SOCIO-HUMANITARIAN TECHNOLOGIES OF SELF-MANAGEMENT AS A WAY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF UNIVERSITY STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses the system of socio-humanitarian self-management technologies aimed at forming a subjective position among the students of higher educational institutions in the implementation of educational activities and their readiness for self-development in building a learning trajectory. The purpose is to substantiate the use of socio-humanitarian technologies to improve the efficiency of students’ independent work in the open educational space of the university. The work used theoretical research methods, such as the study and analysis of psychological and pedagogical sources, and empirical, such as the study of results of activity, materials of reflection, content analysis. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature on research issues, the concept of socio-humanitarian technologies has been clarified: it is a set of rationally built methods, procedures and algorithms for influencing individuals, social groups and processes with the following features: orientation towards the diversified development of the student’s personality; impact on both the individual and society; lack of a single impact in the presence of an algorithm; resource intensity, flexibility of procedures; social relations and processes aimed to obtaining humanitarian results; subject-subject orientation of relations. Several problems have been identified that have a negative impact on the successful implementation of students’ independent work in the open educational space of the university. For this purpose, a number of technologies have been identified that act as a resource for the development of students’ self-management and include support, time management, self-tutoring and the construction of an individual educational trajectory. Each technology is a separate module of the system, which together allows to qualitatively improve the skills of independent work in the learning process. The use of a system of socio-humanitarian technologies can significantly increase the level of efficiency of students’ independent work and positively affects their motivation for practice oriented activities, which was demonstrated by a study conducted with bachelor students who are studying in the training direction of the “Organization of Work with Young People” of the educational program “Socio-humanitarian technologies for supporting youth initiatives” of the National Research Tomsk State University.

About the authors

Oksana Nikolaevna Asyutina

Tomsk State University

Email: asyutina55@mail.ru
pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050

Tatyana Anatolyevna Kostyukova

National Research Tomsk State University

Email: kostykova@inbox.ru
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050

References

  1. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Ценностные и деятельностные ориентации вузовской молодежи: выбор между безопасностью и инновационностью // Science for Education Today. 2021. № 1. С. 59–74. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2101.04
  2. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 1. С. 1–18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
  3. Лазарева М. В. Анализ методологических подходов к сущности понятия «непрерывное профессиональное образование» // Вестник КемГИК. 2018. № 44. С. 162–170.
  4. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Знание, понимание, умение. 2005. № 4. С. 129–138.
  5. Лупанов В. Н. Социальные технологии в системе управления качеством образования на основе рейтинга образовательных ресурсов // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. 2008. № 11 (75). С. 231–241.
  6. Нечаева Е. О. Социальные технологии: История становления и версии понимания // Вестник РГГУ. 2014. № 4 (126). С. 55–64.
  7. Багирова К. Э. Социальные и гуманитарные технологии в обществе знания // Известия Саратовского ун-та. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. Вып. 2. С. 174–178.
  8. Поздняков М. В. Социальные и гуманитарные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 4. С. 32–38.
  9. Балина О. Г. Графические техники визуализации информации как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов (на примере изучения курса «Педагогика») // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 109–116.
  10. Сырямкина Е. Г. Студент и преподаватель в системе когнитивного менеджмента // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22) C. 102–107.
  11. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. С. 371.
  12. Асютина О. Н., Костюкова Т. А. Актуализация темпоральных особенностей как элемент самоменеджмента студентов вузов при дистанционном формате обучения // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15, № 2 (51). С. 130–138.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».