The Image of a Woman in the Russian, Tatar and Khanty Phraseological Pictures of the World

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Most phraseological units that name a person do not contain in their semantic structure any reference to the actual biological sex of the person they denote. By their grammatical nature, Russian phraseological units have a masculine or feminine form expressed by the inflection of the main grammatical component. However, this form is usually not gender-specific and is used to refer to both a man and a woman (kisejnaya baryshnya, belaya vorona. Free translation: blue-haired girl, white crow). In Tatar and Khanty languages, there is no category of gender. Phraseological units denoting persons of both genders can be found mostly in Russian. In a small part of phraseological units it is possible to change the gender of the main grammatical component to denote persons of the opposite gender (zmeya podkolodnaya – zmej podkolodnyj. Free translation: snake in the grass(she/he)), the component is rarely replaced to identify the referent of the speech situation (bazarnaya baba – bazarnyj muzhik. Free translation: Gossipmonger (she/he)). The article presents the results of a comparative analysis of phraseological units characterizing only one woman in languages of different systems. Although phraseological units are a deeply national phenomenon, their analysis suggests that the signs of femininity and the features of the female behavioral model named by these units coincide in Russian, Tatar, and Kantian linguistic images of the world. The problems of gender identity, gender differentiation, and cultural conditioning align with the most popular humanitarian research today, which determines the relevance of this work. The article analyzes phraseological units reflecting ideas about the feminine principle or femininity, and their classification is made according to the classification of semantics and connotations. Feminine phraseological units in different linguistic cultures mainly characterize a woman’s physiological-anatomical, intellectual-psychological and socio-axiological features and the “world of women.” From the differences in the figurative basis of phraseological units characterizing a woman in the languages of neighboring peoples, one can infer a culturally universal approach to evaluating certain traits recognized as purely feminine.

About the authors

Elena Nikolaevna Ermakova

Tyumen State University

Email: ermakova25@yandex.ru
Tobolsk, Russian Federation

Guzel Chahvarovna Faizullina

Tyumen State University

Email: utgus@mail.ru
Tobolsk, Russian Federation

Lyubov Gennad'evna Vozelova

Scientific center for Arctic studies

Email: lvozelova@mail.ru
Salekhard, Russian Federation

References

  1. Арсентьева Е. Ф. Сопоставительный анализ фразеологических единиц, выражающих характер человека, в английском и русском языках: дис. … канд. филол. наук. Москва, 1984.
  2. Газимова А. Х., Ярута А. В. Пороки характера человека во фразеологической картине мира // Ученые записки Крымского федерального ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. Том 2 (68). 2016. № 1. С. 138–144.
  3. Гак В. Г. Национально-культурная специфика меронимических фразеологизмов // Фразеология в контексте культуры. Москва, 1999. С. 260–265.
  4. Дементьева И. А. Антропоцентрический подход к исследованию когнитивной и лингвокультурной деятельности человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. 2013. № 2. С. 176–180.
  5. Динисламова О. Ю. Репрезентация внешнего вида человека в аспекте рассмотрения эстетической категории «безобразное» (на материале фразеологизмов мансийского и русского языков // Ежегодник финно-угорских исследований. Т.13. 2019a. № 2. С. 343–355.
  6. Динисламова О. Ю. Языковая репрезентация роста человека в мансийской и русской фразеологических картинах мира // Вестник угроведения. Т. 9. 2019b. № 1. С. 30–39.
  7. Динисламова О. Ю., Динисламова С. С. Образ красивой женщины в мансийской и русской фразеологической картине мира // Вестник угроведения. Т. 9. 2019. № 2. С. 207–222.
  8. Добровольский Д. О. Национально-культурная специфика во фразеологии // Вопросы языкознания. 1997. № 6. С. 48–57.
  9. Ермакова Е. Н. Русские и татарские фразеологизмы с компонентом-зоонимом как источник лингвокультурной информации. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=37845123
  10. Ермолаева М. В. Философский аспект гендерной фразеологии // Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение. № 2. 2011. С. 206–213.
  11. Коногорова А. В. Стереотипы восприятия концепта «женщина» в разноязычных культурах // Вестник ЧитГУ. Филологические науки. № 9 (66). 2010. С. 43–47.
  12. Корина Н. Б. Родственные наименования в славянской фразеологии // Вестник славянских культур. 2015. № 4 (38). С. 128–138.
  13. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. Москва: Наука, 1978. 114 с.
  14. Кульсарина Г. Г. Этнокультурные особенности зоонимов в башкирском языке (на материале фольклорных текстов) // Вестник Башкирского ун-та. Филология и искусствоведение. 2015. Т. 20. № 2. С. 548–541.
  15. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. Москва: Издат. центр «Академия», 2004. 208 с.
  16. Молостова Е. П. Экспрессивный компонент семантики фразеологизмов-антропоцентризмов русского и французского языков: дис. … канд. филол. наук. Казань, 2000. 191 с.
  17. Ратушная Е. Р. Семантическая структура фразеологизмов в процессе ее формирования и функционирования. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 223 с.
  18. Стеванович С. В., Раевская Е. А. Нормативные представления о социальной роли женщины в русской культуре // Вестник КемГУ. Филология. № 2. 2008. С. 188–194.
  19. Таджибова Т. Н., Быкова Л. В. Образ женщины в хантыйской лингвокультуре // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 1 (19). С. 123–131.
  20. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. Москва, 1996. 284 с.
  21. Шагбанова Х. С., Саурбаев Р. Ж. Женщина в английских и русских паремиях и фразеологизмах в свете гендерного подхода // «История, культура, экономика Урала и Зауралья»: междунар. науч. конф. (12–13 ноября 2015 г.). Ханты-Мансийск, 2015. С. 121–126.
  22. Шериева Н. Г. Кабардино-черкесские фразеологизмы, характеризующие человека // Языкознание. № 11. Ч. 3 (77). 2017. С. 182–185.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».