Выражение и эволюция общественного мнения в социальной сети Вконтакте в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проанализированы комментарии в социальной сети «ВКонтакте» в период пандемии COVID-19 с целью выявления общественного мнения и настроений людей. Построена дискурсивная модель комментариев к официальным материалам о пандемии с помощью программного инструмента качественного анализа данных Nvivo12. Был использован инструментарий естественного языка (Natural Language Toolkit). В результате комплексного анализа процесса эволюции «горячих точек» обсуждения обнаружено, что во время пандемии комментарии в социальной сети «ВКонтакте» в группе «СтопКоронавирус.рф» касались следующих тематических направлений: «политические меры профилактики пандемии», «защита гражданского населения от пандемии», «медицинская профилактика распространения вируса», «пандемия и средства к существованию людей», «достоверность эпидемиологических данных», «тенденции пандемии», «духовная поддержка и воодушевление». Среди них наибольшую озабоченность у пользователей вызвали подтемы о поведении людей в деле предотвращения распространения вируса, правдивости обнародованных правительством данных, о масштабах тестирования, а также о надежности вакцины, онлайн-обучении и стрессе, вызванном пандемией. По мере прогрессирования пандемии частота обсуждения той или иной темы менялась. Негативные настроения в обществе имели тенденцию к росту, затем к снижению и последующему росту, что в целом повторяло тенденции увеличения и спада заболеваемости на территории России. 

Об авторах

Цзясин Хань

Синьцзянский университет

Email: Jiaxing_han@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0421-0147

Исинь Чэнь

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Email: 83831184@qq.com
ORCID iD: 0009-0009-8876-3101

