Том 12, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Самооценка академических достижений в экзаменационной ситуации и личностные особенности студентов возрастного периода молодости

Баранов А.А., Малахова О.Н., Жученко О.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования корреляции прогностической компетентности студентов с их личностными особенностями. Актуальность и новизна: конкретизация проблемного поля прогностической компетентности за счет определения субъектных характеристик обучающихся, связанных с самооценкой академических достижений в экзаменационной ситуации. Развитая прогностическая компетентность является одним из акмеологических инвариантов профессионализма и ресурсом, повышающим стрессоустойчивость. Цель: изучение связи личностных особенностей студентов в возрастном периоде молодости с адекватностью самооценки академических достижений в стрессогенной экзаменационной ситуации. Предположительно личностные особенности студентов детерминируютуровень адекватности самооценки академических достижений и снижают уровень экзаменационного стресса. Выборка: 287 студентов в возрастном периоде молодости, обучающихся на 1–2-м курсах по естественнонаучным и социально-экономическим направлениям подготовки и специальностям Удмуртского государственного аграрного университета (г. Ижевск) (средний возраст 18,5 года; 45% – девушки, 55% – юноши). Методы (инструменты): для фиксации компонентов самооценки академических достижений и уровня психической напряженности у молодых людей в экзаменационной ситуации применена методика Дембо – Рубинштейн (в авторской модификации); для определения особенностей прогностических способностей использован тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (ТАС (ПК)) В. Д. Менделевича; для фиксации проявлений тревожности как личностного свойства, влияющего на уровень стресса на экзамене, применена личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина, В. Г. Носкаридзе); для измерения уровня локуса контроля использован тест на уровень субъективного контроля (УСК) (Дж. Роттер, адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда). Результаты: положительная корреляция локуса контроля с личностной тревожностьюи отрицательная корреляция прогностической компетентности сситуативной напряженностьюсвойственны студентам с адекватной самооценкой академических достижений; развитая прогностическая компетентность снижает экзаменационный стресс. Основные выводы: адекватность самооценки академических достижений в стрессогенной ситуации способствует управлению своей деятельностью и проявлению компетенций в условиях интеллектуальных испытаний; полученные результаты используются для совершенствования личностно-ориентированной программы развития адекватности самооценки академических достижений как ресурса стрессоустойчивости студентов в возрастной период молодости. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):102-113
pages 102-113 views

Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта

Максимова Е.А., Никитина Г.А., Шилова С.А.

Аннотация

Актуальность применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовании значительно возросла в период пандемии и вынужденного перехода на дистанционные технологии обучения. Именно в этот период произошел рывок в разработке цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ, однако методическое обеспечение их эффективного применения не было подготовлено. Не выявлены механизмы нивелирования рисков, связанных с теми эффектами, которые ИИ может вызвать в сфере образования. Цель: выявить риски и потенциал методов ИИ в их воздействии на организацию и результат образовательного процесса. Методы исследования: теоретический анализ и качественное описание примеров внедрения экспериментальных разработок технологий ИИ в преподавании иностранного языка. Применяется общий литературный обзор, связанный с такими ключевыми понятиями исследования, как искусственный интеллект, цифровые образовательные ресурсы, иноязычное образование. Результаты: наиболее применяемыми методами ИИ являются мобильные приложения и платформы с обучающими курсами; применение высокоинтеллектуальных продуктов, таких как умные классные комнаты, развито недостаточно; риски при внедрении методов ИИ связаны с качеством технологий, методической подготовкой педагога, индивидуальными стратегиями обучения. Основные выводы: на современном уровне развития технологий методы ИИ являются дополнительным образовательным компонентом. К дальнейшему совершенствованию данных технологий целесообразно привлекать педагогов-предметников. Практическая значимость полученных результатов определяется оценкой влияния технологий ИИ на процесс обучения иностранным языкам и предложенными методами эффективного применения ИИ в обучении.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):114-122
pages 114-122 views

Феномен родительского стресса: обзор зарубежных концепций

Любушина А.А., Савенышева С.С.

