Features of patent research based on the new national standart GOST R 15.011-2022
- Authors: Chugunova M.М.1, Petunin A.M.2
-
Affiliations:
- Company of Patent Attorneys «Ars-Patent»
- Company of Patent Attorneys Ars-Patent
- Issue: Vol 45, No 2 (2023)
- Pages: 84-94
- Section: Intellectual Property Rights
- URL: https://journal-vniispk.ru/2225-3475/article/view/288489
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2023.17376
- ID: 288489
Cite item
Full Text
Abstract
From June 1, 2023, an updated version of the national standard GOST R 15.011 “Patent research. Content and Procedure” comes into force in Russia. It establishes requirements for conducting research in the field of intellectual property (according to the Order of Rosstandart No 1080-st dated 07.10.2022 the right of early application of this version is granted).
The purpose of the article is to study the benefits for the users of the standard due to its updating. The article reflects the prerequisites for revision of the regulatory document caused by the complexity of working with the previous edition of GOST R 15.011-96 and discusses the main changes. It shows that the new standard clearly distinguishes the roles of a patent research customer, executor of the work (e.g., a developer of the subject matter) and a party responsible for the patent research (patent department, specialized law firm or independent patent attorney), and, also, the requirements for the latter’s qualification are defined. The advantages of a closed list types of patent research (prior art, patentability research, patent clearance research, targeted patent research), their relationship to the development phases and content guidelines of these types of studies are identified. Further, encountered terminological difficulties, peculiarities of patent studies for software products and regulatory documents, the role of patent landscapes and technical level studies within the framework of prior art research are considered. The features of patent research in the context of the digital transformation were investigated, and their role in the intellectual property management system of the company was analyzed. The results of the work show that the correct use of GOST R 15.011-2022 will greatly simplify the interaction between customers and executors, reduce labor costs, improve the quality of the research and predictability of its content.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
8 июня 2022 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило новый национальный стандарт РФ — ГОСТ Р 15.011–2022 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» [1], разработанный ООО «Компания патентных поверенных “Арс-Патент”» и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений». Указанный стандарт получил право досрочного применения, согласно Приказу Росстандарта № 1080-ст от 07.10.2022, и окончательно вступит в действие с 1 июня 2023 г. При исполнении контрактов, содержащих датированную ссылку на конкретную редакцию стандарта, необходимо руководствоваться соответствующей версией документа, в случае указания недатированных ссылок (ГОСТ Р 15.011) необходимо руководствоваться действующей редакцией.
Необходимость актуализации национального стандарта [2] была обусловлена многочисленными изменениями в области интеллектуальной собственности с момента его введения в действие в 1996 г. Наиболее значимыми из них стали обновление нормативной базы — появилась четвертая часть Гражданского кодекса РФ [3, 4, 5], произошли экспоненциальный рост объема патентной информации и глобальная цифровизация профессиональных ресурсов, предназначенных для патентно-информационного поиска, патентной аналитики и обработки данных [6, 7]. Кроме того, развитие института интеллектуальной собственности в России обусловило рост требований госзаказчиков к содержательному составу патентных исследований (ПИ) и качеству отчетных материалов [4, 8].
В качестве основных недостатков ГОСТ Р 15.011-96 следует выделить наличие избыточных требований к содержанию отчетной информации (в первую очередь в части библиографии патентных документов), отсутствие четкой классификации ПИ и понятных требований к содержанию и объему работ. Эти обстоятельства приводили к неоправданным трудозатратам на составление отчета, непониманию между исполнителями и контролирующими органами и смещению акцента исследований с качественного анализа на формальное соблюдение требований. Кроме того, в отсутствие единого понимания состава и глубины «патентных исследований по ГОСТ» не было возможности предварительной оценки сроков и затрат на соответствующие работы. Более того, в отдельных случаях в процессе работы над ПИ могло быть выявлено отсутствие у исполнителя ресурсов, необходимых для выполнения уточненных требований к ПИ [9].
