Mediatization of Communicative Memory and Crisis of Critical Thinking in Digital Age

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article addresses the implications of the mediatization of communicative memory and explores the underlying causes of the crisis of critical thinking in the digital age. It focuses on the transformations within the public sphere influenced by new media. A review of discussions surrounding “new sincerity” and “new sensitivity”, as well as the roles of nostalgia in new media, is presented. The interconnections among these phenomena and their common foundations are demonstrated. The study argues that representations of the past in new media increasingly rely not on biographical or historical experiences but on replicable and “privatized” second-order simulacra created by users. Special attention is given to the issue of nostalgia, which emerges as a symptom of the subjugation of cultural and communicative memory to the logic of mediatization, characterized by extreme fragmentation of images, their emotional-affective sharpness, and the replacement of complex structures of historical reality with situational impressions. The article posits that theoretical critiques of mediatization and its effects on the public sphere are insufficient without identifying practical alternatives — namely, the most reflexive projects in both old and new media: auteur cinema, social media blogs by public historians, historical documentary dramas produced by the BBC, independent video games, and more.

About the authors

K. V. Igaeva

Privolzhsky Research Medical University

Email: igaeva.ksenia@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8581-0015

F. V. Nikolai

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Email: fvnik@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-8876-9441

References

  1. Артамонов Д. С. Медиапамять в эпоху цифры / Д. С. Артамонов. — Саратов : СГУ, 2023. — 180 с. — ISBN 978-5-292-04804-6.
  2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр. — Москва : Постум, 2015. — 240 с. — ISBN 978-5-91478-023-1.
  3. Гладко М. А. Лингвистическая репрезентация «новой искренности» и чувствительности в медиапространстве / М. А. Гладко // Terra Linguistica. — 2022. — № 4. — С. 7—21. — DOI: https://doi.org/10.18721/JHSS.13401.
  4. Грифцова И. Н. Критическое мышление против псевдонауки / И. Н. Грифцова, Г.В.Сорина // Человек.— 2022.— №1.— С. 7—30.— doi: 10.31857/S023620070019072- 6.
  5. Игаева К. В. Политика памяти в Восточной Европе : трансформация нарративов в «старых» и «новых» медиа / К. В. Игаева // Диалог со временем. — 2023. — № 85. — С. 369—373. — doi: 10.21267/aquilo.2023.85.85.023.
  6. Иссерс О. С. Грани “новой искренности” в современной политической коммуникации / О. С. Иссерс // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2020. — Т. 19. — № 6. — С. 216—227. — doi: 10.25205/18187919-2020-19-6-216-227.
  7. Курагин Д. Катектические механизмы культуры / Д. Курагин // Социологическое обозрение. — 2023. — № 3. — С. 9—52. — doi: 10.17323/1728-192x-2023-3-9-52.
  8. Латур Б. Почему критика выдохлась? От фактов к вопросам, вызывающим озабоченность / Б. Латур // Логос. — 2023. — № 5. — С. 29—64. — doi: 10.22394/0869-5377-2023-5-29-61.
  9. Леонтьева Т. В. Сочетание новая искренность в лексикографическом аспекте / Т. В. Леонтьева, А. В. Щетинина // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 6. — С. 183—201. — doi: 10.24224/2227-1295-2022-11-6-183-201.
  10. Маркс К. Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс, Ф. Энгельс // Собрание сочинений. — 2-е изд. — Москва : Политиздат, 1955. — Т. 2. — С. 3—230.
  11. Мурейко Л. В. «Новая искренность» и «новая чувствительность» в эпистемологической стратегии метамодернизма / Л. В. Мурейко // Научное мнение. — 2023. — № 11. — С. 37—43.
  12. Николаи Ф. В. Неопределенность темпоральных границ в исследованиях исторической реконструкции / Ф. В. Николаи, А. Н. Маслов // Сибирские исторические исследования. — 2024. — № 1. — С. 125—138. — doi: 10.17223/2312461X/43/9.
  13. Олейников А.А. Время истории / А. А. Олейников // Логос. — 2021. — № 4. — С. 5—30. — doi: 10.22394/0869-5377-2021-4-5-27.
  14. Паризи Л. Инструментальный разум, алгоритмический капитализм и неисчислимое / Л. Паризи // Новое литературное обозрение. — 2019. — № 4. — С. 169—181.
  15. Руттен Э. «Реакционная искренность» / Э. Руттен // Новое литературное обозрение. — 2018. — № 3. — С. 255—263.
  16. Фортунатов А. Н. Цифровые компетенции и технологии новой искренности в эпоху Web 4.0 / А. Н. Фортунатов, Н. Г. Воскресенская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. — 2021. — Т. 26. — № 2. — С. 276—285. — doi: 10.22363/2312-9220-2021-26-2-276-285.
  17. Фуко М. Воля к знанию / М. Фуко // Воля к истине. — Москва : Касталь, 1996. — С. 97—268. — ISBN 5-85374-006-7.
  18. Хабермас Ю. Новая структурная трансформация публичной сферы и делиберативная политика / Ю. Хабермас. — Москва : Новое литературное обозрение, 2023. — 106 с. — ISBN 978-5-4448-2197-8.
  19. Briggs A. A Social History of the Media / A. Briggs, Р. Burke. — Cambridge : Polity Press, 2020. — 346 р. — ISBN 0745644945.
  20. Dijck J van. Mediated Memories in the Digital Age / J. van Dijck. — Stanford : Stanford University Press, 2007. — 256 p. — ISBN 0804756244.
  21. Ernst W. Digital Memory and the Archive / W. Ernst — Minneapolis : University of Minnesota Press, 2012. — 256 p. — ISBN 0816677670.
  22. Hoskins A. 7/7 and Connective Memory : Interactional Trajectories of Remembering in Post-Scarcity Culture / A. Hoskins // Memory Studies. — 2011. — Vol. 4 (3). — Pp. 269—280.
  23. Humbrecht H. U. Materialities of Communication / H. U. Humbrecht. — Stanford : Stanford University Press, 1994. — 447 p. — ISBN 0804722641.
  24. Kellner D. Technology and Democracy : Toward A Critical Theory of Digital Technologies, Technopolitics, and Technocapitalism / D. Kellner. — Wiesbaden : Springer VS, 2021. — 303 p. — ISBN 3658317892/
  25. Rouvroy A. The End(s) of Critique : Data Behaviourism vs. Due-process / A. Rouvroy // Privacy, Due Process and the Computational Turn : The Philosophy of Law meets the Philosophy of Technology / Ed. by M. Hildebrandt, K. de Vries. — New York : Routledge, 2013. — Pp. 143—168. — ISBN 9780203427644.
  26. Steinhauer J. History, Disrupted : How Social Media and the World Wide Web Have Changed the Past / J. Steinhauer. — New York, London : Palgrave Macmillan, 2021. — 160 р. — ISBN 978-3-030-85116-3.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Igaeva K.V., Nikolai F.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».