Аннотация

Актуальность проблемы родительского стресса обусловлена возрастающим интересом к данной теме в России, тогда как в зарубежной психологии данный феномен разрабатывается уже несколько десятилетий. Анализ зарубежных теоретических конструктов родительского стресса позволяет оценить общее понимание данного феномена, увидеть сходство и различие теорий, представленных иностранными авторами, а также возможность комплексно подойти к исследованию данного феномена в нашей стране. Цель: анализ основных зарубежных теорий и подходов к феномену родительского стресса. Результаты. Выявлено два взгляда на природу, причины и последствия данного феномена, гармонично дополняющих друг друга. Основные выводы. Родительский стресс является результатом ежедневно предъявляемых к родителю требований относительно ожидаемых ресурсов, субъективного воспринятия поведения детей и ситуаций, связанных с процессом воспитания ребёнка. Следствием родительского стресса является нарушение детско-родительских отношений, поведенческих паттернов и способности принятия родителем личностных особенностей ребёнка, а также ухудшение психологического состояния обоих. Определен процесс смещения интересов зарубежных исследователей с факторов родительского стресса на пути его влияния.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):123-136
pages 123-136 views

Декларированные и латентные социальные группы: феномен, эволюция, детерминанты. Часть 2

Толочек В.А.

Аннотация

Цель: изучение особенностей социальной среды как потенциального условия формирования, функционирования и эволюции латентных социальных групп. Гипотезы: 1) существуют пред-формы социальных объединений людей, которые условно можно назвать латентными социальными группами; 2) основанием для появления пред-форм могут выступать разные условия внешней и внутренней среды субъекта (в том числе условия, воспринимаемые человеком как субъективно значимые для него в отношении тех или иных жизненных целей). Методы: теоретико-категориальный анализ, изучение литературных источников, эмпирические исследования (анкетирование), многомерные методы параметрической статистики. По авторской методике (анкета «Динамика стиля профессиональной жизни» – ДСПЖ) респонденты оценивали роль условий социальной среды как «факторов профессионализма», динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно до актуального возраста и проспективно – прогнозируя динамику последующей эволюции); также фиксировались ихсоциально-демографические и служебно должностные характеристики. Участники. Опрошены 482 человека, мужчины и женщины в возрасте от 30–50 лет, среди них 132 государственныхслужащих, 129 инженеров и руководителей подразделений промышленных предприятий, 221 менеджер. Общая выборка многократно делилась на группы. В качестве критериев деления использованы условные, выделяемые на основе вычисляемых по формулам, относительные характеристики «быстроты карьеры», «стажа управленческой деятельности», «стажа семейной жизни». Результаты эмпирического исследования подтверждают рабочие гипотезы. При делении выборки по разным критериям – как очевидным (мужчины / женщины, специалисты / руководители и т. п.), так и условным – группы значимо различаются по ряду переменных (условий среды, оцениваемых как факторы профессионализма). Выводы: в одном социальном пространстве-времени могут сосуществовать разные социальные объединения, структуры в большей или меньшей степени их выраженности (проявленности), развития, активного функционирования как социальных групп. Есть основания выделять феномен латентных социальных групп (ЛСГ) как пред-форм проявленных социальных групп с последующими разными траекториями их возможного развития. ЛСГ — это возможные объединения людей, в ряде важных аспектов жизнедеятельности (ценностных ориентациях, образе жизни и др.) сходных между собой, потенциально способных к интеграции и взаимодействию в достижении общих целей, комфортному межличностному общению, поддержанию типовых паттернов поведения и др. ЛГС представляют собой пред-стадии возможного становления и развития разных социальных структур. Представители одних латентных социальных групп отличаются от других в отношении предпочтения и признания ими роли как отдельных условий среды, так и отдельных социальных пространств (родительской семьи, своей семьи, рабочих групп и пр.). За признанием людьми субъективной значимости для них разныхусловий социальной среды могут стоять какие-то иные, «глубинные» факторы.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):137-148
pages 137-148 views

Временная перспектива вынужденных переселенцев с разными типами социально-психологической адаптации