В 2021 г. Роспатент в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности», в целях контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществил 64 проверки деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Выявлено 665 нарушений [10], в том числе (рис. 1):
- в результате проверок организаций —исполнителей работ военного назначения: ПИ не проведены — 16 организаций-исполнителей, отчеты о ПИ не соответствуют ГОСТ Р 15.011-96 — шесть организаций-исполнителей;
- в результате проверок организаций — исполнителей работ гражданского назначения: ПИ не проведены — девять организаций-исполнителей, отчеты о ПИ не соответствуют ГОСТ Р 15.011-96 — четыре организации-исполнителя.
Рисунок 1. Нарушения при проведении ПИ, выявленные в ходе проверки
РОСПАТЕНТ
В свете изложенного необходимость реорганизации процедуры проведения ПИ в РФ была очевидна.
Процесс гармонизации стандарта с лучшими практиками проведения исследовательской работы в сфере интеллектуальной собственности занял почти три года, в разработке приняли участие несколько сотен представителей профессионального сообщества. В консультационный совет при рабочей группе вошли специалисты как со стороны исполнителей (патентные поверенные и патентоведы, непосредственно выполняющие исследования), так и со стороны госзаказчиков: Министерства обороны, государственных корпораций Роскосмос, Росатом, Ростех и др. Выдвижение в процессе обсуждения противоречивых требований к содержанию нового документа подтвердило наличие недопониманий в трактовке требований предыдущей редакции ГОСТа и необходимость установки четких правил для всех участников процесса.
Таком образом, новая редакция ГОСТ Р 15.011-2022 стала результатом сложной медиации между реальными пользователями, а не декларативным постулированием правил с одной стороны.
УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА
Согласно ГОСТ Р 15.011-2022, в проведении ПИ выделены три участвующие стороны: заказчик (например, госзаказчик), исполнитель работ (например, НИИ) и ответственный за ПИ (например, патентная фирма или патентный отдел). Ниже представлена схема взаимодействия сторон при проведении ПИ (рис. 2): тонкими сплошными линиями обозначен процесс подготовки и направления документации, жирными — процесс подписания, пунктирными — процесс согласования.
Рисунок 2. Схема взаимодействия сторон при проведении патентных исследований (ГОСТ Р 15.011-2022, приложение Д)
В контексте ГОСТ Р 15.011-96 указанные стороны представляли собой единое целое, а само исследование — часть комплексных работ «хозяйствующего субъекта». Такая постановка вопроса в современных реалиях сильно затрудняла взаимопонимание между инициатором ПИ и конечным исполнителем, в роли которого все чаще выступают сторонние коммерческие организации, профессионально занимающиеся вопросами интеллектуальной собственности. В отсутствие прямого диалога исполнитель не получал четких указаний относительно задач исследования (какой вид ПИ необходимо провести, с какой целью и т.д.), а предыдущая редакция стандарта напрямую не содержала конкретных рекомендаций по этому вопросу.
Результатом такой ситуации стало формирование негласных правил между постоянным заказчиком и его традиционными исполнителями научно-исследовательских работ, эти правила устанавливались путем опосредованного предоставления обратной связи в виде запросов мониторинговой организации. Таким образом, содержание патентных исследований, по существу, оказалось привязанным не к ГОСТу, а к ожиданиям того или иного держателя контракта. Такое положение особенно болезненно для конечного исполнителя, работающего с различным заказчиками и поэтому вынужденного по нескольку раз переделывать работу, подстраиваясь под новые требования.
Еще сложнее обстояла ситуация с предварительной оценкой трудозатрат по такой работе, так как соответствующий ожидаемый объем «патентных исследований по ГОСТ Р 15.011-96» для разных заказчиков различался в несколько раз.
Таким образом, первой задачей по актуализации ГОСТа стало формирование более прозрачной схемы взаимодействия между участниками процесса.
