The influence of socio-cultural and scientific-pedagogical factors on the development of approaches to teaching foreign languages in the late XX – early XXI century

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

At the end of the XX – beginning of the XXI century, significant changes are taking place in the domestic language education, which led to a revision of the entire system of teaching foreign languages at all levels of education. Socio-cultural and scientific-pedagogical factors served as a kind of trigger for the modernization and development of approaches to the study of foreign languages. Against the background of rapidly expanding international cooperation in the 1990s, the pedagogical community focused its attention on the development of new approaches to language teaching. A detailed study of the influence of socio-cultural and scientific-pedagogical factors on the development of approaches to teaching foreign languages has been carried out. Concrete examples of the expansion and expansion of intercultural relations between Russia and Western countries after the collapse of the USSR are given. It is stated that rapidly developing international cooperation required people who speak foreign languages. Based on the theoretical analysis of scientific works of teachers, linguists and methodologists, the key ideas of communicative and culturological approaches to teaching foreign languages are characterized. It is concluded that communicative and culturological approaches to the study of foreign languages were designed to optimally promote their rapid assimilation, the development of communicative competence, the acquisition of communication skills with representatives of other countries, the comprehension of the culture of other peoples for productive interaction in various fields of human activity.

About the authors

Marina Viktorovna Rybak

Moscow State University

Email: soyez_le_bienvenu@mail.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Дунаева А. С., Ветчинова М. Н. Культурологическая идея концепции коммуникативного иноязычного образования // Язык и культура. 2014. № 3 (27). С. 138–145.
  2. Кирилова Е. А., Троицкий Е. Ф. Культурное взаимодействие Российской Федерации и Федеративной Республики Германия в период с 2000 по 2020 г. // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 154–161.
  3. Климова Н. А. Российско-французские культурные отношения во второй половине 80-х – 90-е гг. ХХ века // Преподаватель XXI век. 2007. № 2. С. 110–113.
  4. Гавров С. Н., Востряков Л. Е. Международное культурное сотрудничество как часть государственной культурной политики России // Вестник МГУКИ. 2018. № 3 (83). С. 152–160.
  5. Ветчинова М. Н. Основные теории и концепции соизучения языка и культуры // Язык и культура. 2018. № 43. С. 33–45.
  6. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. … д-ра пед. наук. М., 1992. 528 c.
  7. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис. … д-ра пед. наук. М., 1994. 475 с.
  8. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 172 с.
  9. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования: на материале культуроведения США. М.: Еврошкола, 2003. 406 с.
  10. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. № 1 (33). С. 22–29.
  11. Сысоев П. В. Культуроведческие аспекты обучения языкам международного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2000. № 4 (20). С. 61–67.
  12. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и преподавание немецкого языка // Интеграция образования. 2002. № 1. С. 80–81.
  13. Сафонова В. В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 7–16.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».