Development of an interactive cognitive training platform for the development of emotional intelligence among pedagogical university students: problem statement

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper highlights the problem of shortage of young teachers in the system of secondary general and additional education, analyzes current requirements imposed by employers on young teachers’ soft-skills, and identifies deficiencies in emotional and communicative competence among university students. The paper also suggests that these factors might contribute to a drain of young professionals from schools. The author highlights problems young teachers face at schools, such as building relationships with other subjects of educational process, the inability to quickly navigate in a rapidly changing world, a high level of anxiety, and difficulties in controlling their own emotions. The relationship between these challenges and the level of teacher’s emotional intelligence is substantiated. The paper reviews modern studies of emotional intelligence among future teachers. Furthermore, the author presents own research design used in the study of emotional intelligence among the students of the Institute of Foreign Languages and International Cooperation at Tomsk State Pedagogical University. The results show insufficient level of emotional intelligence among future teachers. The paper hypotheses that development of emotional intelligence among today’s students of pedagogical universities might reduce their outflow from schools in future. Possible ways and challenges of emotional intelligence development among pedagogical students are examined. The author substantiates the feasibility of implementing a program for development of emotional intelligence among future teachers in the form of an interactive cognitive training platform. The paper describes the author’s model of an interactive cognitive training platform for the development of emotional intelligence among the students majoring in pedagogy (03.44.05 – Pedagogical education, with two profiles of training) and pursuing a bachelor’s degree. As well, it provides a conceptual basis of interactive cognitive training platform for the development of emotional intelligence among pedagogical university students along with the list of topics and competencies planned to be developed using the platform. The paper indicates the possibility of using the platform both in the professional training of future teachers on the basis of secondary specialized educational institutions, and advanced training courses for practicising teachers.

About the authors

Yulia Valerievna Krasnik

National Research Tomsk State University; Tomsk State Pedagogical University

Email: krasnikyulia@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Suarez V., McGrath J. Teacher professional identity: How to develop and support it in times of change. 2022. 45 p.
  2. Valente S., Lourenço A. A., Dominguez-Lara S. Teachers in the 21st century: Emotional intelligence skills make the difference. 2022. P. 1–15.
  3. Майер А. Молодые педагоги составляют малую часть учительского состава в школе // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/09/25/996850-molodie-pedagogi-sostavlyayut-maluyu-chastuchitelskogo-sostava (дата обращения: 05.11.2023).
  4. Аширова Е. П., Денисова А. А. Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 44–48.
  5. Родионова Е. В., Конюхова Т. В., Лукьянова Н. А., Конюхова Е. Т. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 1991. С. 126–138. doi: 10.26907/esd.17.4.10
  6. Москвина Н. Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика. 2005. № 8. С. 61–69.
  7. В МГПУ обсудили, что отталкивает молодых учителей от профессии. URL: https://www.mgpu.ru/v-mgpuobsudili-chto-ottalkivaet-molodyh-uchitelej-ot-professii/ (дата обращения: 05.11.2023).
  8. Шевырева Е. Г., Федосова И. В. Основные теоретические модели эмоционального интеллекта // Бюллетень науки и практики. 2016. № 9 (10). С. 264–269.
  9. Бондарчук Е. В. Особенности развития эмоционального и социального интеллекта у будущих социальных педагогов и педагогов-психологов // Исторические и психолого-педагогические науки. Минск: РИВШ, 2021. С. 65–73.
  10. Goleman D. Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ. Bloomsburry, 2020. 386 p.
  11. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 176 с.
  12. Красник Ю. В. Оценка эмоционального интеллекта обучающихся педагогического профиля в образовательной среде вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). doi: 10.23670/IRJ.2023.134.27. URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.2 (дата обращения: 02.12.2023).
  13. Кленова М. А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 2. С. 176–182.
  14. Azbukina E., Bondarenko N. A. Cultivation of Emotional Intelligence Through Art // The 6th International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2020). Atlantis Press, 2021. P. 270–274.
  15. Бортникова A. A. Эмоциональный интеллект // Психологический вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. Вып. 5. С. 240–241.
  16. Баурова Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 4. С. 3.
  17. Шандлоренко Д. Д. Развитие эмоционального интеллекта студентов вуза путем тренингового воздействия // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 66–69.
  18. Иванова Е. С. Дистанционный интернет-тренажер – новейший способ развития эмоционального интеллекта // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 93–97.
  19. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. 2009. С. 264–278.
  20. Зверков А. Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 116–126.
  21. Гурович И. Я. и др. Социальные когниции при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра // Доктор.Ру. 2014. № 6-1. С. 81–87.
  22. Трусов В. П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) // Вопросы психологии. 1982. Т. 1, № 982. С. 144–147.
  23. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. Т. 334. 336 c.
  24. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения 05.11.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».