Ресурсность и особенности структурно-уровневой организации профессионального педагогического мышления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность работы обусловлена тем, что рассмотрение профессионального мышления как ресурса требует расширения представлений о нем как о метасистеме, включающей в себя когнитивный, метакогнитивный, личностный и ресурсно-поведенческий компоненты. Представлены данные исследования профессионального мышления педагогов дошкольных образовательных организаций (n = 70) с опорой на метасистемный подход. Определены особенности структурно-уровневой организации профессионального мышления педагогов на системном уровне. Выделены сходства и отличия в профессиональном мышлении в зависимости от территориальной расположенности дошкольных образовательных организаций. Установлено, что существует частичная связь между компонентами-субсистемами профессионального педагогического мышления. Предложено новое для психолого-педагогической науки понимание ресурсности профессионального мышления. Полученные результаты могут быть использованы в области дошкольного образования в направлении достижения показателей качества образовательной деятельности.

Об авторах

Ирина Владимировна Серафимович

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Email: iserafimovich@yandex.ru
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра Ярославль, Россия

Список литературы

  1. Осипова Е. К. Структура педагогического мышления учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 144–146.
  2. Гильманов С. А. Профессиональная специфика понятийного мышления // Образование и наука. 2017. № 19 (9). С. 32–51.
  3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  4. Кашапов М. М., Сурина Н. В., Кашапов А. С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды // Известия Иркутского гос. ун-та. Серия: Психология. 2022. Т. 40. С. 18–30.
  5. Вилькеев Д. В. Формирование педагогического мышления у студентов: учеб. пособие. Казань, 1992. 108 с.
  6. Гильмашина С. И., Вилькеев Д. В. Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 2. С. 67–75. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n2/Gilmanshina (дата обращения 20.12.2022).
  7. Орлов А. А. Ценности и смыслы современного отечественного педагогического образования // Вестник Московского ун-та. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 1. С. 3–20.
  8. Карпов А. В., Карпов А. А. Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности. Ярославль: Филигрань, 2022. 816 с.
  9. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. 112 с.
  10. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, № 2. С. 9–19.
  11. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  12. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 378 с.
  13. Гоноболин Ф. Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1973. 240 с.
  14. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2019. 272 с.
  15. Карпов А. В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности // Мир психологии. 2020. Т. 103, № 3. С. 12–23.
  16. Серафимович И. В., Кашапов М. М., Пошехонова Ю. В., Базанова Г. Ю. Социально-психологические аспекты профессионального обучения в сфере здравоохранения: специфика метакогнитивных процессов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 6. С. 1607–1612.
  17. Серафимович И. В. Прогнозирование как предиктор ресурсности профессионального мышления педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47238562 (дата обращения: 20.12.2022).
  18. Шмидт А. Ф. Представления педагогов ДОО об условиях создания эффективной совместной деятельности дошкольников при выполнении продуктивных задач // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7, № 1. С. 89–96. doi: 10.17759/psyedu.2015070109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23251597 (дата обращения: 20.12.2022).
  19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
  20. Толочек В. А. Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 3. С. 250–260.
  21. Психолого-педагогические проблемы современного социума / под ред. Е. А. Левановой и А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2018. 298 с.
  22. Kahneman D., Sunstein C., Sibony O. Noise: A Flaw in Human Judgment London: William Collins, 2021. 454 s.
  23. Selwyn J., Grant А. Self-regulation and solution-focused thinking mediate the relationship between self-insight and subjective well-being within a goal-focused context: An exploratory study // Cogent Psychology. 2019. № 6:1. P. 1–15. doi: 10.1080/23311908.2019.1695413
  24. Гусельцева М. С. Предпосылки антропологического поворота в образовании // Образовательная политика. 2022. № 1 (89). С. 25–41.
  25. Знаков В. В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. 3-е изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2022. 365 с.
  26. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. 2-е изд., дораб. Самара: Самар. Дом печати, 1999. 128 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».