Праенисейский «мамонт» и окуневская иконография

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются представления народов Сибири о мамонте, среди которых выделяется образ мамонта-рогатой рыбы, известный кетам, селькупам, обских уграм и эвенкам. Надежно реконструируется праенисейкое *čer ‘мамонт-рыба’, заимствованное из енисейских языков в языки тюрков юга Сибири и в эвенкийский, и его более глубокая этимология на прасино-кавказском уровне в связи с названиями червя, ящерицы, улитки и др. Кроме того, в мифологии отдаленно родственных енисейцам по языку народов сино-кавказского круга (китайцы, бурушаски и их соседи и др.) присутствует мифологема о превращении животного класса рыбы-ящерицы-змеи в драконоподобное существо. На основании этих данных реконструируется возникновение образа мамонта-рыбы в среде носителей енисейского праязыка после их проникновения в Сибирь на базе более древних сино-кавказских мифологических представлений. В иконографии окуневской культуры обнаруживаются изображения ихтиоморфов, которые структурно, композиционно и в деталях сходны с изображениями мамонта-рыбы у народов Сибири и представляют собой параллели к указанной мифологеме и эволюции образа мамонта-рыбы в духовной культуре носителей праенисейского языка. Кроме того, общая композиция окуневских стел обнаруживает разительное структурное сходство с композицией кетской сакральной иконографии, в том числе с образами ящерицы, надгробными сооружениями и шаманской символикой. Указанные параллели не имеют аналогов в культуре других народов Сибири и должны объясняться в контексте эволюции праенисейской и доенисейской мифологии. Имеются некоторые иконографические параллели в кетской традиции и в искусстве других близких к окуневской культур Сибири (прежде всего самусьской). В связи с этим есть основания предполагать, что в генезисе окуневской культуры принимали участие носители раннего енисейского праязыка. Последний тезис находит подтверждение в данных физической антропологии и генетики.

Об авторах

Владимир Владимирович Напольских

Уральское отделение Российской академии наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Email: vovia.nap@ya.ru
член-корреспондент ран, научный сотрудник Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Старостин С. А. Сравнительный словарь енисейских языков // Кетский сборник. Лингвистика / ред. Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский. М.: Наука, 1995. С. 176–315.
  2. Werner H. Die Welt der Jenissejer im Lichte des Wortschatzes. Zur Rekonstruktion der jenissejischen Protokultur / Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica, 69. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2006. 200 S.
  3. Мифы, предания, сказки кетов / сост., предисл. и примеч. Е. А. Алексеенко. М.: Восточная литература, 2001. 343 с.
  4. Напольских В. В. Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. I // Вопросы ономастики. 2022. Т. 19, № 3. С. 65–82.
  5. Старостин С. А. Праенисейская реконструкция и внешние связи енисейских языков // Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика / отв. ред. Е. А. Алексеенко. Л.: Наука, 1982. С. 144–237.
  6. Дыренкова Н. П. Материалы по шаманству у телеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 10 / отв. ред. С. П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 108–190.
  7. Новиков А. И. Некоторые аналогии к мамонту из области алтайской этнографии // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11 / отв. ред. С. П. Толстов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 160–161.
  8. Бурнаков В. А. Щука в верованиях и фольклоре хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология». 2019. Т. 18, № 7: Археология и этнография. С. 177–186.
  9. Напольских В. В. Хакасско-алтайский мифоним ker и праенисейское название мамонта. II // Вопросы ономастики. 2023. Т. 20, № 1. С. 29–42.
  10. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: в 2 т. / сост. В. И. Цинциус и др. Л.: Наука, 1975.
  11. Menges K. H. Drei Schannanengesange der Ewenki-Tungusen Nord-Sibiriens / Abhandlungen der Nordrhein-Westfalischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 89. Opladen, 1993. 340 S.
  12. Иванов С. В. Мамонт в искусстве народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11 / отв. ред. С. П. Толстов. М.; Л., 1949. С. 133–154.
  13. Заика А. Л. Образ мамонта в искусстве древних и традиционных культур Северной Азии // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. № 2 (2). 2014. С. 95–103.
  14. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984. 201 с.
  15. Хелимский Е. А. Компаративистика, уралистика: лекции и статьи. М.: Языки русской культуры, 2000.
  16. Старостин С. А. Сино-кавказская этимология = Starostin S. A. Sino-Caucasian etymology // Старостин С. А., Старостин Г. С. Вавилонская башня: проект этимологической базы данных = The Tower of Babel. Etymological database project. URL: https://starlingdb.org/cgi-bin/query.cgi?basename=datasinocaucsccet&root=config&morpho=0 (дата обращения: 16.01.2023).
  17. Поляков А. В. Хронология и культурогенез памятников эпохи палеометалла Минусинских котловин. СПб.: ИИМК РАН, 2022. 364 с.
  18. Вадецкая Э. Б. Изваяния окуневской культуры // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. С. 37–87.
  19. Леонтьев Н. В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2006. 236 с.
  20. Дувакин Е. Н. Кетские шаманские бубны из собраний Кунсткамеры и Этнографического музея Казанского университета // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 144–173.
  21. Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков / Сборник Музея антропологии и этнографии при Имп. Академии наук. Т. II, 2. СПб., 1914. 90 с.
  22. Касьян А. С., Старостин Г. С. Автоматическое сравнение енисейско-буришской базисной лексики и вероятностная оценка схождений // XII традиционные чтения памяти С. А. Старостина. Москва, 2017. URL: https://starlingdb.org/confer/Kassian-2017.pdf (дата обращения: 24.02.2024).
  23. Членова Н. Л. Соотношение культур карасукского типа и кетских топонимов на территории Сибири // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969. С. 143–146.
  24. Напольских В. В. Названия соли в уральских языках. СПб.: Маматов, 1922. 143 с.
  25. Starostin G. S. Dene-Yeniseian: a critical assessment // Journal of Language Relationship. 2012. № 8. P. 117–138.
  26. Козинцев А. Г. Происхождение окуневского населения Южной Сибири по данным физической антропологии и генетики // Археология, этнография и антропология Евразии. 2020. Т. 48, № 4. С. 135–145.
  27. Козинцев А. Г. Дене-кавказская макросемья: лексикостатистическая классификация и прародина // Этнография. 2023. № 3 (21). С. 45–67.
  28. Красноярский краевой краеведческий музей. Коллекции музея: этнография коренных народов Сибири. URL: https://www.kkkm.ru/o-muzee/kollekcii/kollekcii-muzeia/etnografiya-bytovye-predmety/etnografiya-severnyh-narodov (дата обращения: 12.06.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».