Problems of reading and comprehension: from digitized text to hypertext

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the article, the problem of heterogeneity of digital reading is raised. By analogy with Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum, it is proposed to consider screen reading not as a single monolithic system, but as a continuum that includes many modifications. The theoretical part of the article presents a typology of types of electronic text and modifications of reading. Both simple modifications (e.g., reading digitized text) and complex ones, including reading hypertext, are analyzed. It is shown that not only reading interactive online text, but also mono-code verbal text in PDF format differs significantly from paper reading in a number of parameters. Text comprehension is considered as a key issue in the problems of digital reading. In the practical part, using a sample of students in grades 5–9, the results of an empirical study of gender and age differences in the level of understanding of monocode digitized text are presented. It was revealed that when working with paper text, girls outperform boys in reading comprehension (p ≤ 0.05), demonstrating a more attentive attitude to factual information and better coping with tasks on conceptual information. Regarding screen reading, no significant gender differences were found (p > 0.05).

About the authors

Natalya Anatolyevna Borisenko

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research

Email: borisenko_natalya@list.ru
Moscow, Russian Federation

Kseniya Vadimovna Mironova

Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research

Email: kseniamir@inbox.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. Ю. П. Мелентьевой. М.: Наука, 2021. 448 с.
  2. Борисенко Н. А. и др. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28–49. doi: 10.15293/2658-6762.2005.02
  3. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 74–98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5
  4. Mangen А., Walgermo B., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: effects on reading comprehension // International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. P. 61–68. doi: 10.1016/j.ijer.2012.12.002
  5. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42, № 2. P. 288–324. doi: 10.1111/1467-9817.12269
  6. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение: попытка осмысления // Доклады научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 16: материалы постоянного круглого стола «Чтение как средство коммуникации» / сост. Ю. П. Мелентьева; под ред. В. А. Лекторского. М.: Наука, 2019. С. 92–95.
  7. Milgram P., Kishino A. Taxonomy of mixed reality visual displays // IEICE Transactions on information and systems, E77-D. 1994. № 12. P. 1321–1329. URL: https://www.researchgate.net/publication/231514051_A_Taxonomy_of_Mixed_Reality_Visual_Displays (дата обращения: 01.03.2024).
  8. Skarbez R., Smith M., Whitton M. S. Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum // Front. Virtual Real. 2021. Vol. 2. doi: 10.3389/frvir.2021.647997
  9. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. 2-е изд., доп. М.: Наука, 2022. 304 с.
  10. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные читательские практики: обзор основных исследований как попытка классификации // Литература в школе. 2022. № 1. С. 92–104. doi: 10.31862/0130-3414-2022-1-92-104
  11. Honma M. et al. Reading on a smartphone affects sigh generation, brain activity, and comprehension // Scientific Reports. 2022. Vol. 12, № 1589. doi: 10.1038/s41598-022-05605-0
  12. Белова Н. В., Рублева Е. В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию. СПб.: Златоуст, 2017. 68 с.
  13. DeStefano D., LeFevre J. A. Cognitive load in hypertext reading: A review // Computers in Human Behavior. 2007. Vol. 23, № 3. P. 1616–1641. doi: 10.1016/j.chb.2005.08.012
  14. Zumbach J., Pixner J. Textverständlichkeit und kognitive Belastung beim Lernen mit Text und Hypertext // Unterrichtswissenschaft. 2006. № 34 (3). P. 256–271.
  15. Delgado P. et al. Don’t throw away your printed books: A meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension // Educational Research Review. 2018. № 25. P. 23–38. doi: 10.1016/j.edurev.2018.09.003
  16. Schwabe A. et al. No negative effects of reading on screen on comprehension of narrative texts compared to print: a meta-analysis // Media Psychology. 2022. Vol. 25 (2). P. 1–18. doi: 10.1080/15213269.2022.2070216
  17. Миронова К. В., Борисенко Н. А., Шишкова С. В. Возрастная динамика понимания текста подростками 11–16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа // Вопросы психологии. 2023. № 1. С. 27–39.
  18. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. 5-е изд., стер. М.: КомКнига, 2007.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».