Язык и ценности культуры: ультралиберальные трансформации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование проведено в русле аксиологической лингвистики и направлено на изучение языка как инструмента ультралиберальных ценностно-трансформационных процессов, охвативших современный англоязычный мир. Анализирются текстовые фрагменты американских рекламных, социально-политических кампаний, судебных разбирательств, размещенные в сети Интернет. Предлагается систематизирующий взгляд на ключевые способы внедрения радикальных ценностных установок в семантическое поле культуры. Подчеркивается, что аксиологически креативные процессы сопровождаются манипулятивными изменениями формальной и содержательной сторон языка. В качестве базовых языковых инструментов трансформации ценностей культуры анализируются 1) эвфемизация, нацеленная на нормализацию и рутинизацию традиционно запретных социальных практик; 2) ресемантизация языкового знака посредством а) имплантации в ядро значения новых компонентов, отражающих ультралиберальные ценности, б) вытеснения сем, не согласующихся с радикальной идеологией. Автор приходит к выводу о том, что процесс исключения и запрет традиционных значений языкового знака носят агрессивный, оценочно-поляризированный характер, продуцируют набор вытесненных (нежелательных) тем и ультралиберальных терминов-оксюморонов.

Об авторах

И. В. Палашевская

Волгоградский государственный университет

Email: english@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2719-8147

Список литературы

  1. Аппиа К. Э. Этика идентичности / К. Э. Аппиа. — Москва : Новое литературное обозрение, 2024. — 504 с. — ISBN 978-5-4448-2219-7.
  2. Марен Дж. ван. Война культур : как сексуальная революция изменила западную цивилизацию/ Дж. Ван Марен. — Москва : Эксмо, 2024. — 360 с. — ISBN 978- 5-04-169186-8.
  3. Тарланов З. К. Методы лингвистического анализа / З. К. Тарланов. — Москва : Юрайт, 2024. — 236 с. — ISBN 978-5-534-07101-6.
  4. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира : Очерки по феноменолог. социологии / А. Шютц. — Москва : Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2003. — 334 с. — ISBN 5-93947-012-2.
  5. Arendt H. Eichmann in Jerusalem. A Report on the Banality of Evil / H. Arendt. — New York : The Viking Press, 1963. — 275 p.
  6. Bandura A. Selective moral disengagement in the exercise of moral agency / A. Bandura // Journal of Moral Education. — 2002. — Vol. 31 (2). — Pp. 101—119.
  7. Fairclough N. Language and Power / N. Fairclough. — London : Routledge, 2014. — 274 p. — ISBN 9781138790971.
  8. Freeman D. Margaret Mead and Samoa : The making and unmaking of an anthropological myth / D. Freeman. — London : Harvard University Press, 1983. — 414 p. — ISBN 0-674-54830-2.
  9. Haraway D. J. Simians, Cyborgs and Women : The Reinvention of Nature / D. J. Haraway. — New York : Routledge, 1991. — 312 p. — ISBN 9780415903875.
  10. Hayakawa S. Language in action. A guide to accurate thinking, reading and writings / S. Hayakawa. — New York : Harcourt, Brace and Company, 1947. — 243 p.
  11. Inglehart R. Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values / R. Inglehart, W. Baker // American Sociological Review. — 2000. — Vol. 65 (1). — Pp. 19—51.
  12. Jowett G. Propaganda & Persuasion / G. Jowett., V. O’Donnell. — Los Angeles : SAGE, 2019. — 416 p. — ISBN 978-1-5063-7134-4.
  13. Keefe P. R. Empire of Pain : The Secret History of the Sackler Dynasty / P. R. Keefe. — New York : Doubleday, 2021. — 779 p. — ISBN 9780385547741.
  14. Kupelian D. The Marketing of Evil : How Radicals, Elitists, and Pseudo-Experts Sell Us Corruption Disguised as Freedom / D. Kupelian. — Washington, D. C. : WND Books, 2015. — 341 p. — ISBN 1942475217.
  15. Mooney A. Language, Society and Power / A. Mooney, B. Evans. — London : Routledge, 2015. — 262 p. — ISBN 9780415740005.
  16. Orwell G. Politics and the English language / G. Orwell // Horizon. — April 1946. — Volume 13. — Iss. 76. — Pp. 252—265.
  17. Reisman J. A. Kinsey : Crimes and Consequences : The Red Queen and the Grand Scheme / J. A. Reisman. — Kentucky : The Institute for Media Education, 2003. — 342 p. — ISBN 9780966662405.
  18. Roccas S. Values and Behavior: Taking aCross Cultural Perspective / S.Roccas, L. Sagiv.— New York : Springer International Publishing A&G, 2017. — 255 p. — ISBN 9783319563503.
  19. Schwartz S. H. Value adaptation to the imposition and collapse of Communist regimes in Eastern Europe / S. H. Schwartz, A. Bardi, G. Bianchi // Political psychology : cultural and cross-cultural perspectives. — London : Macmillan, 2000. — Pp. 217—237.
  20. Sztompka P. Cultural Trauma : The Other Face of Social Change / P. Sztompka // European Journal of Social Theory. — 2000. — Vol. 3 (4). — Pp. 449—466.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Палашевская И.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».