Графический роман — адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью работы является определение графического романа — адаптации как специфического субжанра графического романа и выработка единой методологии его исследования. В качестве материала исследования были выбраны франко- и англоязычные графические романы — адаптации, опубликованные с начала 2000-х годов. Отмечается, что данный субжанр становится в настоящее время одним из самых популярных в массовой литературе, что характерно для XXI столетия как века визуальной культуры. На базе обзора теоретических исследований формулируются основные характеристики графического романа — адаптации. На основе анализа произведений последних десяти лет доказывается эволюция анализируемого субжанра. В частности, отмечаются (1) модификация оригинальной сюжетной линии посредством добавления актуальных для человека XXI века тематики и проблематики; (2) усложнение образов, структуры и хронотопа; (3) выдвижение на первый план философской составляющей. Показано, что графические романы — адаптации представляется возможным разделить на два вида по критерию целевой аудитории: массовый («low brow») и интеллектуальный («high brow»). Вид «low brow» призван скорее популяризировать чтение классических текстов, а вид «high brow» представляет собой авторскую интерпретацию известного литературного произведения. Интеллектуальный вид («high brow») становится наиболее распространенным начиная с 2010-х годов.

Об авторах

М. Г. Меркулова

Московский городской педагогический университет

Email: merculovamaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0054-5647

И. Г. Прудиус

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Email: m-i-g@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8071-9696

