A Two-Factor Model for Perception of Graffiti by Metropolis Dwellers

封面

如何引用文章

全文:

详细

This study aims to describe the specific patterns of how urban residents evaluate graffiti texts. Data processing was carried out using the semantic differential technique, frequency analysis, descriptive statistics, comparative analysis, multimodal scaling, and hierarchical cluster analysis. The analysis revealed two principal factors significant for assessing the appeal of vandalistically applied creolized texts: the dimension of positive / negative attitude toward the images and their verbal content; and the scope of the topic, ranging from global to local concerns, addressed by the graffiti. It was established that graffiti conveying positive messages and executed in a vivid, aesthetically appealing style elicit more favorable emotional responses. In contrast, graffiti dedicated to political or negative social phenomena are more likely to receive negative evaluations. Four semantic clusters of graffiti were identified: (1) protest-negativist graffiti, characterized by a low appeal index; (2) youth-subcultural graffiti, whose appeal index depends on the alignment between the author’s and the recipient’s motives; (3) socio-empathetic (didactic) graffiti, which possess a high appeal index due to their positive content and visual design; and (4) liberal-philosophical graffiti, where the polarity of evaluation and interpretation depends on the respondents’ political and philosophical beliefs, as well as the environmental context (placement location).

作者简介

M. Babikova

Ural State Pedagogical University

Email: mrbabikova@uspu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0814-5936

O. Kruzhkova

Ural State Pedagogical University

Email: galiat1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2569-8789

参考

  1. Бабикова М. Р. Жанровая специфика вандальных графических повреждений городского пространства / М. Р. Бабикова, О. В. Кружкова // Жанры речи. — 2024. — Т. 19, № 4 (44). — С. 327—337. — doi: 10.18500/2311-0740-2024-19-4-44-327-337.
  2. Бабикова М. Р. Когнитивные механизмы граффити: компрессия, дефокусирование, фокусировка / М. Р. Бабикова // Научный диалог. — 2024. — Т. 13, № 8. — С. 171— 187. — doi: 10.24224/2227-1295-2024-13-8-171-187.
  3. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика: лингвокогнитивные механизмы смысловой интерпретации поэтического текста / Н. С. Болотнова // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). — 2021. — № 6 (218). — С. 38—48.
  4. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению / М. Б. Ворошилова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. — 194 с.
  5. Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал префиксоида: квази-, псевдо-, лже- в современном медиадискурсе / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Политическая лингвистика. — 2025. — № 2 (110). — С. 32—39.
  6. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика / В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. —М. : Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — С. 53—55.
  7. Донская М. М. Проблемы декодирования креолизованных текстов на материале иноязычной телевизионной рекламы в рамках решения проблемы успешного преодоления межкультурного барьера / М. М. Донская // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14—16 ноября 2019 года / Под общей редакцией И. М. Ильинского. Том Часть 1. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2019. — С. 249—253.
  8. Злоказов К. В. Городской вандализм в восприятии молодежи: эмпирическое исследование атрибуции его причин / К. В. Злоказов, Ю. М. Караяни, А. Г. Караяни, А. В. Шахматов // Психология и право. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 77—93. — doi: 10.17759/psylaw.2021110306.
  9. Карпилович Т. П. Когнитивно-коммуникативный подход к распознаванию содержательно-концептуальной информации медиатекста / Т. П. Карпилович // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. — 2018. — №. 28. — С. 165—170.
  10. Коробицына Л. В. Вандализм и трансформация исторической памяти. Теория и практика / Л. В. Коробицына, О. В. Кружкова // Диалог со временем. — 2025. — № 91. — С. 237—250. — doi: 10.21267/AQUILO.2025.91.91.016
  11. Кружкова О. В. Запоминаемость и когнитивные ошибки узнавания граффити в городской среде: результаты полевого эксперимента / О. В. Кружкова // Научный диалог. — 2025. — Т. 14. — № 2. — С. 163—180. — doi: 10.24224/2227-1295-2025-14-2163-180.
  12. Кружкова О. В. Особенности восприятия учащимися городских граффити с выраженным воспитательным потенциалом / О. В. Кружкова, М. Р. Бабикова, С. Д. Робин // Образование и наука. — 2024. — Т. 26. — № 6. — С. 68—94. — doi: 10.17853/19945639-2024-6-68-94.
  13. Мякшева О. В. Путь к осмыслению текста как осмысление жизни / О. В. Мякшева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2023. — № 3 (227). — С. 112—119. — doi: 10.23951/1609-624X-2023-3-112-119.
  14. Новиков А. Л. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях / А. Л. Новиков, И. А. Новикова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2011. — № 3. — С. 63—71.
  15. Терехина А. Ю. Многомерное шкалирование в психологии / А. Ю. Терехина // Психологический журнал. — 1983. — Т. 4. — № 1. — С. 76—88.
  16. Фролова Е. В. Восприятие как условие формирования картины мира / Е. В. Фролова // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 11—12 апреля 2024 года. — Симферополь : Ариал, 2024. — С. 439—444.
  17. Швиндт У. С. Эстетическая и проблемная ориентация стрит-арта в восприятии городского населения (на примере Екатеринбурга) / У. С. Швиндт // Koinon. — 2021. — Т. 2. — № 1. — С. 100—115. — doi: 10.15826/koinon.2021.02.1.005.
  18. Яньюнь Л. Граффити как актуальный вид воздействующего текста: медийный опыт Китая / Л. Яньюнь // Динамика медиасистем. — 2024. — Т. 4, № 2. — С. 93— 100. — doi: 10.47475/2949-3390-2024-4-2-93-100.
  19. Li H. Is a picture worth a thousand words? Understanding the role of review photo sentiment and text-photo sentiment disparity using deep learning algorithms / H. Li, H. Ji, H. Liu, D. Cai, H. Gao // Tourism Management. — 2022. — № 92. (2)— Article number: 104559. — doi: 10.1016/j.tourman.2022.104559.
  20. Ride A. Reading the Riot: Understanding Urban Graffiti and Riot Violence / A. Ride // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. — 2025. — doi: 10.1037/pac0000816.
  21. Shafighi N. A Study of Types of Hypotext in Iran's Graffiti / N. Shafighi // Negareh Quarterly. — 2021. — № 56. — Pp. 26—28. — doi: 10.22070/NEGAREH.2020.3111

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Babikova M.R., Kruzhkova O.V., 2025

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».