Современное состояние и проблемы развития дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье показано усиление роли дополнительного образования, его востребованности среди потребителей и заказчиков, проведен краткий анализ рынка образования в России и мире с учетом развития рынка образовательных технологий. Проанализированы сегменты частного и государственного образования, их характеристики, преимущества и недостатки. Исследованы современное состояние, нормативные изменения в области дополнительного образования, системы подготовки педагогов дополнительного образования к реализации трудовых функций с учетом внедрения профессиональных стандартов. Проведен анализ российской реферативной базы публикаций в области подготовки педагогов дополнительного образования, развития их компетентности, оценки качества и т. д. По итогам проведенной работы выделен ряд проблем, касающихся подготовки педагогов дополнительного образования к профессиональной реализации трудовых функций на высоком уровне, которые не нашли отражения в трудах современных ученых.

Об авторах

Галина Александровна Яновская

Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева

Email: 4ecoaching@gmail.com
генеральный директор, аспирант Москва, Россия

Список литературы

  1. Международное аналитическое агентство HolonIQ. URL: https://www.holoniq.com/edtech/10-charts-that-explain-the-global-education-technology-market/ (дата обращения: 18.12.2022).
  2. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018, № 3. URL: https://clck.ru/QSQDE (дата обращения: 18.12.2022).
  3. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485 (дата обращения: 20.11.2022).
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 20.11.2022).
  5. Золотарева А. В. Научно-методическое обеспечение профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89–98. doi: 10.24411/1813-145X-2018-10108
  6. Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики // Мониторинг экономики образования. 2020. № 17. URL: https://memo.hse.ru/news/401425127.html
  7. Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. 186 с.
  8. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Е. Лебедев, М. В. Катунова, Н. Ф. Трубицын и др. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  9. Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 40–56. doi: 10.15293/2658-6762.2205.03
  10. Кузнецова Н. В. Использование потенциала цифровизации образования для подготовки педагога по внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 4 (44). С. 50–55.
  11. Шафигуллина М. М., Гильмутдинова Р. М. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск – Москва, 26–27 октября 2017 г.) / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 532 с.
  12. Чаленко Н. Н., Косиенко Р. С. Современные тенденции развития системы дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 221–223.
  13. Логинова Л. Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnoe-issledovanie-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 14.11.2022).
  14. Дьячкова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: шаг к повышению качества региональной системы дополнительного образования детей и молодежи // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск. Москва, 26–27 октября 2017 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. С. 118–121.
  15. Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Интерактивные формы совершенствования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования // Дискуссия. 2017. № 11 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-sovershenstvovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.12.2022).
  16. Горшенина С. Н., Буянова И. Б., Шукшина Т. И. Применение практико-ориентированных оценочных средств в подготовке будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 4 (44). С. 25–30.
  17. Кондаурова И. К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22–24.
  18. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2011. 233 с.
  19. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
  20. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  21. Проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)». URL: https://bit.ly/3VplAgW (дата обращения: 11.11.2022).
  22. Профессиональное выгорание школьных учителей. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». URL: https://yandex.ru/company/news/22-12-2020 (дата обращения: 11.11.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».