Серебряная М.В., Бучек А.А.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности процесса социально-психологической адаптации в связи сувеличением миграции иностранныхграждан. Цель: определить особенности временной перспективы в ходе социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев. Предположительно временная перспектива вынужденных переселенцев будет различаться в зависимости от типа социально-психологической адаптации, а также на разныхэтапах взрослого возраста.Участники: 36 вынужденных переселенцев, находящихся в пункте временного размещения в Белгородской области, в возрасте от 34 до 57 лет (13 мужчин и 23 женщины), из них 21 человек в возрасте ранней взрослости, 15 – поздней взрослости. Методы (инструменты): тест «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский) для определения типа адаптации к новой социокультурной среде; опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо) для изучения временной направленности; анкетирование, направленное на фиксацию социально-демографического статуса. Результаты: на уровне статистической тенденции установлено, что для ранней взрослости может быть более характерен интерактивный тип адаптации к новой среде, а для поздней взрослости вероятно более негативное восприятие своего прошлого. Показано, что убеждения в отношении временной перспективы, препятствующие формированию у вынужденного переселенца чувства принятия новой среды, уверенности в своих возможностях, характерны для непродуктивных типов адаптации. Выделены отношение к своему прошлому и склонность к фатализму настоящего в качестве наиболее значимых для протекания адаптационного процесса компонентов временной перспективы, дано уточнение в отношении конкретных типов адаптации и категории «продуктивный / непродуктивный тип адаптации» в целом. Основные выводы. Негативное восприятие своего прошлого и фаталистическое восприятие настоящего характерно для непродуктивных типов адаптации (депрессивного и отчужденного). Позитивное отношение к своему прошлому определяет продуктивное течение процесса социально-психологической адаптации. Среди продуктивных типов адаптации позитивное отношение характеризует именно адаптивный тип включения в новую социокультурную среду. Новизна обсуждаемой проблемы обусловлена выявлением особенностей временной перспективы у вынужденных переселенцев в ходе социально-психологической адаптации в контексте непродолжительного пребывания на территории страны. Полученные результаты могут быть использованы в практике организации психологического сопровождения социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):149-158
pages 149-158 views

Взаимосвязь креативности личности и эмоциональной сферы в период взрослости в условиях пандемии COVID-19

Шмигановская А.Ю.

Аннотация

Актуальность: период пандемии COVID-19 стал беспрецедентным испытанием для многих жителей России, негативным образом сказался на их психоэмоциональном состоянии, поэтому поиск протективных факторов, способных минимизировать негативное влияние пандемии, стал актуальной психологической задачей. Цель: изучение креативности личности во взаимосвязи с показателями эмоциональной сферы взрослого человека в условиях пандемии COVID-19. Гипотеза: креативность личности взаимосвязана со степенью выраженности переживаемого стресса, проявлений депрессии и тревоги у психически здоровых взрослых респондентов в условиях пандемии COVID-19. Участники: 200 респондентов (г. Москва и Московская область) в возрасте от 19 до 55 лет (М = 35,83, SD = ±13,16), мужчин 55%, женщин 45%. Методы (инструменты): для изучения интенсивности и специфики переживаний респондентов в период пандемии COVID-19 использована анкета «Психологические переживания в пандемию» (О. В. Рычкова, А. Ю. Шмигановская); фиксация уровневых характеристик тревоги, депрессии и стресса осуществлена посредством опросника «DASS-21» (С. Ловибонд, П. Ловибонд); для измерения уровня креативности личности респондентов применен «Опросник креативности» (Д. Джонсон). Результаты: обнаружены, статистически подтверждена и описана взаимосвязь креативности личности и показателей эмоциональной дезадаптации (в виде симптомов депрессии, тревоги, переживаемого стресса), наблюдаемой в условиях негативного воздействия пандемии COVID-19 на психически здоровых лиц – взрослые люди с более высоким уровнем креативности личности в меньшей степени подвержены негативному психологическому воздействию такой кризисной ситуации, как пандемия. Основные выводы. Полученные результаты позволили обосновать взаимосвязь креативности личности и показателей эмоциональной сферы у взрослых людей. Более креативных людей отличает более низкий уровень переживаний, стресса, тревоги и депрессии в условиях пандемии COVID-19. Обоснована необходимость и актуальность поиска, апробации психологических практик, способствующих развитию креативности личности в период кризиса и высоких психоэмоциональных нагрузок. В частности, рекомендовано проведение при работе со взрослыми людьми арт-терапии в дистанционном формате. 
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):159-168
pages 159-168 views

Взаимодействие субъектов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Байбородова Л.В.

