КЛУБ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ МИССИИ УНИВЕРСИТЕТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ставится проблема необходимости интенсифицировать каналы и формы взаимодействия с иностранными студентами в российских университетах, которые сегодня призваны не только проводить научные исследования и обучать, но также влиять на совершенствование культурного и социально-экономического статуса как своего региона, так и всего мира. Обосновывается, что третья миссия университета сегодня подразумевает создание имиджа России как партнера, нацеленного на диалог в равных условиях, стремящегося к безопасности всех участников мирового процесса, условием чего является многополярность. Условия многообразия культур, имеющего место в университетах, позволяют с помощью педагогических технологий показать позицию страны представителям других стран – иностранным студентам. Подчеркивается роль межкультурной компетентности как одного из важнейших навыков XXI века, формирование которого в условиях роста неопределенности на мировой арене именно университеты должны взять на себя. Это миссия формирования доброжелательности и толерантности по отношению к представителям разных народов, служения международному взаимопониманию и сотрудничеству. Доказывается, что не следует ограничиваться процессом адаптации к другой культуре, основанной на принятии новых культурных норм и формировании умения приводить свои поведенческие реакции в соответствие с ними. Необходимо формирование нового типа личности при освоении новых культурных кодов и способности вести себя в соответствии с ними. Такая личность чувствует себя комфортно в любом кросс-культурном коллективе и знает способы реализовать себя в нем. Для этого студентам целесообразно показывать примеры новых путей интенсивного взаимодействия на пересечении различных культурных парадигм.

Об авторах

Татьяна Леонидовна Чернышева

Новосибирский государственный технический университет

Email: tablack@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент пр. Карла Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073

Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Идеология толерантности: школа жизни с непохожими людьми // Образовательная политика. 2011. Вып. 2, № 52. С. 2–4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26137913 (дата обращения: 20.05.2022).
  2. Белинская Е. П. Молодежные представления о трудных жизненных ситуациях: кросс-культурные различия // Новые психологические исследования. 2021. Вып. 4. С. 109–121. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/421541943/? (дата обращения: 17.05.2022).
  3. Марцинковская В. Д., Киселева Е. А. Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире // Психологический журнал. 2018. Вып. 39, № 3. С. 79–89. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34994590& (дата обращения: 12.05.2022).
  4. Чернышева Т. Л. Третья миссия университета. Доминанта воспитательной функции. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2020. 303 с.
  5. Достоевский Ф. М. Статьи и материалы. Л.; М., 1924. С. 509–536.
  6. Кириллина Е. В., Лысанова Н. В., Протопопова M. Ю. Поликультурное воспитание студентов вуза в условиях циркумполярного мира // Перспективы науки и образования. 2019. Вып. 4, № 40. С. 56–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39544345 (дата обращения: 15.05.2022).
  7. Столярова А. О. Основные компоненты коммуникативной ситуации деловых переговоров // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Вып. 18, № 1. С. 120–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42565890 (дата обращения: 20.05.2022).
  8. Томин В. В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. Вып. 1. С. 903. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324549& (дата обращения: 20.05.2022).
  9. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.
  10. Андреев А. Л. «Мы» и «они»: отношение россиян к другим странам мира // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1996. С. 201–208.
  11. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384 с.
  12. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2002. 624 с.
  13. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: автореф. … дис. д-ра культурологии. М., 2008. 44 с.
  14. Шеина И. М. Межкультурная коммуникация как проявление лингвистического и культурологического опыта: автореф. … дис. д-ра филол. наук. М., 2010. 53 с.
  15. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. Вып. 3. С. 52–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28863443& (дата обращения: 19.05.2022).
  16. Oberg К. Culture Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. P. 16.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».