Использование схем в логопедической работе с младшими школьниками-билингвами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты прикладного исследования проблемы билингвизма. Ее актуальность обусловлена наблюдаемой миграцией представителей населения, являющихся носителями различных культур в условиях многонационального государства. Это приводит к росту числа детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении школьной программы, в частности при использовании средств неродного языка. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о трудностях в обучении школьников-билингвов, о различном характере этих трудностей и необходимости специальной коррекционной помощи. При этом особенности содержания логопедической работы с билингвами исследуются с позиций учета сходства и различия двух языковых систем, в рамках которых существует и обучается ребенок, понимания механизма трудностей освоения языка, на котором ведется обучение.Педагогически организованное включение детей 3–4-го классов с билингвизмом в систему оказания логопедической помощи через целенаправленное образовательное пространство взаимодействующих субъектов: логопед, педагог и родители – рассматривается в качестве условия преодоления трудностей обучения. Необходимым условием реализации программы логопедической помощи обучающимся-билингвам выступает применение обобщенных моделей, отражающих закономерности двух языковых систем, в качестве средств наглядного моделирования.

Об авторах

Елена Юрьевна Медведева

Нижегородский государственный педагогический университет им К. Минина

Email: medvedeva4278@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижний Новгород, Россия

Светлана Евгеньевна Уромова

Нижегородский государственный педагогический университет им К. Минина

Email: somur76@mail.ru
старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Нижний Новгород, Россия

Список литературы

  1. Мясников И. Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257/846 (дата обращения: 08.11.2022).
  2. Медведева Е. Ю., Уромова С. Е. Лингвистический анализ трудностей овладения школьной программой по русскому языку обучающихся с билингвизмом // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып. 5 (39). С. 58–66. doi: 10.23951/2307-6127-2021-3-58-66
  3. Шабанова Т. Л., Уромова С. Е., Настругова М. А. Психолого-педагогические условия развития доминирующей в обучении русской речи у младших школьников-билингвов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 335–338.
  4. Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во Мос. ун-та, 1969. 224 с.
  5. Бочкарева Т. А. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2019. № 12. С. 190–195.
  6. Михайлов М. М. О разновидностях двуязычия // Двуязычие и контрастивная грамматика. Чебоксары, 2017. С. 15–23.
  7. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 2015. 190 с.
  8. Бакшиханова С. С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия: психолингвистический аспект. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2018. 143 с.
  9. Гончарова В. А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии // Логопедия. 2017. № 3 (9). С. 22–26.
  10. Никифорова Н. Н. Система логопедической работы с обучающимися при двуязычии: методические рекомендации для учителей-логопедов. Челябинск, 2010. 71 с.
  11. Козлова О. В. Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом. URL: https://drive.google.com/file/d/1BSC3FrUVnanBxQJclOAhxmXhVOUWPRH6/view (дата обращения: 10.11.2022).
  12. Методика развития речи на уроках русского языка: кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2015. 240 с.
  13. Юсупова З. Ф., Галимуллина А. Ф., Калашникова М. А. Методическое пособие для учителей-предметников (русский язык) с описанием методики преподавания предмета в условиях двуязычной образовательной среды. М., 2016. 81 с.
  14. Румега Н. А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ, 2014. 228 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».