В. Д. Таказов

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Email: forum59@mail.ru

Список литературы

  1. Ань Лу. Измерение доверия нетизенов к политическим микроблогам в контексте чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения / Ань Лу, Сюй Маньтин // Анализ данных и открытие знаний. — 2022. — № 6 (1). — С. 55—68. (安璐,徐曼婷. 突发公共卫生事件情境下网民对政务微博信任度的测度/安璐,徐曼婷// 现代图书情报技术. — 2022. — № 6 (1). — 55—68页.)
  2. Гао Ичан. Исследование эффекта эхо-камеры при общении с общественным мнением в социальных сетях / Гао Ичан, Сунь Инпин, Лю Фэнмин // Теория и практика разведки. — 2022. — № 45 (4). — С. 58—66. (高艺畅,孙英苹,刘凤鸣,社交网络舆情传播的回音室效应研究/高艺畅,孙英苹,刘凤鸣//情报理论与实践. — 2022. — № 45 (4). — 58—66页.)
  3. Гу Ин. Исследование метода автоматического обобщения отзывов о товарах, объединяющего кластеризацию тем и модель семантического графа / Гу Ин, Ли Хэ, Чжу Линьлинь // Библиотечное дело и интеллект. — 2022. — № 66 (13). — С. 118—126.(谷莹,李贺,祝琳琳. 融合主题聚类和语义图模型的产品评论自动摘要方法研究/谷莹,李贺,祝琳琳//图书情报工作. — 2022. — № 66 (13). — 118—126页.
  4. Губанов Д. А. Особенности потребления и распространения информации на тему COVID-19 на примере социальной сети Вконтакте / Д. А. Губанов, И. В. Козицин, А. Г. Чхартишвили // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2021) : Труды Четырнадцатой международной конференции, Москва, 27—29 сентября 2021 года / Под общей редакцией С. Н. Васильева, А. Д. Цвиркуна. — Москва : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2021. — С. 1952—1959. — ISBN 978-5-91450-256-7.
  5. Ефанов А. А. Фейковизация и постправдизация информационной повестки дня в контексте первой «волны» пандемии коронавируса (COVID-19) / А. А. Ефанов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2023. — Т. 22. — № 6. — С. 161—170. — DOI: https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-6-161-170.
  6. Кумылганова И. А. Особенности формирования повестки дня в социальных сетях России и Китая в период пандемии COVID-19 / И. А. Кумылганова, Ма Кэ // Меди@ льманах. — 2022. — № 2 (109). — С. 50—60.
  7. Ли Яньлин. Участие общественности в коммуникации крупных внезапных событий в области общественного здравоохранения в социальных сетях / Ли Яньлин, Тань Тин, Сунь Лун // Вестник Сянтанского университета. — 2021. — № 45 (1). — С. 22—30.(李燕凌,谭婷,孙龙. 社交媒体中公众参与重大突发性公共卫生事件的沟通/李燕凌,谭 婷,孙龙//湘潭大学学报(哲学社会科学版). — 2021. — № 45 (1). — С. 22—30页.)
  8. Пакшина И. А. Коммуникативные практики освещения пандемии коронавируса в традиционных и новых СМИ региона / И. А. Пакшина, Е. Н. Маскаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2021. — № 3 (844). — С. 214—229.
  9. Петкова Д. Слухи и теории заговора в болгарских социальных медиа в период пандемии COVID-19 / Д. Петкова // Научный диалог. — 2024. — Т. 13. — № 1. — С. 177—203. — doi: 10.24224/2227-1295-2024-13-1-177-203.
  10. Фэн Сяодун. Модель влияния на основе интересов и эмпирическое исследование поведения публичных комментариев в правительственных микроблогах / Фэн Сяодун, Чжан Хуэйпин // Электронное правительство. — 2018. — № 11. — С. 23—33. (冯小东,张会平. 兴趣驱动的政务微博公众评论行为影响模型及实证研究/冯小东,张会 平//电子政务. — 2018. — № 11. — 23-33页.)
  11. Чжан Кунь. Исследование коммуникации национального бренда в оригинальном контенте зарубежных пользователей социальных сетей — в качестве примера возьмем комментарии Ли Цзыци в Twitter и YouTube / Чжан Кунь, Чжан Цзинцзин // Журналистика и писательство. — 2021. — № 2. — С. 67—76. (张昆,张晶晶. 海外社交媒体用户原创内容中的国家品牌传播研究——以Twitter和YouTube上对李子柒的评论为例/ 张昆,张晶晶//新闻与写作. — 2021. — № 2. — 67—76页.)
  12. Чэнь Чжицюнь. Исследование анализа склонности к комментариям в микроблогах на основе BERT и двунаправленной LSTM / Чэнь Чжицюнь, Цзюй Тин // Теория и практика разведки. — 2020. — № 43 (8). — С. 173—177. (谌志群, 鞠婷. 基于BERT 和双向LSTM的微博评论倾向性分析研究 /谌志群,鞠婷//情报理论与实践. — 2020. — № 43(8). — 173-177页.)
  13. Яшина А. Р. Социальная сеть «Вконтакте» как информационный канал в период пандемии коронавирусной инфекции / А. Р. Яшина // Медиаисследования. — 2020. — № 7. — С. 518—523.
  14. A novel method detecting controversial interaction in the multiplex social comment network / Li Zihan, Zhang Jian, Xuan Qi, Qiu Xiang, Min Yong // Frontiers in Physics. — 2023. — № 10. — Pp. 1107338. — doi: 10.3389/fphy.2022.1107338.
  15. Automatic sentiment analysis of public opinion on nuclear energy / Xu Hong, Tang Tao, Zhang Baorui, Liu Yuechan // Kerntechnik. — 2022. — Vol. 87. — № 2. — Pp. 167— 175. — doi: 10.1515/kern-2021-0034.
  16. Charmaz K. Constructing Grounded Theory : A Practical Guide through Qualitative Analysis / K. Charmaz. — London ; Thousand Oaks ; New Delhi : Sage Publications, 2006. — 50 p.
  17. Clemente M. How Does the Media Frame Corporate Scandals? The Case of German Newspapers and the Volkswagen Diesel Scandal / M. Clemente, C. Gabbioneta // Journal of Management Inquiry. — 2017. — Vol 26. — № 3. — Pp. 287—302. — doi: 10.1177/1056492616689304.
  18. COVID-19 pandemic : Identifying key issues using social media and natural language processing / O. Oyebode, C. Ndulue, D. Mulchandani, B. Suruliraj, A. Adib, F. A. Orji, E. Milios, S. Matwin, R. Orji1 // Journal of Healthcare Informatics Research. — 2022. — Vol. 6. — № 2. — Pp. 174—207.
  19. Customer Perceived Risk Measurement with NLP Method in Electric Vehicles Consumption Market : Empirical Study from China / Shu Tao, Wang Zhiyi, Lin Ling, Jia Huading, Zhou Jixian // Energies. — 2022. — Vol. 15. — № 5. — P. 1637. — doi: 10.3390/en15051637.
  20. Entman R. M. Scandal and Silence : Media Responses to Presidential Misconduct / R. M. Entman. — Cambridge : Polity Press, 2012. — 269 p.
  21. Iyengar S. Is Anyone Responsible? How Television Frames Political Issues / S. Iyengar. — Chicago : University of Chicago Press, 1991. — 11 p.
  22. Lee, S. T. From Press Release to News : Mapping the Framing of the 2009 HINI A Influenza Pandemic / S. T. Lee, I. Basnyat // Health Communication. — 2013. — № 28(2). — Pp. 119—132.
  23. Ni Wenjing. Time-synchronic comments on video streaming website reveal core structures of audience engagement in movie viewing / Ni Wenjing, Ch. Coupé // Frontiers in Psychology. — 2023. — № 13. — 1040755. — doi: 10.3389/fpsyg.2022.1040755.
  24. Pieri E. Media Framing and the Threat of Global Pandemics : The Ebola Crisis in UK Media and Policy Response / E. Pieri // Sociological Research Online. — 2019. — Vol. 24. — № 1. — Pp. 73—92. — doi: 10.1177/1360780418811966.
  25. Zhu Hongzhi. How does government microblog affect tourism market value? The perspective of signaling theory / Zhu Hongzhi,Wang Fang // Information Processing & Management. — 2022. — Vol. 59. — № 4. — Pp. 102991. — doi: 10.1016/j.ipm.2022.102991.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хань Ц., Чэнь И., Таказов В.Д., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».