МЕДИАЦИОННАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Термин «медиация» введен в методическую литературу по обучению иностранным языкам в 2001 г. Несмотря на это, педагогам необходимо повысить свою квалификацию в отношении расширения представлений об этом понятии как в практическом, так и в теоретическом плане, поскольку в отечественной методике преподавания существует проблема нехватки исследований по медиации непосредственно в контексте обучения иностранному языку. Современное общество придает большое значение коммуникативным связям и отношениям. Обществу нужна личность, обладающая гибким мышлением, умением грамотно излагать свои мысли и легко взаимодействовать с окружающими. Формируя эти умения, учителя воспитывают всестороннюю личность, которая будет способна быть медиатором в общении с представителями другой культуры. Целью исследования является анализ результатов анкетирования учителей на предмет их представлений о необходимости формирования медиационных и межкультурных умений, определения уровня их сформированности и оценки. Для школьников были разработаны и реализованы тесты для определения изначального уровня межкультурных и медиационных умений и конечных результатов на основе предложенных рекомендаций к урокам. По итогам тестирования необходимо отметить, что при прохождении стартового тестирования у школьников преобладает низкий уровень сформированности медиационных и межкультурных умений, а с включением разработанных рекомендаций в урок этот уровень значительно повышается. Результаты исследования и авторские разработки показывают важность формирования медиационной и межкультурной компетенций и могут представлять интерес для учителей английского языка, работающих в средних классах.

Об авторах

Анастасия Александровна Щербатых

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: nastya-sherbatyh@mail.ru
аспирант Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Россия, 199034

Список литературы

  1. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 427 с.
  2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 229 с.
  3. Лапидус Б. А., Неусихина М. М., Шейдина И. Л. Практический курс английского языка для продвинутого этапа обучения. М.: Высшая школа, 1965. 366 с.
  4. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 214 с.
  5. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Cambridge, 2001. 278 p.
  6. North B., Docherty C. Validating a set of CEFR illustrative descriptors for mediation // Cambridge English: research notes. 2016. № 63. P. 24–33.
  7. Ланкина О. Ю. Медиация в системе оценивания устного высказывания в форме дискуссии // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2018. Вып. 2. С. 174–178.
  8. Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation // Zeitschrift für Fremdsprachenforschung. 1990. № 1. S. 83.
  9. Hřebačková M. Teaching intercultural communicative competence through virtual exchange // Training, Language and Culture. 2019. № 3 (4). P. 8–17.
  10. Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching // Sprogforum. 2000. № 18 (6). P. 8–13.
  11. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. 200 p.
  12. Болюбаш Я. Я., Булах И., Мруга М. Г., Филончук И. Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Киев: Мастер-класс, 2007. 272 с.
  13. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психоло-педагогического исследования: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 208 с.
  14. CEFR Companion Volume with New Descriptors (Provisional Edition). Communicative language. Council of Europe, 2018. P. 170.
  15. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 138 c.
  16. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 7 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 146 c.
  17. Ваулина Ю. Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О. Е. УМК «Английский в фокусе» для 8 класса. М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. 209 c.
  18. Линева Е. А., Котова Е. Г., Савельева Е. Б., Леонтьева А. В. Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 189–202.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».