A Psycholinguistic Study of Assimilation Mechanism of Value Concept “Itegel” (“Faith”) Based on an Associative Database (Material from Sakha Language)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents the findings of an experimental psycholinguistic investigation into the motivational significance of social action as represented by the axiological concept “itegel” (“faith”) within Sakha linguistic culture. It demonstrates that through the typologization of verbal responses to the stimulus “itegel”, obtained from an associative experiment conducted in the Sakha language, the modeling of personal meaning related to fundamental values is achieved based on an integrative model of current personal significance. The personal meaning of value is considered a result of assimilating the “ideal” content of fundamental values. Furthermore, the study models the content of social attitudes that underlie the unity of value perception and behavior among members of a social group. It argues that the value-meaning definition of personality is reflected in the speech acts of individuals engaged in social relationships. The research provides evidence that the associations elicited by the stimulus word “itegel” encompass cognitive, emotional, and behavioral components of social attitudes, highlighting ethnic and emotionally evaluative components that underscore the significance of “itegel” as an ethnic value.

About the authors

Z. G. Adamova

Moscow State Linguistic University

Email: zoya_adamova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9757-1779

M. V. Khompodoeva

Arctic State Institute of Culture and Arts

Email: mkhompodoeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8188-7859

References

  1. Адамова З. Г. Вербальная диагностика межэтнической напряженности : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.19 / З. Г. Адамова. — Москва, 2006. — 212 с.
  2. Адамова З. Г. Экспериментальное психолингвистическое исследование ценности вера как индикатора духовности / З. Г. Адамова // Вестник МГЛУ. — Гуманитарные науки. — 2021. — Выпуск 2 (844). — С. 72—84.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  4. Андреева Г. М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия/ Г. М. Андреева // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5. — № 26. — Режим доступа : http://psystudy.ru (дата обращения 20.06.2025).
  5. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. — Москва : Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. — Москва : Мысль, 1976. — 158 с.
  7. Ассоциативный эксперимент : теоретические и прикладные перспективы психолингвистики : монография / под ред. В. А. Пищальниковой. — Москва : Р. Валент, 2019. — 200 с. — ISBN 978-5-93439-575-0.
  8. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — Москва : Медиум, 1995. — 323 с.
  9. Винокурова У. А. Якутские ценности в начале XXI века // Новые исследования Тувы. — 2017. — № 3. — С. 84—99. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2017.3.5.
  10. Имедадзе И. В. Ситуативное развитие мотивации и установка/ И. В. Имедадзе. — Режим доступа : http://www.voppsy.ru/issues/1989/892/892090.htm (дата обращения 20.12.20).
  11. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. — 204 с.
  12. Леонтьев А. А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. — Москва : Наука, 1974. — С. 21—28.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 304 с.
  14. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Мир психологии. — 2003. — № 4. — С. 11—18.
  15. Леонтьев А. Н. Психолингвистический аспект языкового значения / А. Н. Леонтьев // Принципы и методы семантических исследований. — Москва : Наука, 1976. — С. 46—72.
  16. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва : СМЫСЛ, 1992. — 17 с.
  17. Леонтьев Д.А. К проблеме общения в работах А. А. Леонтьева / Д. А. Леонтьев, И. Б. Ханина // Культурно-историческая психология. — 2011. — № 7 (1). — С. 20—27.
  18. Мультиязычный ассоциативный словарь базовых ценностей : учебное пособие / В. А. Пищальникова, З. Г. Адамова, А. И. Хлопова; под. ред. В. А. Пищальниковой. — Москва : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2024. — 255 с.
  19. Николаев Д. Е. За пределами мотивации : человекоцентричность, свобода выбора и самодетерминация / Д. Е. Николаев // Вопросы психологии. — 2024. — Т. 70. — № 6. — С. 3—14.
  20. Пищальникова В. А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики / В. А. Пищальникова // Russian Journal of Linguistics. — 2019. — Т. 23. — № 3. — С. 749—761. — doi: 10.22363/23129182-2019-23-3-749-761.
  21. Пищальникова В. А. Этнопсихолингвистика почти 25 лет спустя, или научное предвидение Александры Залевской / В. А. Пищальникова // Вопросы психолингвистики. — 2024. — № 3 (61). — С. 70—84. — doi: 10.30982/2077-5911-2024-61-3-70-85.
  22. Плотников В. И. Ценностный мир человека и его судьба / В. И. Плотников // Двадцать лекций по философии. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. — 408 с. — ISBN 5-7851-0405-9.
  23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Издательство АСТ, 2020. — 960 с.
  24. Саганенко Г. И. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей / Г. И. Саганенко, Е. И. Степанова, А. Э. Гегер // Социология : методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). — 2016. — № 32. — С. 75—103.
  25. Стегний В. Н. Социологический подход к определению категорий «социальные установки» и «ценностные ориентации личности» / В. Н. Стегний // Вестник Пермского национально-исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2017. — № 2. — С. 8—17.
  26. Степин В. С. Картина социальной реальности в системе научного знания (Ч. 1. Методологические предпосылки, интегративные и эвристические функции) / В. С. Степин // Социология. — 2009. — № 3. — С. 8—18.
  27. Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов // Этнокультурная специфика языкового сознания. — Москва : Эйдос, 1996. — С. 7—22.
  28. Уфимцева Н. В. Жизнь как ценность : эволюция содержания / Н. В. Уфимцева // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 3. — С. 15—19.
  29. Шаховский В. И. Эмоции : Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология / В. И. Шаховский. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. — 128 с.
  30. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. — Москва : URSS, 2008. — 208 с.
  31. Штомпка П. Доверие — основа общества / П. Штомпка. — Москва : Логос, 2012. — 440 с. — ISBN 978-5-98704-495-7.
  32. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление : методология, технология (курс лекций) / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2023. — 464 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Adamova Z.G., Khompodoeva M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».