Инженерия медиатекстов с высоким диалоговым потенциалом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена инженерии медиатекстов с высоким индексом общественного внимания, в которых наиболее полно реализуется диалоговый потенциал медиакоммуникаций. Эмпирической базой исследования стали медиатексты онлайн-СМИ с наибольшим количеством комментариев, представленные одним из лидеров систем анализа медиа и мониторинга — компанией Brand Analytics. Выборка пополнялась на основе обращения к базе данных еженедельно и составила 60 медиатекстов и 28 742 комментария. Исследование показало, что в наибольшей мере диалоговый потенциал реализуют три медиаигрока с разной по численностью аудиторией: lenta.ru, ria.ru, vc.ru. Первые два из них концептуально близки — по транслируемым темам, жанровым особенностям, структурной инженерии текста. Vc.ru эксплицирует отличные от конкурентов по диалоговому полю темы; транслирует новый подход к подаче материала. Интенции изданий можно обозначить как близкие друг другу, направленные на демонстрацию объективной и беспристрастной позиции в освещении материала. Отмечается, что акцент сделан на демонстрации открытости и искренности, обеспечивающих такие качества медиатекстов, как достоверность и верифицируемость. Показано, что приемы реализации этой интенции находятся как в интра-, так и в экстралингвистической плоскости, в IT-возможностях медиаплатформ, ее технологических аспектах. Установлено, что жанровая природа медиатекстов с высоким индексом внимания соотносится по преимуществу с новостной (или информационной) группой жанров.

Об авторах

Е. С. Радионцева

Омский государственный технический университет

Email: rakaty@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2248-198X

Список литературы

  1. Ерофеева И. В. Российский менталитет в дискурсе рыночной журналистики (к вопросу о потребностях и интересах современной аудитории) / И. В. Ерофеева // Гуманитарный вектор. — 2008. — № 3. — С. 50—59.
  2. Зайцева А. А. Отражение социальной политики в СМИ как критерий эффективности работы журналистики / А. А. Зайцева // Социум и власть. — 2011. — № 2 (30). — С. 60—64.
  3. Иссерс О. С. Диалогические стратегии в интервью : контроль над интерпретацией / О. С. Иссерс // Коммуникативные исследования. — 2023. — Т. 10. — № 4. — С. 770—789. — doi: 10.24147/2413-6182.2023.10(4).770-785.
  4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учебное пособие / А. В. Колесникова. — Москва : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2010. — 192 c.
  5. Малышева Е. Г. Диалог и диалогическая коммуникация как объекты научной рефлексии : обзор отечественных лингвистических исследований / Е. Г. Малышева, В. А. Егошкина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2023. — № 4 (41). — С. 104—110. — doi: 10.36809/2309-9380-2023-41-104-110.
  6. Олешко В. Ф. Фрейм «эффективность журналистики» в контексте трансформаций общественных практик и повсеместной цифровизации контента / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2018. — № 2 (28). — С. 101—106.
  7. Олешков М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса : монография / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 336 с.
  8. Олешков М. Ю. Психолого-педагогические основы моделирования процесса дидактической коммуникации / М. Ю. Олешков // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2013. — № 15. — С. 160—166.
  9. Сан Сюефэн. Средства привлечения массового адресата в фатическом медиадиалоге (на примере ТВ-программы «Вечерний Ургант») / Сан Сюефэн // Коммуникативные исследования. — 2022. — Т. 9. — № 4. — С. 749—766. — doi: 10.24147/2413-6182.2022.9(4).749-766.
  10. Сарасов Е. А. Эффективность (результативность) деятельности масс-медиа как технологический аспект журналистики / Е. А. Сарасов // Знак : проблемное поле медиаобразования. — 2009. — № 2 (4). — С. 40—45.
  11. Чай Цзинюй. Диалогическая традиция русской «Литературной газеты» / Чай Цзинюй // Мир науки, культуры, образования. — 2024. — № 2 (105). — С. 432—434.
  12. Шестеркина Л. П. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в интернет-СМИ / Л. П. Шестеркина, Л. К. Лободенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». — 2013. — Т. 10. — № 2. — С. 42—46.
  13. Ao Song Harris. A systematic review on the application of dialogue in public relations to information communication technology-based platforms : Comparing English and Chinese contexts / Ao Song Harris, Huang Qiongyao Serena // Public Relations Review. — 2020. — Vol. 46. — Issue 1. — Pp. 101814. — doi: 10.1016/j.pubrev.2019.101814.
  14. Cheng I-H. Timeliness, responsiveness and the human voice : The effects of dialogic strategies and the mediating role of perceived communication ethicality on social media relationship building / I-H. Cheng, S. T. Lee // Public Relations Review. — 2023. — Vol. 49. — Issue 4. — Pp. 102355. — doi: 10.1016/j.pubrev.2023.102355.
  15. Dhiman B. Enhancing Positivity in Mass Media for Nation Building : A Critical Review / B. Dhiman // SSRN. — 2023. — Pp. 1—17. — doi: 10.2139/ssrn.4480810.
  16. Dimitrakopoulou D. The Generative Dialogue Framework and the Pursuit of Better Listening by Journalists : A Design-Centered Approach for More Constructive Conversations with Audiences / D. Dimitrakopoulou, S. C. Lewis // Digital Journalism. — 2023. — Vol. 11. — № 3. — Pp. 547—568. — doi: 10.1080/21670811.2022.2075415.
  17. Madhu H. Detecting offensive speech in conversational code-mixed dialogue on social media : A contextual dataset and benchmark experiments / H. Madhu, S. Satapara, S. Modha // Expert Systems with Applications. — 2023. — Vol. 215. — Pp. 119342. — doi: 10.1016/j.eswa.2022.119342.
  18. Pearlman E. Dialogue Journalism : Adapting to Today’s Civic Landscape / E. Pearlman // National Civic Review. — 2023. — Vol. 112. — № 2. — Pp. 53—64.
  19. Suma R. Cultural religious dialogue and media communication / R. Suma // International Scientific Journal Monte. — 2023. — Vol. 7. — № 1 — Pp. 30—38. — DOI: 10.33807/ monte.20232821.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Радионцева Е.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».