Согласно требованиям ГОСТ Р 15.011-2022, ПИ проводят в соответствии со следующим порядком:
- заказчик или исполнитель работ определяет вид ПИ, ответственного за ПИ и сроки выполнения ПИ, после чего составляет задание на ПИ в соответствии с рекомендациями стандарта с уточнением задач в случае необходимости;
- лицо, составившее задание на ПИ, или его представитель предоставляют исходные данные для определения объекта исследований;
- ответственный за ПИ определяет требования к проводимому в рамках ПИ поиску и составляет регламент поиска, затем проводит поиск, отбирает источники информации для последующего анализа, анализирует отобранную информацию, формирует выводы и рекомендации и оформляет результаты в виде отчета о ПИ.
Важным дополнением новой редакции является конкретизация баз данных, по которым должен проводиться «патентный поиск». Согласно определению, в него входит поиск именно по патентным базам данных; если заказчик ожидает получить дополнительную информацию, например, из баз данных программ ЭВМ, это напрямую должно быть указано в задании на ПИ.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основной темой критики ГОСТ Р 15.011-2022 со стороны профессионального сообщества стал раздел «Термины, определения и сокращения». Сложность заключалась в том, что прямое использование некоторых терминов из других нормативных документов в контексте ПИ некорректно, а разночтения определений порождало множество вопросов.
Для примера, в определении термина «уровень техники» в ст. 1350 и 1351 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) основным критерием является общедоступность «до даты приоритета изобретения/полезной модели». Однако ПИ зачастую проводятся на более ранних стадиях развития разработки, когда еще невозможно выделить какое-то конкретное техническое решение и тем более установить его дату приоритета.
По этой причине в ГОСТ Р 15.011-2022 «уровень техники» определен как «сведения, ставшие известными в мире до даты начала патентных исследований, указанной в задании на проведение патентных исследований».
Аналогичные сложности появлялись при попытке применения для процесса ПИ определений из других ГОСТов. Например, в ГОСТ Р 15.101-2021 есть термин «исполнитель НИР: Юридическое или физическое лицо, по договору с которым выполняется НИР», а в ГОСТ Р 50646-2012 — «исполнитель услуг: Предприятие, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие, предлагающие или имеющие намерение оказать услугу потребителю». Ни то, ни другое определение в контексте ПИ не позволяет отделить профильный отдел организации-разработчика, реально выполняющий исследовательскую или конструкторскую деятельность согласно государственному контракту, от непосредственного исполнителя ПИ — штатного патентоведа, патентного отдела или, в их отсутствие, юридической фирмы на аутсорсинге. При этом различия в функциях и зоне ответственности указанных лиц очевидны.
По этой причине в ГОСТ Р 15.011-2022 приведены следующие определения:
- «исполнитель работ: организация или ее подразделение, непосредственно разработавшие и/или определившие объект исследования по своему заданию или в рамках выполнения исходного договора с заказчиком»;
- «ответственный за ПИ: физическое или юридическое лицо, в том числе его подразделение, непосредственно проводящее патентные исследования согласно настоящему стандарту, а также его соисполнители».
Для исключения недопонимания в ГОСТ Р 15.011-2022 уточнено, что указанные термины применены исключительно «в настоящем стандарте». В остальном терминология нового стандарта по возможности согласована с терминологией других нормативных актов, в первую очередь с частью четвертой ГК РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ПИ
Другим нововведением, ставшим причиной споров вокруг ГОСТ Р 15.011-2022, явились требования к квалификации ответственного за ПИ. Согласно новой редакции:
«ПИ от лица, ответственного за ПИ, методологически курирует патентный специалист, обладающий достаточным уровнем компетенции, соответствующим видам и задачам ПИ (в частности, патентные поверенные, аттестованные согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 № 316-ФЗ “О патентных поверенных” [11] по соответствующей специализации, и/или иные лица, обладающие необходимыми знаниями в сфере ИС в соответствии с Профессиональным стандартом 40.001 “Специалист по патентоведению” [12], утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 октября 2021 г. № 748н».
Основным аргументом против такой новации явилось то, что на практике ПИ по большей части проводятся силами профильного отдела, выполняющего НИОКР, а патентные специалисты недостаточно компетентны по теме разработки.
