной, бессрочностью охраны, ограничена территорией регистрации и должна носить абсолютный характер по отношению ко всем третьим лицам;
- для целей региональной правовой охраны в рамках СНГ и ЕАЭС в объеме п. 1, 2, 3 необходимо заключить межправительственное соглашение или рамочную Конвенцию по регистрации и правовой охране научных открытий;
- для международной правовой охраны в объеме п. 1, 2, 3 требуется заключить Международный договор в рамках ВОИС на базе усовершенствованного Женевского договора по международной регистрации научных открытий (1978 г.).
Вопросы правовой охраны научных открытий актуальны во многих странах и на международном уровне, поскольку научные открытия очень важны для научного познания природы и общества. На основе анализа истории и существующих подходов к решению вопроса правовой охраны научных открытий в контексте широкого рассмотрения прав на объекты интеллектуальной собственности предложена авторская концепция охраны научных открытий [14], которая требует экспертного обсуждения научной общественностью.
About the authors
Roman O. Omorov
Institute of Mechanical Engineering and Automation of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
Author for correspondence.
Email: romano_ip@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-3555-1323
Head of the Laboratory, Coordinator for Intellectual Property, Doctor of Technical Sciences, Professor, Corresponding Member of the NAS KR
Kyrgyzstan, BishkekReferences
- Vvedenie v intellektual’nuyu sobstvennost’. Zheneva: VOIS, 1998. 652 s.
- Omorov R.O., Roman A. Vvedenie v intellektual’nuyu sobstvennost’ v Kyrgyzskoj Respublike: 2-e. izd. Bishkek: Ilim, 2016. 388 s.; 3-e izd. Bishkek: Ilim, 2020. 414 s.
- Vseobshchaya istoriya izobretenij i otkrytij. M.: Eksmo, 2011. 544 s.
- Galofaeva M.A. Deponirovanie nauchny’kh otkry’tiy: Istoricheskiy obzor. Pravo intellektual`noj sobstvennosti. 2011. No 2. S. 20-21.
- Popova O.P., Kandibor P.I. Pravovoe regulirovanie nauchny’kh otkry’tiy // Intellektual`naya sobstvennost` v innovacionnom razvitii regiona, materialy` regional`noj nauchno-prakticheskoj konferencii 29.04.2016. Habarovsk, 2016. S. 71–78.
- Konyushaya Yu.P. Otkrytiya sovetskih uchenyh. Ch. 1: Fiziko-tekhnicheskie nauki / Predislovie I.S. Nayashkova: 3-e izd., dop. M.: Izd-vo MGU, 1988. 478 s.
- Konyushaya Yu.P. Otkrytiya sovetskih uchenyh. Ch. 2: Himiko-tekhnologicheskie i biologicheskie nauki: 3-e izd., dop. M.: Izd-vo MGU, 1988. 385 s.
- XX vek: Akademicheskaya nauka Kyrgyzstana. V dvuh knigah. Kn. 1: Dejstvitel’nye chleny (akademiki) Nacional’noj akademii nauk / Pod red. Zh.Zh. Zheenbaeva. NAN KR. Bishkek: Ilim, 2000. 188 s.
- Potoczkij V.V., Ivaniczkaya L.V. Registratsia nauchny’kh otkytij, ideyi, gipotez kak vajnyi stimul tvorcheskoyi deiatelnosti ucheny’kh i spetsialistov // Vestnik RAEN, 2013. T. 13. No 3. S. 8–15.
- Model`ny`j kodeks intellektual`noj sobstvennosti dlya gosudarstv-uchastnikov SNG (prinyat v Sankt-Peterburge 07.04.2010 Postanovleniem No 34-6 na 34-m plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG).
- Model`ny`j zakon “Ob oxrane prav na nauchny`e otkry`tiya“ (prinyat na tridczat` chetvertom plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG Postanovleniem No 34-9 ot 7 aprelya 2010 g.).
- Lopatin V.N. Poyasnitel`naya zapiska k proektu mezhgosudarstvennogo standarta na osnove nacional`nogo standarta GOST R 55384-2012 “Intellektual`naya sobstvennost`. Nauchny`e otkry`tiya“.
- Omorov R.O. Prava na nauchny`e otkry`tiya: registraciya i oxrana // Pravo intellektual`noj sobstvennosti. 2022. No 1 (67). S. 9–14.
Supplementary files