Аннотация

Актуальность: взаимодействие субъектов является одним из важнейших условий и механизмов повышения качества допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Цель: выявить и охарактеризовать возможности взаимодействия взрослых и детей, которые не используются в образовательных организациях, определить направления и средства для развития взаимодействия субъектов. Гипотеза: в практике деятельности психолого-педагогических классов важным условием для повышения качества допрофессиональной педагогической подготовки является взаимодействие субъектов, ресурс которого не в полной мере используется педагогами. Участники: организовано исследование с участием педагогов, детей и родителей из 7 регионов России (Костромская, Ярославская, Архангельская области, Республика Карелия, Республика Коми, г. Смоленск, г. Петропавловск-Камчатский), в ходе которого изучено мнение около 1000 респондентов по оценке уровня взаимодействия субъектов, участвующих в допрофессиональной педагогической подготовке. Методы (инструменты): составлены опросники на основе характеристик пяти компонентов взаимодействия – взаимопонимания, взаимопознания, взаимоотношений, взаимных действий, взаимовлияния, – разработанных Н. Н. Обозовым, а также были учтены материалы исследований, проведенных ранее при участии автора статьи. Результаты: установлено, что в целом показатели взаимодействия педагогов и школьников в психолого-педагогических объединениях несколько выше, чем в других классах, что обусловлено общими целевыми установками педагогов и обучающихся. В то же время при в целом положительных взаимных отношениях позиция педагогов тормозит формирование субъектности обучающихся. Основные выводы: недостаточно используется ресурс взаимодействия детей и родителей, педагогов и родителей, совместной деятельности школьников разного возраста, детско-взрослых сообществ при организации допрофессиональной педагогической подготовки. Полученные выводы необходимо учесть для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических классов.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):169-179
pages 169-179 views

Мысли о подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности

Мануйлов Ю.С.

Аннотация

Вопрос, чему и как учить, является традиционным в образовании. Посколькузнания в современной педагогической науке концентрируются вокруг подходов, то знакомство с ними и должно составлять содержательную основу обучения будущих педагогов. Педагогика в своей сущности есть наука и искусство управления процессами развития и формирования личности индивидуума. Это побуждает обратить внимание в первую очередь на инструментальные подходы – личностный, ситуативный, деятельностный и средовой. Их сила заключается в том средстве, которому они «обязаны» своим названием. Однако при ознакомлении студентов с данными подходами возникает ряд трудностей, причина которых заключается в неопределенности места и значения каждого в системе педагогического знания, в оторванности методологии, теории подходов от технологии и методик, в небрежении к предрасположенности и готовности студентов изучать ихсодержание в определенном порядке, в ограниченных возможностях кафедр осуществлять обучение в соответствии стребованиями самих подходов. Названные причины затрудняют понимание роли каждого из них в воспитательном процессе, препятствуют качественному овладению теорией и инструментальной базой, что сдерживает их вхождение в воспитательную практику. Мысли, сформулированные в данной статье, – это ответ автора на данные проблемы, а приведенный исторический прецедент обучения тому, что в дальнейшем получило развитие и оформилось в учение о средовом подходе, призван помочь осмыслить ситуацию с организацией образовательного процесса в педагогических вузах.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):180-184
pages 180-184 views

Современные модели женского образования в России и Казахстане

Горина Л.В., Тасеменова М.

Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью реализации прав женщин в получении высшего и послевузовского образования и самореализации в профессиональной сфере, а также сохранения доступа женщин к качественному высшему и послевузовскому образованию на основе единого образовательного пространства России и Казахстана. Цель: выявление преимуществ и недостатков моделей женского образования в Казахстане и России. Предпринята попытка частично восполнить историографический пробел на основе сопоставительного анализа моделей образования для женщин в России и Казахстане. Результаты. На основе анализа статистических данных выявлены доли мужчин и женщин, имеющих вузовское и послевузовское образование, в России и Казахстане. Предлагается рассматривать модели женского образования в России и Казахстане как системы, включающие в себя пять основных элементов – вход в систему высшего образования, финансовые возможности для обучения, возможность послевузовского образования, уровень интеграции обучения и производства, спектр возможностей последующего трудоустройства женщин с высшим и послевузовским образованием. Определен ряд препятствий неюридического, неформального характера для получения женщинами высшего образования в Республике Казахстан. Установлено, что около половины занятых казахстанских женщин, имеющих высшее образование, проходили обучение в российских вузах. Рассмотрены возможности трудоустройства, профессиональной самореализации и научной карьеры в отношении женщин, имеющих высшее образование. Основные выводы: главным препятствием для развития модели женского образования в Казахстане являются социальные стереотипы о гендерных ролях, проблемы трудоустройства с карьерный ростом для женщин с высшим образованием, конкуренция российских вузов по качеству высшего образования. Практическая значимость: предлагается концепция сопоставительного анализа моделей образования разных стран. Материалы могут служить основой для формирования стратегии и политики управления в сфере образования женщин.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023;12(2):185-191
pages 185-191 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».