Тем не менее основной целью ПИ (в отличие от литературного обзора, проводимого в рамках любой НИОКР) является исследование содержания баз данных патентной документации и правовой ситуации в рамках объекта исследования. При этом работа с патентными базами, в частности с использованием профессиональных поисковых инструментов, требует определенных знаний и опыта. В результате выводы из поиска, сделанного научным сотрудником или инженером, не имеющим соответствующей подготовки в сфере интеллектуальной собственности, могут принципиально отличаться от реальной ситуации (в том числе, от выводов патентной экспертизы при последующей подаче заявки). Наиболее остро проблема стоит в части исследования патентной чистоты: для лица без какой-либо юридической подготовки уникальность разработки, ее патентоспособность и патентная чистота являются синонимами. Однако уникальная конструкция, например, турбонасоса при некорректном составлении формулы изобретения может оказаться непатентоспособной, а при использовании в ходе сборки запатентованного третьим лицом смазочного материала — патентно нечистой на определенной территории.
Таким образом, проведение ПИ без курирования патентным специалистом, обладающим достаточным уровнем компетенции, может полностью обесценить проведенную работу и создать значительные риски для заказчика. При этом введение актуализированной редакции стандарта может послужить хорошим поводом для организации на предприятии мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников в сфере интеллектуальной собственности.
При этом для обеспечения полноценного «сутьевого» анализа выявленных технических решений в случае отсутствия у патентного специалиста необходимых технических знаний, согласно ГОСТ Р 15.011-2022, ПИ проводят «с привлечением технического специалиста в соответствующей области техники (например, сотрудника исполнителя работ)». Также предусмотрена возможность привлечения сторонних организаций к проведению ПИ. Это особенно важно при проведении комплексного статистического анализа больших массивов патентной документации для выявления тенденций и прогнозов развития объекта исследования, так как при проведении поиска целесообразно использовать профессиональные коммерческие поисковые инструменты.
Отдельно необходимо отметить, что на практике ПИ выполняют специалисты по интеллектуальной собственности (патентоведы, патентные поверенные) и разработчики объекта исследований (конструкторы, технологи, ученые). Несмотря на это, в предыдущей редакции ГОСТ Р 15.011-96 в возможном перечне работ в рамках ПИ присутствовали составляющие маркетинговых исследований: исследование требований потребителей к продукции и услугам, исследование состояния рынка данной продукции, анализ коммерческой деятельности и анализ деятельности хозяйствующего субъекта. Фактически такие виды исследований никогда не выполняются или выполняются крайне редко, при этом зачастую формально и на низком уровне [4]. Поэтому ввиду отсутствия у лиц, реально проводящих ПИ, соответствующей квалификации в ГОСТ Р 15.011-2022 маркетинговая часть была исключена из состава ПИ. При этом результаты ПИ могут быть использованы для дальнейшей разработки документации по маркетинговым исследованиям, проводимым соответствующими профильными экономическими подразделениями предприятия или внешними специалистами соответствующей квалификации.
ВИДЫ ПИ
Важным аспектом актуализации стандарта стало определение закрытого перечня видов ПИ и минимума соответствующих работ. Отсутствие такой конкретизации в ГОСТ Р 15.011-96 приводило к тому, что при формировании технического задания заказчик ожидал получить один объем работ по проведению «патентных исследований, согласно ГОСТ Р 15.011», а исполнитель работ и ответственный за ПИ подразумевали совсем другой. Это приводило как к недопониманию в части финансирования, так и к значительному (иногда на годы) затягиванию сроков сдачи работы.
Согласно ГОСТ Р 15.011-2022, классификация ПИ (табл. 1) включает состав соответствующих работ с учетом объекта и этапа разработки. Такая классификация отвечает современным требованиям к нормативно-правовому обеспечению инновационной деятельности, коррелирует с этапами жизненного цикла продукта [13], позволяет наглядно определять необходимость проведения того или иного ПИ и в результате принимать рациональные управленческие решения.
