Theoretical and methodological principles in development of art education

封面

如何引用文章

全文:

详细

The study appears relevant due to the need of theoretical and applied pedagogy to research the issues of art education concerning its theoretical and methodological aspects. The purpose of the research is to study the theoretical and methodological principles in development of art education. Attention is drawn to the content of the Art Education Framework as a federal-level document that develops the strategy of the cultural policy of the Russian Federation in the designated area and regulates art education in educational organizations of diff erent levels. Research results. It is shown that the creation of art education theories is a rather complex process which makes scholars consider basic scientific theories: the theory of artistic perception and the theory of artistic creativity, which are regarded through their applied aspect. Our interest in visual fi ne art determines the prerequisite of considering the theories of visual fi ne arts in various historical periods. These theories serve as a theoretical basis both in the fi eld of art education and in the fi eld of fi ne arts. The article summarizes the main movements in teaching fi ne arts at school created by various authors. The article emphasizes that the study of both these movements and the fi ne arts educational programs that correspond to them facilitate the choice in favor of the program that would fi t the curriculum of a particular educational organization. The idea of what results of students’ visual arts development should be is refl ected in both the concepts and methods of fi ne arts education that are presented in the program an educational organization will choose. These results become the methodological basis in development of art education. Main conclusions: the article emphasizes the necessity to carry out theoretical and methodological research in the fi eld of art education as well as to overcome the problems of creating “coherent” theories of art education, theories of visual fi ne art and methods of teaching it based on the experience accumulated by Russian and foreign theorists and practitioners.

作者简介

Nataliya Sayapina

Saratov State University

ORCID iD: 0000-0001-6528-5922
83 Astrakhanskaya st.

Mohammed Al-Jazaeri

Saratov State University

ORCID iD: 0009-0002-0962-7806
83 Astrakhanskaya st.

参考

  1. О концепции художественного образования в Российской Федерации: приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 № 1403. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minkultury-RF-ot-28.12.2001-N-1403/ (дата обращения: 30.09.2022).
  2. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования: учеб. пособие. М. : Прометей ; МПГУ, 2011. 118 с.
  3. Рахимбаева И. Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 101. EDN: YMGZFB
  4. Сальдаева О. В. Художественное образование студента как целостная педагогическая система: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. 46 с.
  5. Колбышева С. И. Концептуальные основания художественно-эстетического образования (философский уровень осмысления) // Художественное образование и наука. 2021. № 4 (29). С. 6–16. https://doi.org/10.36871/hon.202104001
  6. Борев Ю. Б. Эстетика. М. : Высшая школа, 2002. 511 с.
  7. Кант И. Критика способности суждения. М. : Искусство, 1994. 367 с.
  8. Каган М. С. Проблемы методологии гуманитарного познания. М. : Юрайт, 2018. 321 с.
  9. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Педагогика, 1987. 344 с.
  10. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Психология художественного творчества / сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест, 1999. С. 452‒464.
  11. Арнхейм Р. Новые очерки психологии искусства. М. : Прометей, 1994. 352 с.
  12. Петрушин В. И. Психология художественного творчества. М. : Юрайт, 2023. 180 с.
  13. Долгих Н. А., Лазарев С. П. Художественное образование как средство развития личности будущих художников-педагогов в процессе обучения основам композиции и цветоведения // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 5 (33). С. 58‒67. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-5-58-67
  14. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить. М. : Просвещение, 2012. 240 с.
  15. Аль Шаммари А. Б. С. М., Колесник И. И. Изобразительное искусство Ирака XX века (по материалам Государственного музея Востока в Москве) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 2. С. 3‒10. EDN: YMJUZF
  16. Колбышева С. И. Эстетико-художественное образование как социокультурный феномен // Художественное образование и наука. 2020. № 2 (23). С. 6‒18. EDN: GNZDSH
  17. Рахимбаева И. Э. Художественное образование и пути его развития в эпоху цифровизации // Грани познания. 2022. № 2 (79). С. 30‒33.
  18. Прохоров С. А. Теория и история искусства – важнейшие компоненты художественного образования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 241–243. EDN: PCHYDN
  19. Фэнь Я. Теоретические акценты новой научной парадигмы в художественном образовании // Наука и школа. 2020. № 5. С. 211‒218. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-5-211-218
  20. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. СПб. : Алетейя, 2011. 496 с.
  21. Гильдебранд A. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / пер. Н. Б. Розенфельда и В. А. Фаворского. М. : Мусагетъ, 1914. 140 с.
  22. Акишина Е. М. Художественное образование и эстетическое воспитание в Российской Федерации: стратегические ориентиры // Учитель музыки. 2020. № 4. С. 4‒8.
  23. Ермолинская Е. А. Современные концепции художественного образования // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-5 (13). С. 133‒136. EDN: XDDZVJ
  24. Савенкова Л. Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Т. 1, № 1. C. 11‒23.
  25. Шпикалова Т. Я. Этнохудожественное образование студентов вузов культуры и искусств на основе деятельностной парадигмы // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 52‒54. EDN: RAKWPP
  26. Ротмирова Е. А. Изобразительная культура учащихся как устойчивый гуманитарный компонент системы художественного образования // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / сост. О. В. Гальчук. М. : ИХОиК РАО, 2018. C. 199 – 210.
  27. Кашекова И. Э. Векторы развития непрерывного общего художественного образования в контексте современной культуры // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник научных материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях» (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», 19–20 июня 2018 г.) / сост. О. В. Гальчук. М. : ИХОиК РАО, 2018. С. 17–27.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».