Подготовка студентов гуманитарных вузов к использованию информационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов осуществляется подготовка бакалавров направления подготовки «Экономика». В данной работе представлен процесс разработки автором электронного курса по дисциплине «Информатика». Электронный курс обновляется с учетом уже опубликованных ранее результатов. Актуальность сформулированной темы научного исследования подтверждается содержанием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в соответствии с которыми обучение использованию современных информационных технологий входит в обязательную часть учебного плана по направлениям подготовки «Экономика». Офисные информационные технологии и фиджитал-технологии повсеместно применяются экономистами в профессиональной деятельности. Необходимо учитывать указанные в стандартах виды деятельности, которые должны быть готовы осуществлять будущие экономисты: расчетно-экономическую, аналитическую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, педагогическую, учетную, расчетно-финансовую, банковскую и страховую. Уточним, что одним из ведущих направлений, характерных для аналитического вида деятельности, является поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов для экономистов. В ходе преподавания дисциплины «Информатика» у студентов формируются компетенции, определяющие способности будущих экономистов к различным видам деятельности, с помощью информационных технологий (прежде всего офисного программного обеспечения и электронного документооборота). В ходе исследования мы изучаем способы формирования таких компетенций. В исследовании применяли следующие материал и методы: анализ научной литературы, разработка электронных курсов для студентов экономического факультета; проектирование электронного курса по информатике, обобщение результатов преподавания дисциплины. Объектом исследования является подготовка студентов экономического факультета к использованию современных информационных технологий. Предметом исследования является процесс использования электронных курсов и систем дистанционного обучения в ходе преподавания дисциплины «Информатика». Целью выполнения данного исследования выступает изучение особенностей применения средств дистанционного обучения и фиджитал-технологий при подготовке экономистов и менеджеров в ходе создания электронного курса. Оно направлено на разработку и обновление учебно-методических материалов по дисциплине «Информатика» с учетом современных особенностей информационных технологий. Новизна представленных результатов заключается в авторском подходе к проектированию структуры электронного курса и к разработке обновленных теоретических материалов дисциплины с учетом новых версий использованного программного обеспечения. Автором на основе собственного опыта и обобщения материалов преподавателей кафедры разработаны учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика», предназначенные для обучения будущих экономистов и менеджеров. Обобщены результаты преподавания дисциплины в 2021/22 учебном году для группы студентов первого курса бакалавриата. В современном мире наблюдается противоречие между необходимостью подготовки будущих экономистов к использованию современных офисных и фиджитал-технологий в профессиональной деятельности и устареванием учебно-методических материалов по информатике и информационным технологиям. Для решения этого противоречия необходимо создать современные учебно-методические материалы по дисциплине «Информатика» и постоянно обновлять соответствующий электронный курс. В статье представлена структура разработанного электронного курса и обобщены статистические данные, полученные в результате проверки ответов студентов при выполнении заданий. В дальнейшем планируется продолжить усовершенствование структуры электронного курса с учетом современных тенденций в области цифровизации образования.

Об авторах

Валерий Юрьевич Мокрый

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Email: mokvalera@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и математики, заместитель заведующего кафедрой по научной работе Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Мокрый В. Ю. Некоторые особенности поддержки самостоятельной работы студентов в ходе преподавания дисциплины «Информатика» с помощью технологий дистанционного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Образование. Технологии. Качество», 26–27 марта 2021. С. 130–132.
  2. Мокрый В. Ю., Седов Р. Л. Формирование информационной культуры обучающихся образовательных учреждений в условиях современного общества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 5 (217). С. 144–151. doi: 10.23951/1609-624X-2021-5-144-151
  3. Мокрый В. Ю. Культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. Вып. 3 (192). С. 91–96. doi: 10.23951/1609-624X-2018-3-91-96
  4. Мокрый В. Ю., Спицын А. В. Применение современных информационных технологий для подготовки будущих менеджеров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. Вып. 6 (212). С. 142–150. doi: 10.23951/1609-624X-2020-6-142-150
  5. Мокрый В. Ю., Путькина Л. В. Применение case-средств для подготовки менеджеров в гуманитарном вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 4 (32). URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=4&article_id=7802 (дата обращения: 05.04.2023). doi: 10.23951/2307-6127-2020-4-91-101
  6. Мир по имени фиджитал. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4593517 (дата обращения: 03.07.2022).
  7. Туран М. «Ашан» – фиджитал-дискаунтер с доступными ценами. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13361/ (дата обращения: 13.10.2022).
  8. Фиджитализм. URL: https://www.youtube.com/channel/UCYyIhGtoy1ov99WetkzbKFg (дата обращения: 05.04.2023).
  9. Phyqital (фиджитал) – как сочетание цифрового и физического опыта изменит нашу жизнь. URL: https://hr-media.ru/ (дата обращения: 05.07.2022).
  10. Как фиджитал спасет ритейл: примеры использования. URL: https://www.cossa.ru/trends/168855/ (дата обращения: 03.07.2022).
  11. XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании». URL: https://www.sgu.ru/conference/ito-saratov-2022 (дата обращения: 02.11.2022).
  12. Портал выбора технологий и поставщиков. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 08.11.2022).
  13. Barkhatova D. A., Bitner M. A., Grohotova E. V., Lomasko P. S., Simonova A. L. Personalizing older people training in modern technologies for successful life in smart society // KES-SEEL: International KES conference on smart education and smart e-learning, Singapore, 14.06–16.06.2021. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-16-2834-4_5 (дата обращения: 11.07.2021).
  14. Dostovalova E. V., Lomasko P. S., Maschanov A. A., Nazarenko E. M., Simonova A. L. Teaching in a continuously and dynamically changing digital information and learning environment of a modern university // New Educational Review. 2018. Т. 53, № 3. URL: http://czasopisma.marszalek.com.pl/images/pliki/tner/201803/tner5311.pdf (дата обращения: 11.07.2021).
  15. Седов Р. Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами moodle // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 115–120.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».