Таблица 1. Классификация ПИ по ГОСТ Р 15.011-2022
Этап разработки | Вид ПИ | Состав работ по ПИ |
Выбор направления исследований. Начало разработки. Аванпроект, технический проект, эскизный проект и т.д. | ПИ на уровень техники | Проведение патентного и информационного поиска. Анализ мирового уровня техники в области, к которой относится объект техники, и выявление тенденций его развития. Выявление типичных и наиболее близких технических решений, решаемых технических задач и требуемых технических результатов. Проверка наличия на интересующей территории патентов с широкой правовой охраной, препятствующих свободному проведению разработок в рассматриваемой области |
Разработка конкретного технического решения. Разработка и корректировка конструкторской документации. Изготовление и испытание опытного образца | ПИ на патентоспособность | Проведение патентного и информационного поиска на известность конструкции в целом и/или ее частей. Выявление наличия или отсутствия в составе объекта исследований технического решения, которое может быть признано соответствующим критериям патентоспособности. Выбор и обоснование предпочтительной стратегии правовой защиты |
Утверждение конструкторской документации. Разработка, согласование (экспертиза) нормативных документов. Постановка продукции на производство | ПИ на патентную чистоту | Проведение патентного поиска по базам данных патентных ведомств интересующей территории на известность конструкции в целом, ее частей и иных технических решений, входящих в ее состав. Анализ патентной чистоты разработанного объекта техники |
В зависимости от цели ПИ их относят к одному из следующих видов:
- ПИ на уровень техники;
- ПИ на патентоспособность;
- ПИ на патентную чистоту;
- целевые ПИ.
Вокруг перечня ПИ также были определенные споры: поступали предложения как сократить, так и расширить вышеуказанный список. В частности, предлагалось отдельно выделить составление патентного ландшафта, ПИ на определение технического уровня, ПИ на выявление тенденций и прогнозов развития. Тем не менее, чтобы не перегружать классификацию, все указанные виды ПИ было решено объединить под названием «ПИ на уровень техники», а уточнение конкретных задач, выходящих за рамки стандартного состава работ, в случае такой необходимости впрямую приводить в задании на проведение ПИ. Такая позиция призвана формализовать требования к ПИ, поскольку на практике при использовании ГОСТ Р 15.011-96 заказчики НИОКР и потребители продукции не всегда однозначно трактовали формулировки государственного стандарта [14].
Отдельно отметим недопонимание между заказчиками и непосредственными исполнителями ПИ в части трактовки исследования патентной чистоты на начальном этапе разработки. Со стороны заказчика под требованием провести такие ПИ на начальном этапе разработки подразумевалось выявить, существуют ли на интересующей территории блокирующие патенты, способные изначально усложнить последующее использование той или иной технологии. Со стороны же патентного специалиста требование сделать обоснованный вывод о патентной чистоте в отсутствие какого-либо конкретного изделия не представлялось возможным. В качестве компромиссного решения по этому вопросу в состав работ, проводимых по умолчанию в рамках ПИ на уровень техники, была включена «проверка наличия на интересующей территории патентов с широкой правовой охраной, препятствующих свободному проведению разработок в рассматриваемой области».
Вид «целевые ПИ» был зарезервирован для обеспечения возможности проведения в рамках стандарта нетрадиционных для ПИ работ, в частности для нетехнических объектов исследования (например, дизайнерского решения, средства индивидуализации и т.д.). Корректность отнесения таких работ к «патентным» исследованиям также обсуждалась, однако разработка для этих целей самостоятельного стандарта или полное исключение возможности проведения таких исследований в рамках ГОСТа была признана нецелесообразной.
Кроме того, в ГОСТ Р 15.011-2022 раскрыты особенности проведения ПИ для программных продуктов, которые могут в зависимости от обстоятельств рассматриваться как технические или нетехнические решения, что также ранее приводило к недопониманию при проведении ПИ, согласно ГОСТ Р 15.011-96. Этот пункт особенно важен для предприятий, непосредственно специализирующихся на разработке программного обеспечения и постоянно сталкивающихся с такими трудностями при работе по госконтрактам.
