Возможности использования психолого-педагогических условий консолидации школьного коллектива в процессе подготовки будущих лидеров Национальной технологической инициативы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Необходимость подготовки будущих лидеров Национальной технологической инициативы (НТИ) требует выявления психолого-педагогических условий создания команд на базе школьного коллектива. Дается определение понятия «будущий лидер НТИ», включающее в себя дифференциацию по уровням основных образовательных программ. Проведен анализ существующих у общеобразовательных организаций методик преодоления низких образовательных результатов и выявлены управленческие решения, позволяющие консолидировать коллектив. К основным управленческим решениям относят обеспечение системы действий, определяющих и конкретизирующих образовательные цели, развитие мотивации педагогических кадров на улучшение образовательных результатов; организацию взаимодействия «наставник – молодой педагог»; организацию педагогической (методической, психолого-педагогической) взаимопомощи в педагогическом коллективе; обеспечение взаимодействия педагогических кадров (как индивидуального, так и коллективного) с администрацией школы для решения производственных и личных вопросов; контроль взаимосвязи динамики образовательных результатов, которые достигают учащиеся, и вознаграждения педагогических кадров школы; организацию условий для профилактики и реабилитации профессиональных заболеваний педагогов, в том числе и их профессионального выгорания; повышение значимости результатов работы общественных объединений в социальной и профессиональной поддержке. К психолого-педагогическим условиям, позволяющим преодолевать низкие образовательные результаты, относятся развитие ценностно-ориентационного единства, коллективистического самоопределения личности и действенной групповой эмоциональной идентификации. Предполагается дальнейшая работа по формированию благоприятного социально-психологического климата на базе школьных коллективов. Данная работа должна быть комплексной, целенаправленной, включать скоординированные действия всех участников образовательных отношений. Работа по созданию благоприятного психологического климата в коллективе может проходить в виде индивидуального консультирования, психологических тренингов.

Об авторах

Дина Рафаиловна Мерзлякова

Удмуртский государственный университет

Email: dinamerzlyakova26@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой Ижевск, Россия

Алексей Анатольевич Мирошниченко

Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

Email: ggpi@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой Глазов, Россия

Список литературы

  1. Сайт агентства стратегических инициатив. URL: https://asi.ru (дата обращения: 11.11.2022).
  2. Мирошниченко А. А., Мерзлякова Д. Р. Национальная технологическая инициатива: о рисках качества образования // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 336–344.
  3. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 264 с.
  4. Бойко В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность: учебник. М.: Мысль, 2010. 207 с.
  5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2010. 240 с.
  6. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2011. 318 с.
  7. Никандров В. В. Методологические основы психологии: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2014. 235 с.
  8. Резник А. Я. Социальная психология: учебник. СПб.: Невское время, 2015. 314 с.
  9. Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? М.: Национальное образование, 2018. 336 с.
  10. Изучаем риски снижения образовательных результатов учащихся: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2021. 128 с.
  11. Мюллер Д. Тирания показателей: как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 266 с.
  12. Методика оказания адресной помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/Metodica_500.pdf (дата обращения: 16.12.2022).
  13. Мирошниченко А. А., Чиговская-Назарова Я. А., Хлобыстова И. Ю., Куртеева О. В. Взаимосвязь приоритетов управленческих решений руководства общеобразовательных школ и динамики изменений образовательных результатов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 686–707.
  14. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 432 с.
  15. Radd Sh. I., Generett G. G., Gooden M. A., Theoharis G. Five Practices for Equity-Focused School Leadership ASCD. 2021. 246 p.
  16. UNESCO «Futures of Education». URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/ (дата обращения: 16.12.2022).
  17. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие. М.: ИнформЗнание, 2012. 165 с.
  18. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 224 с.
  19. Козлов В. В., Новиков В. В. Проблема коллектива в современной социальной психологии // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 148–150.
  20. Новиков В. В., Козлов В. В. Проблема коллектива – новый взгляд на старую проблему // Седьмая волна психологии. Вып. 2. Ярославль; Минск, 2007. С. 55–63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».