Список литературы

  1. Айснер У. Комикс и последовательное искусство / У. Айснер ; пер. с англ. М. Заславского. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 192 с. — ISBN 978-5-00117675-6.
  2. Алимурадов О. А. Графический роман : вехи эволюции жанра в англоязычной и русскоязычной лингвокультурах. Черты креолизации в текстовом пространстве графического романа как переводчески значимая особенность / О. А. Алимурадов, В. З. Шубитидзе // Филологический аспект. — 2020. — № 09 (65). — С. 54—74.
  3. Васильева Э. В. Трансформация готической поэтики в графическом романе-адаптации (на материале графического романа Эми Чу и Су Ли «Кармилла. первый вампир») / Э. В. Васильева // Сибирский филологический форум. — 2024. — № 1 (26). — С. 69—79.
  4. Джумайло О. А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании / О. А. Джумайло // Верхневолжский филологический вестник. — 2018. — № 4 (15). — С. 58—62. — doi: 10.24411/2499-9679-2018-10197.
  5. Дубовицкая М. А. Американский графический роман : мультимодальность и идентичность / М. А. Дубовицкая // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 3. — С. 228—246. — doi: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-228-246.
  6. Максименко О. И. Адаптация художественного произведения : от романа к комиксу / О. И. Максименко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Лингвистика. — 2016. — № 2. — С. 111—116. — doi: 10.18384/2310712X-2016-2-111-116.
  7. Меркулова М. Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) / М. Г. Меркулова, И. Г. Прудиус // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2023. — Т. 16. — Выпуск 10. — С. 3379—3385. — doi: 10.30853/phil20230522.
  8. Новикова Е. Г. Ф. М. Достоевский в японских комиксах / Е. Г. Новикова // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2019. — № 19. — С. 75—94. — doi: 10.17223/23062061/19/6.
  9. Осьмухина О. Ю. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера «Sin city» («город грехов») : к проблеме реинтерпретации / О. Ю. Осьмухина, И. Р. Куряев. Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 3 (81). — C. 49—52. — doi: 10.30853/filnauki.2018-3-1.11.
  10. Прудиус И. Г. Черты романа инициации в биографическом графическом романе Пьера Кристена и Себастьяна Вердье «Оруэлл» / И. Г. Прудиус, Н. С. Шалимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2024. — № 3. — С. 762—767. — doi: 10.30853/phil20240108.
  11. Сибрук Д. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / Д. Сибрук. — Москва : Ад Маргинем, 2020. — 240 с. — ISBN 978-5-91103-121-3.
  12. Хаминова А. А. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки / А. А. Хаминова, Н. Н. Зильберман // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 389. — С. 38—45. — doi: 10.17223/15617793/389/5.
  13. Цветкова М. В. Комикс Н. Батлер «Гордость и предубеждение» как вариант прочтения одноименного романа Дж. Остин / М. В. Цветкова, Е. В. Кризская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2020. — № 17 (2). — С. 217—231. — doi: 10.21638/spbu09.2020.204.
  14. Baetens J. Le roman graphique / J. Baetens // La bande dessinée : une médiaculture. — Paris : Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012. — Pp. 200—216.
  15. Barthes R. Critique et vérité / R. Barthes. — Paris : Éditions du Seuil, 1966. — 79 p. — ISBN 10: 2020019310.
  16. Bolter J. D. Remediation. Understanding New Media / J. D. Bolter, R. Grusin. — Cambridge, Madssachusetts : The MIT Press, 2000. — 295 p. — ISBN 0-262-02452-7.
  17. Cartmell D. A Companion to Literature, Film, and Adaptation / D. A. Cartmell. — New Jersey : Wiley-Blackwell, 2012. — 448 p. — ISBN 978-1-4443-3497-5.
  18. Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative / H. Chute // Publications of the Modern Language Association of America. — 2008. — № 123 (2). — Pp. 452—465. — DOI: https://doi.org/10.1632/pmla.2008.123.2.452.
  19. Groensteen T. La bande dessinée : une littérature graphique / T. Groensteen. — Toulouse — Milan : Les Essentiels Milan, 2005. — 63 p. — ISBN-10: ‎2745910396.
  20. Grossman J. Literature, Film, and Their Hideous Progeny / J. Grossman. — London : Macmillan, 2015. — 238 p. — ISBN-10.1349565237.
  21. Helbo A. Sémiologie de la représentation : Théâtre, télévision, bande dessinée (Creusets) / A. Helbo. — Bruxelles : Éditions Complexe, 1975. — 195 p.
  22. Hutcheon L. A Theory of Adaptation / L. Hutcheon. — London : Routledge, 2013. — 304 p. — ISBN 9780415539388.
  23. Lefevere A. Translation, Rewriting, and the Manipulation of Literary Fame / A. Lefevere. — London ; New York : Routledge, 1992. — 150 p. — ISBN 9781138208742.
  24. Lumière E. Müller Jürgen E. et le concept d’intermédialité/ E. Lumière. — 2015. — Access mode : https://cinemadoc.hypotheses.org/3457 (accessed 11.04.2024).
  25. Mansanti C. Le roman graphique/ C. Mansanti. — 2013. — Access mode : https://www.fabula.org/actualites/journee-d-etudes-sur-le-roman-graphiqueamiens-le-5-juin-2014-departement-d-anglais-de-l_58818.php (accessed 23.04.2024).
  26. McFarlane B. Novel to Film. An Introduction to the Theory of Adaptation / B. McFarlane. — Oxford : Clarendon Press; New York : Oxford University Press, 1996. — 279 p. — ISBN-10: ‎0198711506.
  27. Nerlich M. Qu’est-ce qu’un iconotexte ? Réflexions sur le rapport texte-image photographique / M. Nerlich // Iconotextes : actes du colloque international tenu à l’Université Blaise Pascal, Clermont-Ferrand, 17—19 mars 1988. — Paris : Ophrys, 1990. — Pp. 255—302.
  28. Rippl G. Intermediality, transmediality and graphic narrative / G. Rippl, L. Etter // From comic strips to graphic novels : contributions to the theory and history of graphic narrative : collection of articles. — Berlin : De Gruyter Mouton, 2013. — Pp. 157—179.
  29. Slethaug G. E. La théorie de l’adaptation et critique. Littérature et cinéma postmodernes aux États-Unis / G. E. Slethaug. — London : Bloomsbury Academic, 2014. — 288 p. — ISBN 1623562015.
  30. Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage ; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord/ G. Tremblay-Gaudette. — 2008. — Access mode : https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques (accessed 26.04.2024).
  31. Welsh J. The Literature/Film Reader. Issues of Adaptation / J. Welsh. — London : The Scarecrow Press, Inc, 2007. — 361 p. — ISBN 0810859491.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Меркулова М.Г., Прудиус И.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».