Указанные уточнения призваны снизить степень «правового вакуума», возникшего вокруг выполнения «патентных исследований по ГОСТу» в рамках выполнения обязательств по государственным контрактам и иным договорам, и позволить сторонам (как заказчику, так и исполнителю НИОКР) обоснованно отстаивать свои интересы.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В части отчетной документации в новом ГОСТ Р 15.011-2022 таблицы приложений сокрщены до необходимого и достаточного смыслового минимума и при этом могут быть преобразованы в машиночитаемую форму (каждому типу данных посвящен собственный столбец). Такие изменения позволяют использовать в отчете о ПИ выгрузки, автоматически формируемые поисковыми системами, и рабочие электронные таблицы, используемые непосредственными исполнителями ПИ для кластеризации результатов поиска.
На сегодняшний день цифровизация и развитие соответствующих методов ПИ в принципе является актуальной задачей для наукоемкого бизнеса [6]. Исключение из текста нового стандарта ссылки на ГОСТ Р 15.012-84 «Патентный формуляр», определяющий требования к бумажной версии информации о патентной чистоте продукции, является следствием постепенного перехода современных предприятий на электронный документооборот. Принципиальная возможность обмена всеми документами по ПИ в цифровом формате и их заверения электронной подписью прямо предусмотрена требованиями ГОСТ Р 15.011-2022.
Важным современным инструментом для развития бизнеса в эпоху цифровой трансформации является использование патентной аналитики. Производственные процессы консалтинга на базе патентной аналитики рекомендованы международной системой управления качеством ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001–2015). Патентная аналитика позволяет выявлять наилучшие доступные технологии, новые области применения продукции, а также оценивать конкурентоспособность российских технологий и анализировать стратегии вывода продукции на рынок [14]. В ГОСТ Р 15.011-2022 не только вошло прямое указание на такой формат исследования, но и предусмотрена возможность обезличенного (в том числе посредством визуализации без перечисления конкретных номеров патентов) предоставления статистических данных о результатах поиска с указанием стратегии их получения.
Таким образом, внесенные корректировки должны значительно снизить трудозатраты на составление отчетной документации и сместить акцент выполнения ПИ с соблюдения формальных требований на проработку «сутьевой» части исследования.
СВЯЗАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В целях определения степени значимости ГОСТ Р 15.011 был проведен информационный поиск в справочно-правовой системе по законодательству Российской Федерации «Гарант» (поисковый запрос: ГОСТ 15.011). В результате поиска было выявлено 343 документа, содержащих ссылку на данный ГОСТ, при этом из них 320 — действующие, в том числе 17 государственных стандартов РФ.
Подробный результат, классифицированный по типу документа, представлен на рис. 3. Наиболее часто используемые на практике документы представлены в табл. 2.
Рисунок 3. Информационный поиск в системе «Гарант», поисковый запрос: ГОСТ 15.011
Таблица 2. Наиболее часто используемые документы, содержащие ссылку на ГОСТ Р 15.011
Документ |
ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения» |
ГОСТ Р 56823-2015 «Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности» |
ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения» |
ГОСТ Р 58086-2018 «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ» |
ГОСТ Р 58086-2018 «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ» |
ГОСТ Р 56825-2015 «Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук» |
ГОСТ Р 15.101-2021 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ» |
ГОСТ Р 15.111-2015 «Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов» |
ГОСТ Р 15.301-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» |
ГОСТ Р 53736-2009 «Изделия электронной техники. Порядок создания и постановки на производство. Основные положения» |
ГОСТ Р 15.201-2000 «Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» |
ГОСТ 15.012-84 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентный формуляр» |
ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» |
ГОСТ 2.116-84 «Карта технического уровня и качества продукции» |
ГОСТ 2.116-84 «ЕСКД. Карта технического уровня и качества продукции» |
ГОСТ Р 55975-2014 «Датчики и преобразующая аппаратура ракетно-космической техники. Сравнительная оценка технического уровня и выбор по показателям качества» |
ГОСТ Р 55996-2014 «Системы космические. Требования к содержанию и построению разделов технического задания на разработку изделий космической техники научного и социально-экономического назначения» |
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.2.064-2015 «Методы укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог засевом трав в различных климатических зонах» |
ОСТ 95 18-2001 «Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения» |
ОСТ 45.186-2001 «Техническое задание на разработку научно-технической продукции электросвязи. Требования к содержанию и изложению» |
РД 52.18.617-2015 «Организация и порядок проведения нормоконтроля» |
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2550 «Об утверждении Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» |
Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях (утв. Министерством экономического развития РФ 3 октября 2017 г.) |
Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 января 2017 г. № 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке отчетов о патентном обзоре (патентный ландшафт)» |
Методические рекомендации по осуществлению контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (утв. Федеральным казначейством 29 декабря 2017 г.) |
Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией (утв. Министерством образования и науки РФ 22 апреля 2010 г.) |
Методические рекомендации по отражению в государственных контрактах вопросов правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности (утв. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 2 марта 2006 г.) |
Методические рекомендации по отражению в государственных контрактах вопросов правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности |
Пособие о составе и содержании основных функций физических и юридических лиц, которые осуществляют подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (Пособие о составе и содержании основных функций подрядчика по проектированию) |
Свод реставрационных правил СРП-2007 «Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» |
«Состав и содержание основных функций подрядчика по проектированию объектов капитального строительства. Практическое пособие» |
Таким образом, проведенный информационный поиск позволяет удостоверить высокую значимость ГОСТ Р 15.011 на основании существенного количества ссылок на него в нормативно-правовых актах, стандартах и научно-технических регламентах, что, в свою очередь, подтверждает важность его актуализации.
РОЛЬ ПИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Виды ПИ соотносятся с основными этапами жизненного цикла инновационного продукта. Поэтому при выборе направления и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при разработке и реализации стратегии инновационного развития предприятия в части обеспечения создания продуктов с новыми потребительскими свойствами необходимо опираться на актуальные сведения ПИ об уровне техники, тенденциях развития технологий в интересующей отрасли и направлениях научно-технической и хозяйственной деятельности ведущих предприятий, занимающихся выпуском аналогичных продуктов, а также на сведения о патентоспособности и патентной чистоте технических решений [6, 15].
Основные задачи, решаемые на предприятии посредством ПИ:
- снижение затрат на этапе разработки продукта;
- создание новых потребительских свойств и повышение технического уровня продукта;
- обеспечение наиболее широкой правовой охраны продукта и монополизация рынка;
- минимизация рисков нарушения прав третьих лиц при введении продукта в хозяйственный оборот на определенной территории;
- обеспечение принятия эффективных и своевременных управленческих решений;
- обеспечение получения сверхприбыли.
Таким образом, интеллектуальная собственность является стратегическим ресурсом предприятия для организации производства конкурентоспособной продукции, обеспечения экономической, правовой безопасности и технологического лидерства на рынке [16]. При этом ПИ является одним из основных инструментов организационно-экономического механизма управления результатами интеллектуальной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГОСТ Р 15.011 «Патентные исследования» является важным инструментом взаимодействия в сфере интеллектуальной собственности и глубоко интегрирован в нормативную базу РФ. Учет мнения всех заинтересованных сторон в появлении такого стандарта критически важен для формирования актуального и жизнеспособного документа. Принятие взвешенных коллегиальных решений по содержанию ГОСР Р 15.011-2022 было призвано не только упростить формальную сторону оформления отчета о ПИ, но и повысить значимость их проведения. Выполнение работы по ГОСТу должно подразумевать однозначно понятную процедуру, служить залогом получения качественной и достоверной информации и посредством согласованного взаимодействия всех участников ПИ обеспечивать достижение ожидаемых результатов в кратчайший срок с учетом интересов каждой из сторон. Дальнейшую актуализацию нормативной базы необходимо также проводить с учетом обратной связи профессионального сообщества, непосредственно вовлеченного в выполнение патентных исследований и информированного о состоянии реальной практики применения стандарта [17].
About the authors
Marina М. Chugunova
Company of Patent Attorneys «Ars-Patent»
Author for correspondence.
Email: chugunova@ars-patent.com
ORCID iD: 0000-0001-5198-2604
Ph.D. in physics and mathematics, patent attorney of the Russian Federation, Development director
Russian Federation, MoscowArtem M. Petunin
Company of Patent Attorneys Ars-Patent
Email: ampetunin@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1868-2057
patent expert
Russian Federation, MoscowReferences
- GOST R 15.011-2022 “Sistema razrabotki i postanovki produkcii na proizvodstvo. Patentnye issledovaniya. Soderzhanie i poryadok provedeniya”.
- GOST R 15.011-96 “Sistema razrabotki i postanovki produkcii na proizvodstvo. Patentnye issledovaniya. Soderzhanie i poryadok provedeniya”.
- Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' chetvertaya: Federal'nyj zakon ot 18.12.2006 No 230-FZ.
- Chajkov M. “Konceptual’nye osnovy sovershenstvovaniya patentnyh issledovanij” // Intellektual’naya sobstvennost’. Promyshlennaya sobstvennost’. 2021. No 1. S. 35–39.
- Zimin V. Terminologicheskij razdel GOST R 15.011-96: protivorechiya s dejstvuyushchim zakonodatel’stvom // Intellektual’naya sobstvennost’. Promyshlennaya sobstvennost’. 2012. No 4. S. 43–48.
- Kashevarova N.A., Andreeva A.A., Ponomareva E.I. Cifrovye instrumenty patentnyh issledovanij // Voprosy innovacionnoj ekonomiki. 2020. T. 10, No 2. S. 1059–1074.
- Cukerblat D.M., Novikova N.V. Analiz informacionnyh resursov dlya patentnyh issledovanij v organizaciyah regiona // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2019. No 7. S. 64–77.
- Zhebel’ V., Tihomirov I., Kamenskaya M.. Komarov A. Ocenka kachestva patentnyh issledovanij // Intellektual’naya sobstvennost’. Promyshlennaya sobstvennost’. 2017.No 5. S. 47–54.
- D. YU. Sokolov, «Provodim patentnye issledovaniya: na chto obratit’ vnimanie?,» Patenty i licenzii. Intellektual’nye prava., t. 7, S. 49-58, 2017.
- Rospatent. Godovoj otchet 2021: ezhegodnoe oficial’noe izdanie. M., 2021.
- Federal’nyj zakon ot 30 dekabrya 2008 g. No 316-FZ “O patentnyh poverennyh”.
- Professional’nyj standart “Specialist po patentovedeniyu” ot 21 oktyabrya 2021.
- Dalyokin P.I. Sovershenstvovanie normativno-pravovogo obespecheniya innovacionnoj deyatel’nosti v Rossijskoj Federacii // Vestnik VGU. 2018. Ser.: Pravo. 2018. T. 3, No 34. S. 51–61.
- Rospatent. Godovoj otchet 2020: ezhegodnoe oficial’noe izdanie. M, 2020.
- Ryabokon’ M.S., Skujbin B.G., Scheglov D.K. Patentnye issledovaniya kak instrument analiza rynka tekhnicheskih reshenij // Upravlencheskoe konsul’tirovanie. 2019. T. 11, No 131. S. 155–162.
- Petunin A.M., Chugunova M.M. Osobennosti vybora strategii upravleniya intellektual’noj sobstvennost’yu v zavisimosti ot vida innovacionnogo predpriyatiya,» Intellektual’naya sobstvennost’: vzglyad v budushchee: Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh, 28 october 2021. М.: RGАIS. P. 92–100.
- Krasovskij V.S. Patentnye issledovaniya v sovremennyh usloviyah // Patenty i licenzii. Intellektual’nye prava. 2017. No 6. S. 50–56.
Supplementary files
